414/2022-65237(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-3568/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю. Шохиревой С.Т.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нерудинвест» на решение от 01.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 27.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу № А70-3568/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нерудинвест» (625014, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (625004, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным приказа от 15.11.2021 № 1402-ОД «Об отказе в приемке заявки на внесение изменений в лицензию ТЮМ 80561 ТР».
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью «Нерудинвест» - ФИО1 по доверенности от 13.12.2021;
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области – ФИО2 по доверенности от 30.12.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Нерудинвест» (далее - ООО «Нерудинвест», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным приказа от 15.11.2021 № 1402-ОД «Об отказе в приемке заявки на внесение изменений в лицензию ТЮМ 80561 ТР».
Решением от 01.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 27.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
[A1] В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о соответствии оспариваемого приказа требованиям действующего законодательства, поскольку общество обратилось в департамент с заявлением о продлении срока действия лицензии по иным основаниям и предоставило все необходимые документы.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом департамента от 27.01.2017 № 81-ОД обществу предоставлено право пользования участком недр местного значения «Чегановский» в Ярковском районе Тюменской области в 1 км Северо-Западнее деревни Чеганова, на правом берегу реки Тобол и выдана лицензия на пользование недрами ТЮМ 80561 ТР сроком до 14.02.2022 для геологического изучения, разведки и добычи песка на участке недр местного значения «Чегановский», расположенном в Ярковском районе Тюменской области в 1 км северо-западнее деревни Чеганова, на правом берегу реки Тобол.
В силу пункта 1.1 условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензии) (далее - условия) право пользования участком недр предоставляется на срок действия лицензии и вступает в силу со дня государственной регистрации лицензии распорядителем недр
Согласно пункту 1.2 условий срок действия лицензии составляет 5 лет.
Пунктом 1.4 условий предусмотрено, что срок действия лицензии может быть продлен решением распорядителя недр, по результатам рассмотрения мотивированной заявки владельца лицензии в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки участка недр, либо выполнения ликвидационных мероприятий, при условии отсутствия нарушений настоящих условий.
В случае необходимости продления срока пользования участком недр заявка на внесение изменений и дополнений по вопросу продления указанного срока должна быть подана распорядителю недр не позднее двух месяцев до окончания срока действия лицензии.
Письмом от 15.10.2021 № 03/10 общество направило в департамент заявку на внесение изменений в лицензию. В тексте письма общество, ссылаясь на положения пункта 11.2.4 приложения № 2 к постановлению Правительства Тюменской области от 18.03.2016 № 93-п (далее – Постановление № 93-п), просило продлить срок действия лицензии на 3 года для завершения разработки месторождения полезных ископаемых,
[A2] а также выполнения ликвидационных мероприятий на участке недр местного значения «Чегановский». В заявке в качестве оснований для внесения испрашиваемых изменений обществом указано на «иные основания, предусмотренные действующим законодательством».
В пояснительной записке к заявке ООО «Нерудинвест» указало, что запасы песка на участке недр местного значения «Чегановский» в объеме 550,830 тыс. м3 поставлены на территориальный баланс (заключение государственной экспертизы запасов от 31.01.2019 № 5-19), за 2021 год объемы добычи песка на указанном участке составили 95,672 тыс. м3, по состоянию на 15.10.2021 остаток невыработанных запасов песка составил 455,158 тыс. м3. Продление срока действия лицензии ТЮМ 80561 ТР на пользование недрами на срок 3 года необходимо для завершения разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песка), а также выполнения ликвидационных мероприятий на участке недр местного значения «Чегановский».
Приказом от 15.11.2021 № 1402-ОД департамент отказал обществу в приеме заявки на внесение изменений в лицензию ТЮМ 80561 ТР на основании статей 10, 12, 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1), подпунктов 11.4.10, 12.5 Приложения № 2 к Постановлению № 93-п.
В приложении к указанному приказу «Основания отказа в приеме заявки на внесение изменения в лицензию ТЮМ 80561 ТР ООО «Нерудинвест» административным органом указано в том числе, что обстоятельства, существенно отличающиеся от тех, при которых лицензия была предоставлена в заявочных материалах не указаны; в соответствии с абзацем 9 статьи 10 Закона № 2395-1, срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр; право пользования недрами по лицензии ТЮМ 80561 ТР ООО «Нерудинвест» с 12.04.2021 приостановлено в связи с допущенными нарушениями существенных условий лицензии.
Общество, не согласившись с вышеуказанным приказом, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у административного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого приказа и его соответствии требованиям действующего законодательства.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Статьей 1.2 Закона № 2395-1 закреплено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
[A3] В соответствии со статьей 2.3 Закона № 2395-1 к участкам недр местного значения относятся, в том числе участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Основанием предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (абзац 2 пункта 6 статьи 10.1 Закона № 2395-1 в редакции, действовавшей в спорный период).
Согласно статье 12 Закона № 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Статьей 10 Закона № 2395-1 предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Основания внесения изменений в лицензию на право пользования недрами определены в 11 разделе Приложения № 2 к Постановлению № 93-п.
В силу пункта 11.2 Приложения № 2 к Постановлению № 93-п внесение изменений в лицензию, полученную по результатам аукциона (конкурса), не допускается, за исключением: установления балансовых запасов полезных ископаемых и ограничения по глубине разработки по результатам проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых; исправления технической ошибки (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки, либо подобной ошибки), допущенной при оформлении лицензии, в том числе в сведениях о границах и адресном описании участков недр; изменения годовых объемов добычи полезных ископаемых, если данная возможность предусмотрена условиями лицензии; по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством; по иным основаниям, если изменение лицензии не повлияет на ее условия, имевшие существенное значение для определения цены на аукционе (пункты 11.2.1 – 11.2.5).
Для внесения изменений в лицензию заявитель подает в уполномоченный орган
[A4] заявку, подписанную заявителем (или его уполномоченным лицом, с приложением копии доверенности, заверенной Заявителем), по форме согласно приложению № 8 к названному Порядку с приложением дополнительных документов (пункт 11.4 Приложения № 2 к Постановлению № 93-п).
В соответствии с пунктом 11.4.10 Приложения № 2 к Постановлению № 93-п для внесения изменений по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, к заявке прилагаются: пояснительная записка о невозможности выполнения условий лицензии; копии документов, подтверждающих невозможность выполнения условий лицензии (при наличии).
Согласно пункту 12.3 Приложения № 2 к Постановлению № 93-п результатом рассмотрения заявки, указанной в разделе 11 названного Порядка, с прилагаемыми к ней документами (сведениями) является приказ уполномоченного органа о внесении изменений в лицензию либо отказ в приеме заявки.
Пунктом 12.5 Приложения № 2 к Постановлению № 93-п предусмотрено, что отказ в приеме заявки на внесение изменений в лицензию осуществляется уполномоченным органом по следующим основаниям: заявка и прилагаемые сведения и документы не соответствуют требованиям, установленным разделом 11 настоящего Порядка; заявитель представил о себе неверные сведения; если до подачи заявки истекли сроки выполнения этапов и видов работ, установленные условиями пользования недрами, в отношении которых подана данная заявка; наличие нарушений условий пользования недрами (в случае подачи заявки на внесение изменений и дополнений в лицензию для продления срока действия лицензии в связи с необходимостью завершения поисков и оценки месторождения полезных ископаемых, в связи с необходимостью завершения разработки месторождения полезных ископаемых); несоответствие предложений Заявителя требованиям по рациональному использованию и охране недр, установленным законодательством Российской Федерации; неподтверждение уполномоченным органом наличия технических ошибок в лицензии или если такое исправление повлечет за собой прекращение, возникновение, переход права пользования недрами (в случае подачи заявки на исправление технических ошибок в лицензии); отсутствие заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (в случае подачи заявки на внесение изменений в лицензию с целью установления количества и качества запасов полезных ископаемых и ограничения по глубине разработки).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество, обращаясь в административный орган с заявкой на внесение изменений в лицензию по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, не представило обоснования невозможности выполнения условий лицензии; в письме от 15.10.2021 № 03/10 и в пояснительной записке к заявке ООО «Нерудинвест» фактически указало на необходимость внести изменения в части продления срока действия лицензии для завершения разработки месторождения и выполнения ликвидационных мероприятий на участке месторождения «Чегановский», в то время как в период действия лицензии им
[A5] были допущены нарушения условий лицензии (приказами департамента от 24.10.2019 № 0823-ОД, от 28.09.2020 № 1002-ОД в отношении общества возбуждались процедуры досрочного прекращения прав пользования недрами в связи с нарушением обществом существенных условий пользования недрами; приказом департамента от 12.04.2021 № 466-ОД право пользования недрами по лицензии приостановлено в виду нарушения существенных условий пользования недрами; постановлением от 13.05.2021 № 25гн/21 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами).
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого приказа и отказано в удовлетворении требования ООО «Нерудинвест».
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 01.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 27.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-3568/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.Н. Киричёк
Судьи О.Ю. Черноусова
С.Т. Шохирева