ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-245/2022 от 13.09.2022 АС Западно-Сибирского округа

414/2022-54705(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-245/2022 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года  Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2022 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:  председательствующего Киричёк Ю.Н. 

судей Дружининой Ю.Ф.   Шабановой Г.А. 

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел  кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение  от 22.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.)  и постановление от 30.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи  Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу № А70-245/2022 по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Соровскнефть» (625002, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту  лесного комплекса Тюменской области (625000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления  от 07.12.2021 № 588, представления от 07.12.2021 № 12 и решения от 24.12.2021. 

Иное лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью  «Мехстрой» (625022, <...>,  ИНН <***>, ОГРН <***>). 

В заседании приняли участие представители:

от Департамента лесного комплекса Тюменской области – ФИО1 по  доверенности от 02.11.2021. 

от общества с ограниченной ответственностью «Соровскнефть» - ФИО2 по  доверенности от 25.01.2022. 

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Соровскнефть» (далее - ООО «Соровскнефть»,  общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением  к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент,  административный орган) о признании незаконными постановления от 07.12.2021 № 588,  представления от 07.12.2021 № 12 и решения от 24.12.2021. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных 


[A1] требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной  ответственностью «Мехстрой» (далее – ООО «Мехстрой»). 

Решением от 22.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без  изменения постановлением от 30.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда,  заявленные требования удовлетворены. 

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа,  административный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на  нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять  новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. 

По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод об  отсутствии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, поскольку  материалами дела подтверждается факт самовольного занятия лесного участка. 

ООО «Соровскнефть» в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые  судебные акты без изменения. 

ООО «Мехстрой» отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном  статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ), не представило. 

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов,  изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих  в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции  считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат. 

Как следует из материалов дела, административным органом в ходе патрулирования  установлено, что на территории лесного участка, расположенного в квартале 1 выдела 149  Мугенского участкового лесничества Уватского лесничества Уватского района  Тюменской области и предоставленного ООО «Мехстрой» на основании договора аренды  лесного участка от 05.12.2012 № 145-45-12, размещены объекты (склады и КПП),  принадлежащие ООО «Соровскнефть». 

Указанные обстоятельства, отраженные в акте осмотра лесного участка  от 02.11.2021, послужили основанием для составления в отношении общества протокола  об административном правонарушении 22.11.2021 № 593, вынесения постановления  от 07.12.2021 № 588, которым ООО «Соровскнефть» привлечено к административной  ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере  200 000 руб., и выдачи представления от 07.12.2021 № 12 об устранении причин  и условий, способствующих совершению административного правонарушения. 

Решением от 24.12.2021 департамент отказал обществу в удовлетворении жалобы на  постановление и представление. 

Не согласившись с указанными актами, ООО «Соровскнефть» обратилось  в арбитражный суд с заявлением. 

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций 


[A2] пришли к выводам о недоказанности административным органом наличия в деянии  общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей  7.9 КоАП РФ

Суд округа, оставляя без изменения обжалуемое постановление суда апелляционной  инстанции, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела. 

Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за  самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для  раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек  (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование  указанных участков. 

Согласно части 1 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)  право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся  в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования  таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает  и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским  законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное  не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 

Статьей 71 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в  государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:  решения органа государственной власти или органа местного самоуправления - в случае  предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды  - в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования  - в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование (часть 1). 

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной  собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное)  пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное  пользование (часть 2). 

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела  доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в целях  строительства объекта «Автомобильная дорога от ЦПС «Соровский» до федеральной  автодороги «Тюмень-Ханты-Мансийск» общество заключило с Департаментом природных  ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры договоры аренды от 09.10.2013 № 0287/13-06-ДА, от 25.09.2014 № 0345/14-06-ДА;  указанные договоры были заключены после осуществления натурного обследования и  уточнения материалов лесоустройства; по результатам проверок договорных  обязательств, осуществленных Департаментом природных ресурсов и несырьевого  сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2017 годах,  каких-либо нарушений в части правомерности использования лесных участков не  установлено. 

Таким образом, суды, учитывая, что спорные объекты (склады и КПП) в момент их 


[A3] возведения были размещены в пределах лесных участков, предоставленных обществу на  основании заключенных договоров аренды, наложение границ земельных участков  возникло по причине внесения изменений в материалы лесоустройства,  а ООО «Соровскнефть» с момента обнаружения указанного несоответствия  предпринимались действия по устранению данных обстоятельств, сделали обоснованный  вывод об отсутствии в его деянии состава административного правонарушения,  предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, и удовлетворили заявленные требования. 

Доводы административного органа, изложенные в кассационной жалобе, выводов  судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, по существу направлены на  переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных  сторонами доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда  кассационной инстанции. 

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии  со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется. 

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 22.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление  от 30.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-245/2022  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Председательствующий Ю.Н. Киричёк 

Судьи Ю.Ф. Дружинина 

 Г.А. Шабанова