Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-26600/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
ФИО1,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел
кассационную жалобу департамента имущественных отношений Тюменской области
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2023 (судья Минеев О.А.)
и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 (судьи
ФИО2, ФИО3, ФИО4) по делу № А70-26600/2022 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Ембаевский» (625511, <...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>) к департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату от 09.11.2022 № 4272-0.
В заседании приняли участие представители сельскохозяйственного производственного кооператива «Ембаевский» - ФИО5 по доверенности
от 16.01.2023, департамента имущественных отношений Тюменской области – ФИО6 по доверенности от 16.06.2023.
Суд установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив «Ембаевский» (далее – кооператив, СПК «Ембаевский») обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее – департамент) о признании недействительным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату от 09.11.2022 № 4272-о и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов СПК «Ембаевский».
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2023, оставленным
без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 16.06.2023, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением, СПК «Ембаевский» обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению департамента, судом неверно применены положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а также порядка сноса зеленых насаждений на территории Ембаевского муниципального образования, отмечает, что в дело представлен акт обследования земельного участка от 08.11.2023 № 2875 из которого следует, что земельный участок полностью занят древесной растительностью, тогда как согласно пункту 2 статьи 61 Закона № 7-ФЗ на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная или иная деятельность.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что наличие в границах земельного участка линейного объекта, учтенного в схеме, представленной СПК «Ембаевский», не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, полагает, что для отказа в представлении земельного участка в собственность достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального, местного значения.
Кроме того, департамент считает, что в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность отказано правомерно, так как кооператив испрашивал участок для целей скотоводства, однако согласно государственному акту о праве постоянного бессрочного пользования участок предоставлялся для сельскохозяйственного производства, что в силу Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ) является разными понятиями.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации и общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, СПК «Ембаевский» создан
в результате преобразования товарищества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Ембаевское», которое в свою очередь являлось правопреемником коллективного сельскохозяйственного предприятия «Ембаевское».
На основании постановления главы Тюменского района от 02.09.1992 № 566 коллективному сельскохозяйственному предприятию «Ембаевское» были предоставлены земельные участки общей площадью 7 327 га, в том числе 1 166 га в бессрочное (постоянное) пользование, о чем выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ТЮ-2-1700281.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2018 по делу
№ А70-17967/2017 СПК «Ембаевский» признан несостоятельным (банкротом),
в отношении должника введено конкурсное производство.
27.10.2022 конкурсный управляющий СПК «Ембаевский» ФИО7 обратился
в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Ембаево, который надлежит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка из земельного участка, принадлежащего заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования, для предоставления в собственность на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, цель использования – скотоводство.
Решением от 09.11.2022 № 4272-о департамент отказал заявителю
в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что:
- в соответствии с генеральным планом Ембаевского муниципального образования Тюменского муниципального района, утвержденным распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 28.03.2017 № 017-р (далее – генеральный план), в границах испрашиваемого земельного участка предусмотрено размещение объекта местного значения – ЛЭП 10 кВ;
- испрашиваемый земельный участок занят древесной растительностью, относящейся к зеленому фонду, что исключает возможность осуществления на нем хозяйственной деятельности;
- целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (испрашиваемый вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует виду разрешенного использования земельного участка предоставленного по государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ТЮ2-1700281.
Кроме того, департаментом указано, что кооперативом не представлено заявление
о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.
Полагая, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя, СПК «Ембаевское» обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –
ГК РФ), статей 1, 7, 11.10, 45, 77, 78, 85 ЗК РФ, статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 4 Закона № 264-ФЗ, пунктом 1.3 Правил благоустройства территории Ембаевского муниципального образования, утвержденным решением Думы Ембаевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 27.05.2021 № 13 (далее – Правила благоустройства), Приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153, разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 (далее – Постановление № 6/8), исходя из того, что департаментом
не представлено доказательств, что зеленные насаждения, находящиеся
на испрашиваемом земельном участке, относятся к зеленому фонду, установив, что данный участок не относится к землям общего пользования, поскольку территориально
не отграничен от других участков в качестве территории общего пользования, пришел
к выводу об отсутствии каких-либо ограничений, связанных с произрастанием на земельном участке древесно-кустарниковой растительности, для предоставления земельного участка СПК «Ембаевский» в целях его использования, а планирование размещения на испрашиваемом кооперативом земельном участке линейного объекта не является препятствием для предварительного согласования предоставления земельного участка.
Апелляционный суд полностью поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Статья 39.14 ЗК РФ определяет следующий порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 39.14. ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 1); схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пункт 2).
На основании пункта 3 статьи 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ) является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Одним из оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления кооперативу земельного участка явилось указание департаментом на то, что в соответствии с генеральным планом Ембаевского муниципального образования Тюменского муниципального района, утвержденным распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 28.03.2017 № 017-р, в границах испрашиваемого земельного участка (в соответствии с представленной схемой) предусмотрено размещение объекта местного значения – ЛЭП 10 кВ.
Между тем на основании пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Как разъяснено Минэкономразвития России в письме от 30.12.2019 № Д23и-45772 «О размещении линейных объектов», способы приобретения прав на земельные участки для размещения линейных объектов, конкретные условия, выполнение которых необходимо в том или ином случае для оформления таких прав, а также основания их возникновения определяются ЗК РФ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В зависимости от вида, признаков, назначения и иных характеристик линейных объектов ЗК РФ устанавливает различные способы их размещения, в том числе правовые основания предоставления без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее – Закон № 341-ФЗ) ЗК РФ дополнен новой главой V.7, определяющей порядок установления публичного сервитута в целях, указанных в статье 39.37 ЗК РФ.
Так, в соответствии с подпунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в том числе для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 39.23 ЗК РФ размещение линейных объектов, кроме того, допускается на условиях сервитута, предусмотренного главой V.3 ЗК РФ.
Кроме того, Законом № 341-ФЗ статья 39.20 ЗК РФ дополнена пунктом 1.1, согласно которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Таким образом, пункт 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ запрещает иной способ размещения линейного объекта кроме сервитута, публичного сервитута для тех случаев, когда сервитут является подходящим правом для размещения линейного сооружения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ наличие на земельном участке объектов, размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, а также объектов, указанных в статьи 39.36 ЗК РФ не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Кроме того, в соответствии с генеральным планом Ембаевского муниципального образования Тюменского муниципального района, весь испрашиваемый земельный участок полностью расположен в производственной зоне сельскохозяйственных предприятий, согласно Правилам землепользования и застройки Ембаевского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области – в зоне Сх2 «Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, земельный участок не располагается в зоне, предназначенной для размещения и строительства линейных объектов и на нем не планируется размещение объектов местного значения. Следовательно, наличие в границах испрашиваемого земельного участка линейного объекта, учтенного в схеме, представленной СПК «Ембаевский», не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
С учетом изложенного судами первой и апелляционной инстанции правомерно признан несостоятельным отказ департамента по основанию планирования размещения ЛЭП на испрашиваемом кооперативом земельном участке.
Также суд округа признает правомерным выводы судов относительно отказа департамента в связи с нахождением на земельном участке древесной растительности, поскольку положения ЗК РФ не предусматривают такого основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку доказательств отнесения таковой к лесам не представлено.
Кроме того, как приведено выше, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2). Согласно Правилам землепользования и застройки Ембаевского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области для территориальной зоны Сх2 («Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения») в качестве основного вида разрешенного использования предусмотрен такой вид как скотоводство, включающий осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей); сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).
При этом изменение возможного вида разрешенного использования не прекращает право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок и не умаляет правовых возможностей на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности путем выкупа (статья 45 ЗК РФ).
Таким образом, указание кооперативом скотоводства в качестве вида разрешенного использования образуемого земельного участка соответствует разрешенному использованию земельного участка, предоставленного для бессрочного (постоянного) пользования землей.
Довод департамента относительно непредставления кооперативом заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком являлся предметом исследования судов обеих инстанций и также обоснованно ими отклонен со ссылкой на положения пункта 5 статьи 39.14 ЗК РФ, устанавливающие требование одновременной подачи такого заявления только при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду. В данном случае СПК «Ембаевский» обратился в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Приведенная выше совокупность обстоятельств указывает на правильность выводов судов о незаконности отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенного в оспариваемом решении.
При таких обстоятельствах требования кооператива о признании недействительным решения департамента от 09.11.2022 № 4272-о об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, который находится у СПК «Ембаевский» на праве постоянного (бессрочного) пользования удовлетворены правомерно.
Таким образом, доводы заявителя жалобы не опровергают выводы судов, основанных на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм материального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2023 и постановление
Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу № А70-26600/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.А. Севастьянова
Судьи Т.А. Зиновьева
ФИО1