Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-23147/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А.рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью
«РН-Юганскнефтегаз» на постановление от 04.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу
№ А70-23147/2021 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (628301, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...> строение 26,
ИНН <***>, ОГРН <***>) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным требования от 09.09.2021 № 2
о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» ФИО1 по доверенности от 01.02.2022, ФИО2 по доверенности от 28.01.2022.
В заседании в онлайн-режиме посредством использования веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» приняла участие представитель Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования ФИО3 по доверенности от 14.03.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее - общество, ООО «РН-Юганскнефтегаз») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) об оспаривании требования от 09.09.2021 № 2 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).
Решением от 08.02.2022 Арбитражного суда Тюменской области по делу (судья Коряковцева О.В.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 04.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе и пояснениях ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для выставления спорного требования, поскольку материалам дела не подтверждается факт размещения обществом отходов бурения; произведенный административным органом расчет платы за НВОС не соответствует требованиям действующего законодательства.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не представил.
На основании статьи 18 АПК РФ по делу произведена замена судьи Черноусовой О.Ю. в связи с ее нахождением в ежегодном отпуске на судью Шабанову Г.А., кассационная жалоба рассмотрена с самого начала.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, пояснениях к ней и выступлениях присутствующих
в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене, дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.03.2020 общество представило в управление декларацию о плате за НВОС за 2019 год.
По результатам проверки данной декларации административным органом составлен акт от 08.09.2021, в котором указано, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» за 2019 год
не исчислена плата за размещение свыше 11 месяцев отходов бурения (бурового шлама)
в шламонакопителях кустовой площадки № 36 Омбинского месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки № 309 Приразломного месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки ПР-3 Правдинского месторождения
от скважины № 7311 Нефтеюганксого района и кустовой площадки № 53 Угутского месторождения в Сургутском районе.
В этой связи управление доначислило обществу плату за НВОС за 2019 год
в размере 104 419 301 руб. 41 коп., пени в размере 12 579 045 руб. 18 коп. и выставило требование от 09.09.2021 № 2 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС в указанном размере.
Возражая против указанного требования административного органа,
ООО «РН-Юганскнефтегаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу
о недоказанности административным органом факта размещения обществом отходов (бурового шлама) более 11 месяцев.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции указал на наличие у административного органа правовых оснований для направления оспариваемого требования и его соответствие действующему законодательству.
Отменяя принятые по делу судебные акты, суд округа исходит из следующего.
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип «загрязнитель платит», который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению НВОС, устранению последствий этого воздействия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 № 12-П).
В силу пункта 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за НВОС взимается, в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Согласно пункту 1 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса размещенных
в отчетном периоде отходов производства и потребления.
Плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).
Таким образом, для исчисления суммы платы за НВОС необходимо установление объема или массы отходов, размещенных в отчетном периоде.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон
№ 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона № 89-ФЗ установлено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (абзац четвертый); накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (абзац девятнадцатый); размещение отходов представляет собой хранение (складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение отходов (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду) (абзацы пятый, шестой, седьмой).
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для выставления спорного требования послужил вывод административного органа о невнесении обществом платы за размещение в 2019 году 30 278,4 тонн отходов бурения (бурового шлама)
в шламовых амбарах кустовой площадки № 36 Омбинского месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки № 309 Приразломного месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки ПР-3 Правдинского месторождения от скважины № 7311 Нефтеюганксого района и кустовой площадки № 53 Угутского месторождения в Сургутском районе.
Признавая указанное требование незаконным, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств размещения обществом отходов бурения.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требования общества, суд апелляционной инстанции, учитывая обстоятельства, установленные судами общей юрисдикции в ходе рассмотрения дел об оспаривании постановлений
о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел
к выводу о доказанности факта накопления обществом отходов в шламонакопителях более 11 месяцев и, как следствие, наличии у административного органа правовых оснований для выставления спорного требования.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, общество, обращаясь с заявлением
о признании незаконным требования административного органа, ссылалось
на осуществление им деятельности по накоплению отходов бурения (нахождение
их в шламовых амбарах менее 11 месяцев) с последующей их передачей для утилизации подрядным организациям на основании заключенных договоров.
Пунктом 8 статьи 23 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.
Согласно абзацу восьмому статьи 1 Закона № 89-ФЗ утилизацией отходов признается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Указанный процесс по смыслу абзаца четвертого стати 1 Закона № 89-ФЗ является самостоятельным этапом обращения с отходами и его начало свидетельствует об окончании деятельности по накоплению или размещению (хранению) отходов.
Материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что в целях утилизации отходов, получаемых в результате бурения скважин, обществом заключены договоры от 14.05.2019 № 100019/02488Д с обществом с ограниченной ответственностью «ЭлитКомфорт» и от 06.12.2019 № 100019/06302Д с обществом
с ограниченной ответственностью «ГАЗХОЛОДМАШ». В рамках указанных договоров ООО «РН-Юганскнефтегаз» направлялись заявки на проведение работ по утилизации отходов бурения.
Условиями данных договоров предусмотрено, что подрядчики обязаны производить утилизацию отходов бурения согласно действующей технологии, имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В целях исполнения указанного требования подрядчиками были заключены договоры, в соответствии с которыми им была предоставлена технология использования отходов бурения для изготовления строительного материала «Литогрунт», соответствующего техническим условиям «Строительный материал Литогрунт» (Грунт искусственный)» ТУ 23.64.10-001-27009934-2017, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 06.10.2017 № 483 и зарегистрированное в Орехово-Зуевском филиале ФБУ «ЦМС Московской области» 15.05.2017 за № 010686.
Вместе с тем судами фактически не были исследованы и оценены обстоятельства, связанные с началом процесса утилизации отходов подрядными организациями.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества, сослался на отсутствие актов выполненных работ, предусмотренных заключенными
ООО «РН-Юганскнефтегаз» договорами. При этом доводам общества о прекращении им деятельности по накоплению отходов не дана какая-либо оценка.
Технология переработки (утилизации) отходов непосредственно в шламовых амбарах и ее соответствие экологическим требованиям предметом оценки не являлись. Протоколы испытаний образцов строительного материала судом апелляционной инстанции также не исследовались и не получили должной оценки.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая вопрос
о наличии у управления правовых оснований для выставления спорного требования, ограничились поверкой доводов административного органа о фактическом осуществлении обществом деятельности по размещению отходов, оставив без оценки доводы общества
о соблюдении им предусмотренного пунктом 8 статьи 23 Закона № 89-ФЗ условия для освобождения от платы за размещение отходов.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела судами не дана оценка доводам общества о том, что выезд на Угутское месторождение в целях осмотра и отбора проб административным органом не осуществлялся.
С учетом изложенного суд округа приходит к выводу о том, что судами не были установлены все обстоятельства, необходимые для разрешения вопроса о законности выставленного административным органом требования.
Поскольку устранение допущенных судами нарушений связано с необходимостью исследования и оценки доказательств, что в силу части 2 статьи 287 АПК РФ невозможно в суде кассационной инстанции, решение от 08.02.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 04.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, в соответствии
с требованиями статей 65, 71, 168 АПК РФ дать оценку приведенным лицами, участвующими в деле, доводам и представленным доказательствам в обоснование своих требований и возражений, установить обстоятельства, связанные с исполнением договоров от 14.05.2019 № 100019/02488Д, от 06.12.2019 № 100019/06302Д, наличие/отсутствие факта осуществления обществом деятельности по размещению отходов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.02.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление
от 04.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-23147/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.Н. Киричёк
Судьи Ю.Ф. Дружинина
Г.А. Шабанова