ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-2271/2021 от 22.03.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                   Дело № А70-2271/2021

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме марта 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                                 Полосина А.Л.,

судей                                                                  ФИО3 М.Ф.,

                                                                            ФИО1,

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел
в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Яблонька» на решение от 18.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Лоскутов В.В.) и постановление от 15.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Воронов Т.А., Бодункова С.А., Грязникова А.С.) по делу
№ А70-2271/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (625023, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Харьковская,
д. 75, корп. 1, оф. 301, ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) к садоводческому некоммерческому товариществу «Яблонька» (625048, Тюменская область, г. Тюмень,
ул. Малыгина, д. 71, кв. 65, ОГРН 1037200556337, ИНН 7202093829) о взыскании задолженности и неустойки в размере 26 791 руб. 12 коп.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, садоводческое некоммерческое товарищество «Здоровье».

В заседании принял участие представитель садоводческого некоммерческого товарищества «Яблонька» - ФИО2, председатель правления.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (далее – истец, ООО «ТЭО», общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к садоводческому некоммерческому товариществу «Яблонька» (далее – ответчик, СНТ «Яблонька», товарищество) 
о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за ноябрь 2020 года в сумме 26 670 руб. 22 коп., пени в размере
2 240 руб. 30 коп. с продолжением их начисления по дату фактического погашения задолженности.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено садоводческое некоммерческое товарищество «Здоровье» (далее – СНТ «Здоровье», третье лицо).

Решением от 18.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 15.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.

Не согласившись с принятыми судебными актами, товарищество обратилось
с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что СНТ «Яблонька» не является исполнителем коммунальных услуг; вывод судов об обязанности товарищества заключить договор с региональным оператором является неверным; полагает, что договор № ТО02КО010117533, который считается заключенным в силу юридической фикции, при отсутствии предоставления собственникам земельных участков и жилых домов на территории товарищества полномочий на заключение договора, считает заключенным от имени и в интересах юридического лица – СНТ «Яблонька», в связи
с чем не может возлагать обязанность по оплате услуг, которые оказываются собственникам; судами не дана оценка доводам заявителя о ничтожности договора; договор не является абонентским, нормативы, использованные при расчете задолженности, признаны недействующими 19.08.2021; в реестре отсутствует контейнерная площадка с описанием <...>, и имеется площадка с описанием ул. Салаирский тракт, 5 км (СНТ «Яблонька»), что опровергает вывод судов о том, что товариществом используется близлежащая контейнерная площадка.

В отзыве истец возражал против доводов жалобы. полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.

Проверив в порядке статей 286, 288 АПК РФ законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «ТЭО» в соответствии
с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором
по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области, осуществляющим свою деятельность в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ                         «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее – Правила № 1156).

В целях предоставления услуг по обращению с ТКО ООО «ТЭО» (исполнитель) были предприняты меры по заключению с СНТ «Яблонька» (потребитель) договора оказания услуг по обращению с ТКО путем направления последнему проекта договора
на оказание услуг по обращению с ТКО с СНТ от 01.01.2019 № ТО02КО0101007533, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 21.11.2019 № 66 (партия 3221).

Ответчику оказаны услуги по обращению с ТКО за ноябрь 2020 года
на сумму 26 670 руб. 22 коп., что подтверждается универсальными передаточными документами за ноябрь 2020 года, а также счетами на оплату.

Ссылаясь на оказание услуг и отсутствие их оплаты, истец обратился ответчику
с требованием об оплате задолженности (претензия от 14.12.2020 № И-ПД-ТЭО-2020-26990).

Поскольку требование истца оставлены без удовлетворения, ООО «ТЭО» обратилось с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что факт оказания услуг по обращению с ТКО подтвержден материалами дела, доказательств оплаты оказанных услуг не представлено.

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими представленным доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам спора, нормам материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.

Из пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг
по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются
и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов
с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа                       на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается
в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен
по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Закон № 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации
и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа
на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось,
в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь
в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).

В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.

Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится
к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ).

В свою очередь, образование ТКО является закономерным
и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению
с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил № 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8(17) Правил № 1156).

При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения
по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил № 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя
от заключения конкретного договора; (2) не урегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) не направления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.

Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона
№ 89-ФЗ.

Соответственно, отсутствие подписанного сторонами договора не освобождает ответчика от обязательств по оплате оказанных ему услуг по обращению с ТКО.

Исходя из статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, пунктов 5, 8(4), 8(11), 8(17), 9, 7 Правил
№ 1156, учитывая, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978), следует вывод, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать отходы посредством услуг, оказываемых региональным оператором.

Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное
не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение
у контрагента.

Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ,
а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.

Системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).

Исходя из изложенного, доводы жалобы СНТ «Яблонька» в данной части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Расчет стоимости услуги осуществлен истцом в соответствии с нормативами, установленными распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 18.02.2019 № 35/01-21 для категории объектов «Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества». Норматив накопления ТКО на 1 расчетную единицу, кг/год = 160,62 кг/год (13,385 кг/ в месяц) (для категории объектов «Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества»); Т - цена, равная величине единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, утвержденного распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области
от 29.09.2020 № 564/01-21; 12 - количество месяцев в году.

Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции
от 19.08.2021 (дата объявления резолютивной части) по делу № 66а-978/2021 пункт
9 приложения № 2 к распоряжению № 624/01-21 признан недействующим со дня принятия.

Вместе с тем, распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.09.2021 № 104/01-21 «Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ»» установлено, что оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019. Согласно приложению                              к распоряжению расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив – 1 участник (член), норматив накопления ТКО – 160,62 кг/год. Таким образом, норматив
не изменился.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 № 524/пр «Об утверждении методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО» утверждены категории объектов, а также расчетные единицы по категориям объектов,
в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления ТКО. Расчетной единицей для садовых и огороднических кооперативов является 1 участник (член) товарищества.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив наличие у истца статуса регионального оператора, осуществляющего деятельность в сфере обращения с ТКО по регулируемым тарифам, факт оказания им в спорный период указанной услуги на условиях типового договора,
а также невыполнение товариществом обязанности по ее оплате в полном объеме, исходя из отсутствия в материалах дела доказательств того, что товарищество осуществляло сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением третьих лиц, признав обоснованным
и арифметически верным размер начисленной истцом задолженности, суды первой                            и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.

Доводы кассационной жалобы о том, что у товарищества отсутствует обязанность заключить договор на обращение с ТКО как с региональным оператором, так
и с собственниками ТКО; ответчик не является потребителем услуг по обращению с ТКО, подлежат отклонению.

Пункт 1 статьи 123.12 ГК РФ определяет товарищество собственников недвижимости как добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или
в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

Члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, предусмотренные названным законом. При этом членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные в том числе с осуществлением расчетов с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями (пункт 2 части 6 статьи 11, пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества)

Принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО относится к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального исполнительного органа (пункт 6 части 7 статьи 18 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).

С учетом действующего правового регулирования садовое или огородническое некоммерческое товарищество является уполномоченным лицом, действующим от своего имени и в интересах членов товарищества (собственников домовладений), которое заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2021 № АПЛ21-364).

Учитывая вышеизложенное, подлежит отклонению довод заявителя жалобы
о ничтожности спорного договора.

Довод жалобы о том, что в реестре отсутствует контейнерная площадка с описанием <...>, и имеется площадка с описанием ул. Салаирский тракт, 5 км (СНТ «Яблонька»), судом округа    не принимается.

В соответствии с Законом № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест накопления ТКО и ведут их реестр. В Реестр вносятся данные
о расположении мест накопления мусора (контейнерных площадок), их технические характеристики и сведения о собственниках отходов и площадок. Сведения об уже существующих контейнерных площадках вносятся в Реестр на основании заявок собственников контейнерных площадок. Для контейнерных площадок, которые создаются на земельных участках, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, процедура согласования аналогичная: правообладатели земельного участка также обращаются в орган местного самоуправления с заявкой установленного образца
о согласовании создания места размещения площадки. При предоставлении документов                   на заключение договора потребитель указывает расположение контейнерной площадки, количество, вид, объем контейнеров и необходимую периодичность вывоза ТКО, в том числе по заявке. Объем оказанной услуги определяется либо по нормативу, либо
в соответствии с количеством и объемом контейнеров.

Между тем товариществом не были представлены сведения о месте (площадке) накопления ТКО к объекту, расположенному по адресу: <...>. Близлежайшая контейнерная площадка к СНТ «Яблонька» располагается по адресу:
<...>.

В качестве доказательств, подтверждающих фактическое оказание услуг по вывозу ТКО, истцом в материалы дела предоставлены выписки из системы ГЛОНАСС, подтверждающие вывоз ТКО с близлежащей контейнерной площадки.

При этом суд округа отмечает, что в случае признания распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.09.2021 № 104/01-21
«Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ» недействительным в судебном порядке ответчик не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке главы
37 АПК РФ.

В целом доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо
в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2016 № 305-КГ16-4920,
от 18.08.2016 № 309-КГ16-838).

В обжалуемых судебных актах суды в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168, пункте 2 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых суды удовлетворили заявленные требования частично, а также мотивы, по которым суды отвергли те или иные доказательства.

Отсутствие в мотивировочной части судебных актов выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства, и доводов, заявленных сторонами в отзывах, письменных пояснениях, дополнениях и т.п., не свидетельствует
о том, что оно не оценивалось судом; само по себе не является основанием для отмены вынесенных решения и постановления. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, доказательства исследованы и оценены
в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление
от 15.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-2271/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                     А.Л. Полосин

Судьи                                                                                    М.Ф. ФИО3

                                                                                               ФИО1