ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-3840/2021 от 08.02.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А70-3840/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Киричёк Ю.Н.

судей                                                    Дружининой Ю.Ф.

                                                             ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «АвтоЛайнСервис» на решение
от 04.05.2021  Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 24.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу № А70-3840/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АвтоЛайнСервис» (628183, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нягань, улица Лазарева, дом 5, корпус 14, ИНН 8610027671,
ОГРН 1148610000296) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000,
город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ИНН 7202128616,
ОГРН 1047200624789) о признании недействительным предписания
от 03.09.2020 № 86-ЗН.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «АвтоЛайнСервис» (далее -
ООО «АвтоЛайнСервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 03.09.2020 № 86-ЗН.

Решением от 04.05.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 24.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.

По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания, поскольку постановление управления от 03.09.2020 № 258-ЗН о привлечении ООО «АвтоЛайнСервис» к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на основании которого выдано предписание, отменено,
а проведенные через 2 месяца после съезда с трассы принадлежащего обществу транспортного средства осмотр земельного участка и отбор проб не подтверждают причинение вреда окружающей среде именно действиями общества.

Управление отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.

На основании статьи 18 АПК РФ по делу произведена замена судьи Черноусовой О.Ю. в связи с ее нахождением в ежегодном отпуске на судью Дружинину Ю.Ф., кассационная жалоба рассмотрена с самого начала.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступившего сообщения начальника управления по охране окружающей среды акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной     компании (далее - АО «Томскнефть» ВНК) о загрязнении                          земель нефтесодержащей жидкостью в результате съезда с дороги автомобиля марки «Scania» с цистерной полуприцепом (географические координаты WGS 84 N 75.703326 Е 59.280438) должностным лицом административного органа в отношении неустановленного круга лиц было возбуждено административное дело № 03/2-74/2020, назначено асследование.

В ходе осмотра территории, расположенной в районе вышеуказанных координат, управлением установлено, что осматриваемый земельный участок покрыт черным маслянистым веществом, присутствует запах нефтепродуктов; по периметру имеется обвалование из грунта; площадь земель промышленности, загрязненных черным маслянистым веществом, составляет 55 м2 (земельные участки с кадастровыми номерами 86:03:0011201:17, 86:03:0011201:19, 86:03:0011201:20); произведен отбор проб почвы с загрязненного земельного участка, а также фоновой пробы почвы с незагрязненного участка; согласно протоколам КХА от 09.04.2020 № П/69/20, от 09.04.2020 № П/70/20 массовая концентрация нефтепродуктов в контрольной пробе почвы (462000 мг/кг) превысила содержание загрязняющего вещества в почве фоновой пробы (1680 мг/кг) в 275 раз.

В ответ на запрос административного органа АО «Томскнефть» ВНК письмом от 10.04.2020 № 1011/2-0926 сообщило, что 31.01.2020 в ходе планового обхода трубопровода Первомайского месторождения работниками цеха эксплуатации и ремонта трубопроводов № 2 (ЦЭРТ № 2)
АО «Томскнефть» ВНК было установлено, что на перекрестке автомобильных дорог на кустовую площадку № 4 с правой стороны
по ходу движения от п.Пионерный допустил съезд в кювет
автомобиль марки «Skania», оборудованный полуприцепом-цистерной
для перевозки нефтепродуктов. Транспортное средство принадлежит
ООО «АвтоЛайнСервис», оказывающему услуги обществу с ограниченной ответственностью «Матюшинский участок» (далее – ООО «Матюшинский участок») по транспортировке сырой нефти. В результате дорожно-транспортного происшествия произошел разлив перевозимой нефти с последующим загрязнением прилегающего к автомобильной дороге земельного участка.

Обстоятельства происшествия зафиксированы в трехстороннем акте       от 01.02.2020, завизированном представителями АО «Томскнефть» ВНК, обществом с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «РН-Охрана-Томск» и ЦЦПС ОР ДПС ОГИДД ОМВД России по Сургутскому району. На схеме места происшествия обозначено, что в периметре загрязненного земельного участка какие-либо трубопроводы      АО «Томскнефть» ВНК отсутствуют.

В целях недопущения растекания разлившейся нефти и увеличения площади загрязнения земельного участка силами АО «Томскнефть» ВНК произведены первоочередные мероприятия по локализации разлива нефти - возведено обвалование из местного грунта по периметру загрязненного участка.

Письмом от 04.02.2020 № 42 ООО «АвтоЛайнСервис» гарантировало ООО «Матюшинский участок» устранение последствий разлива нефти, произошедшего в результате дорожно-транспортного происшествия
с участием принадлежащей транспортной организации техники.

По результатам административного расследования управлением было вынесено постановление от 03.09.2020 № 258-ЗН, котором общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Впоследствии решением от 01.02.2021 Сургутского районного суда
по делу № 12-7/2021 данное постановление было отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а также в связи с тем, что указанные административным органом дата и время административного правонарушения не соответствуют представленным в материалах дела доказательствам.

Также указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания от 03.09.2020 № 86-Н, которым административный орган возложил на ООО «АвтоЛайнСервис» обязанность в срок до 11.01.2020 разработать проект рекультивации земель загрязненного земельного участка.

Не согласившись с указанным предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствии требованиям действующего законодательства.

Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

В силу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункта 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.07.2004 № 400, пунктов 1, 4.1 Положения о Северо-Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора
от 27.08.2019 № 489, должностные лица управления, осуществляющие государственный экологический надзор, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьей 34 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется
в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды
(пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац восьмой).

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, а также обстоятельства, установленные вступившим
в законную силу судебным актом по делу  № 12-7/2021 Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в результате съезда
с дороги автомобиля марки «Sca
nia» с цистерной полуприцепом (географические координаты WGS 84 № 75.703326 Е 59.280438) было допущено загрязнение почвенного покрова; площадь земель промышленности, загрязненных черным маслянистым веществом, составила 55 м2; массовая концентрация нефтепродуктов в контрольной пробе почвы (462000 мг/кг) превысила содержание загрязняющего вещества в почве фоновой пробы (1680 мг/кг) в 275 раз.

Учитывая, что владельцем спорного транспортного средства является общество, судами сделан обоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае лицом, фактически причинившим вред в виде загрязнения почв нефтью, является ООО «АвтоЛайнСервис».

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 13 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018     № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания и возложения на общество обязанности по разработке проекта рекультивации загрязненного земельного участка.

При этом доводы подателя кассационной жалобы о незаконности возложения на него обязанности по разработке проекта рекультивации,            в том числе со ссылкой отбор проб почвы по истечении 2 месяцев                     с момента выезда транспортного средства с трассы, а также                     отмену постановления административного органа от 03.09.2020 № 258-ЗН, которым общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и фактически направлены на переоценку установленных ими обстоятельств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.

Поскольку оспариваемое предписание управления соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования о признании его недействительным.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении норм права судами первой и апелляционной инстанций.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 04.05.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 24.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-3840/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                    Ю.Н. Киричёк

Судьи                                                                                 Ю.Ф. Дружинина

                                                                                           Г.А. Шабанова