ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
04 мая 2021 года
Дело № А70-19305/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Омаровой Б.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3432/2021) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.02.2021 по делу № А70-19305/2020 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>, 625000, <...>) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 19.08.2020 № 33,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» –ФИО1, (по доверенности от 25.12.2020 № 130-20, сроком действия по 31.12.2021)
установил:
общество с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» (далее – заявитель, ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз», общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заинтересованное лицо, Северо-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора, административный орган) о признании недействительным предписания от 19.08.2020 № 33 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.02.2021 по делу № А70-19305/2020 заявление удовлетворено. Признано недействительным предписание от 19.08.2020 № 33, с заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы судебные расходы в размере 3 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения, административный орган в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на положения законодательства об экологической экспертизе и отмечает, что в настоящем случае на общество возлагается обязанность по обеспечению проведения федеральной государственной экологической экспертизы в отношении документации, планируемой к применению в процессе экономической деятельности.
В письменном отзыве на жалобу общество просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Северо-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Северо-Уральским межрегиональным Управлением Росприроднадзора в период с 23.07.2020 по 19.08.2020 на основании приказа от 22.07.2020 № 224-а по заявлению ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» о выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства «Северо-Русское месторождение. Объекты, подготовки», расположенного по адресу: Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район, Северо-Русское месторождение, проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт внеплановой выездной проверки от 19.08.2020 № 51 (далее – акт проверки) и обществу выдано оспариваемое предписание № 33 (далее – предписание).
В результате проверки установлено, что с целью реализации решений, отраженных в документации «Проект пробной эксплуатации Северо-Русского газоконденсатного месторождения», утвержденной протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 16.06.2016 № 6501, разработана проектная документация по обустройству объекта «Северо-Русское месторождение. Объекты подготовки», получившая положительное заключение государственной экспертизы от 20.03.2018 № 069-18ЮГЭ-5969/02.
Для целей поэтапного ввода объекта и учета в проектной документации на обустройство объекта исходных данных от заводов-изготовителей основного оборудования, а также уточнения технических решений на основании полученной конструкторской документации, были внесены изменения в проектную документацию на обустройство объекта «Северо-Русское месторождение. Объекты подготовки». Как заключено административным органом, данные изменения не затрагивают решений, утвержденных протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 16.06.2016 № 6501.
Административным органом объект капитального строительства «Северо-Русское месторождение. Объекты подготовки» 4-й этап сочтен объектом 1 категории, требующим проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня. Указанное обусловило вывод заинтересованного лица о том, что Омский филиал ФАУ «Главгосэкспертиза России» не является уполномоченным на проведение государственной экологической экспертизы органом.
В соответствии с разделом 1.6 заключения государственной экспертизы от 04.12.2019 № 89-1-1-3-034261-2019 государственная экспертиза в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий проведена повторно. Разрешение на строительство от 07.02.2020 № 89-RU89504000-157H-202 и акт о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 08.06.2020 № 291, подтверждают реализацию объекта капитального строительства по проектной документации с внесенными изменениями, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 04.12.2019 № 89-1-1-3-034261-2019.
В рамках проведения внеплановой выездной проверки 14.08.2020 должностным лицом Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора произведен осмотр объекта капитального строительства «Северо-Русское месторождение. Объекты подготовки» 4-й этап, расположенного по адресу: Российской Федерации, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район, Северо-Русское месторождение, в результате которого установлено, что строительство объекта выполнено по проектной документации с внесенными изменениями, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 04.12.2019 № 89-1-1-3-034261-2019, а не заключение экспертизы от 20.03.2018 № 069-18/ОГЭ-5969/02, как это было указано в заявлении общества о выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора.
Руководствуясь положениями части 10 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ), указав, что в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы от 20.03.2018 № 069-18/ОГЭ5969/02 объекта капитального строительства «Северо-Русское месторождение. Объекты подготовки» 4-й этап, внесены изменения после 01.01.2019, что подтверждается повторно проведенной государственной экспертизой (положительное заключение государственной экспертизы от 04.12.2019 №89-1-1-3-034261-2019), административный орган заключил, что проектная документация в настоящем случае подлежит отнесению к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с подпунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) и подлежит направлению на государственную экологическую экспертизу.
На основании указанных обстоятельств обществу выдано предписание от 19.08.2020 № 33. Согласно предписанию обществу в срок до 12.02.2021 требуется устранить следующее нарушение: «Реализация объекта «Северо-Русское месторождение. Объекты подготовки» 4-й этап осуществлена по проектной документации с внесенными в нее изменениями в 2019 году (положительное заключение государственной экспертизы от 04.12.2019 № 89-1-1-3-034261-2019) без положительного заключения государственной экологической экспертизы».
Полагая предписание не основанным на законе, ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требование заявителя удовлетворено судом первой инстанции, с чем административный орган не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, статья 65 АПК РФ закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недр (статья 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», далее – Закон о недрах).
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (пункт 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее – ГрК РФ).
В соответствии со статьей 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 49 ГрК РФ при проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.
Отношения в области экологической экспертизы, реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду регулируются Федеральным законом № 174-ФЗ.
В силу статьи 1 поименованного федерального закона экологической экспертизой признается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 10 Федерального закона № 174-ФЗ). Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня установлен статьей 11, перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня – статьей 12 Федерального закона № 174-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом № 219-ФЗ с 01.01.2019 вступил в силу подпункт 7.5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ, согласно которому государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
В силу переходных положений, установленных частью 10 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12. 2018 № 496-ФЗ), вступивших в силу 01.01.2019, требования о проведении государственной экологической экспертизы не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.
В данном случае заявитель при направлении материалов для проведения экспертизы проектной документации объекта I категории, в целях подтверждения отнесения объекта капитального строительства к переходным положениям Федерального закона № 496-ФЗ, представил соответствующий обосновывающий документ, а именно, протокол заседания Центральной Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию (далее – ЦКР Роснедр по УВС), утвержденный Председателем ЦКР Роснедр по УВС до 01.01.2019, содержащий решение о согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа, и утвержденную до 01.01.2019 пользователем недр на основании вышеуказанного протокола заседания ЦКР Роснедр по УВС проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.
Как следует из материалов дела, «Проект пробной эксплуатации Северо-Русского газоконденсатного месторождения» подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019, что подтверждается Протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС от 16.06.2016 № 6501.
По результатам рассмотрения документации «Проект пробной эксплуатации Северо-Русского газоконденсатного месторождения» ЦКР Роснедр по УВС принято решении о согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа, решение отражено в Протоколе заседания от 16.06.2016 № 6501.
«Проект пробной эксплуатации Северо-Русского газоконденсатного месторождения» подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019 и предусматривает дальнейшую подготовку проектной документации на обустройство Северо-Русского месторождения для реализации принятых (утвержденных) проектных решений (отсыпку и обустройство 2-х кустов газоконденсатных скважин; подготовку газа на установке комплексной подготовки газа (УКПГ), коллекторную схему сбора газа на промысле; систему сбора углеводородов, состоящую из системы сбора газоконденсата и системы сбора газа; строительство метанолопроводов от УКПГ к устьям эксплуатационных скважин; ввод первой очереди дожимной компрессорной станции (ДКС) на первый год разработки сеноманской залежи и второй очереди на седьмой год разработки валанжинских залежей; внешний транспорт подготовленного газа; внешний транспорт подготовленного конденсата.
С целью реализации решений, отраженных в документации «Проект пробной эксплуатации Северо-Русского газоконденсатного месторождения», утвержденной протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 16.06.2016 № 6501, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 разработана проектная документация по обустройству объекта «Северо-Русское месторождение. Объекты подготовки», получившая положительное заключение ГГЭ от 20.03.2018 № 069-18/ОГЭ-5969/02, в которую в дальнейшем внесены изменения.
На основании пункта 44 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», проектная документация с внесенными изменениями была направлена на повторное рассмотрение в Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы», по результатам рассмотрения которой получено положительное заключение государственной экспертизы от 04.12.2019 № 89-1-1-3-034261-2019.
В процессе рассмотрения внесенных изменений в проектную документацию по обустройству объекта «Северо-Русское месторождение. Объекты подготовки», ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» сделан вывод об отсутствии необходимости проведения государственной экологической экспертизы, что нашло отражение в пункте 1.4 положительного заключения государственной экспертизы от 04.12.2019 № 89-1-1-3-034261-2019. В Проект пробной эксплуатации Северо-Русского газоконденсатного месторождения, утвержденный протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 16.06.2016 № 6501, изменения не вносились, иное из материалов дела не усматривается. После 01.01.2019 изменения внесены в проектную документацию на обустройство объекта «Северо-Русское месторождение. Объекты подготовки», получившую положительное заключение государственной экспертизы от 04.12.2019 № 89-1-1-3-034261-2019.
Таким образом, поскольку исходя из требований Федерального закона № 219-ФЗ положения подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, в случаях, если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа, условия, исключающие необходимость проведения государственной экологической экспертизы, заявителем в настоящем случае соблюдены.
Удовлетворив требования общества, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы административного органа об обратном отклоняются ввиду того, что основаны на неправильном толковании норм права.
Нормы материального права и положения процессуального законодательства судом первой инстанции применены правильно; нарушений, безусловно влекущих отмену судебного акта, не допущено. Обстоятельства спора установлены правильно.
Основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции отсутствуют. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются ввиду освобождения заинтересованного лица от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.02.2021 по делу № А70-19305/2020 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н. Лотов
Судьи
Н.Е. Иванова
Н.А. Шиндлер