Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-4078/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи,кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АДК» на решение от 30.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление
от 14.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А.,
Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу № А70-4078/2023 по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «АДК» (625051, Тюменская область, город Тюмень, улица Пермякова, дом 59, ОГРН 1087232022437, ИНН 7203217555) к Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени (625000, Тюменская область,
город Тюмень, улица Дзержинского, дом 62, помещение 4, ОГРН 1037200568680,
ИНН 7204034314) об оспаривании решения.
Другое лицо, участвующее в деле, – акционерное общество «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания» (625023, Тюменская область, город Тюмень,
улица Одесская, дом 5, ОГРН 1177232016510, ИНН 7203420973).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью «АДК» – Макушкин Е.В.
по доверенности от 01.03.2022;
от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени –
Заиченко Д.В. по доверенности от 01.11.2022,
от акционерного общества «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания» –Поляков Ю.И. по доверенности от 24.04.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «АДК» (далее – общество, ООО «АДК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее – департамент) от 22.02.2023 № 32-08- 001289/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания» (далее – АО «УСТЭК»).
Решением от 30.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным
без изменения, постановлением от 14.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, у департамента отсутствовали основания для отказа в согласовании вывода из эксплуатации спорного оборудования, поскольку у ООО «АДК» отсутствуют потребители тепловой энергии, которых оно обязано уведомить; департамент в оспариваемом отказе не указал, а суды в ходе рассмотрения дела не установили лиц (потребителей), которым предоставляются услуги посредством оборудования, принадлежащего обществу.
В отзыве на кассационную жалобу АО «УСТЭК» просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества – без удовлетворения.
Департаментом отзыв в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нееи выступленияхприсутствующих
в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «АДК» является собственником квартального распределительного пункта тепловых сетей (далее – КРП), занимающего часть первого этажа здания с условным номером 72-72-01/393/2008-094, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Пермякова, дом 59, находящегося на земельном участке с кадастровым № 72:17:1313001:0105 по адресу: Тюменская область, Тюменский район, улица Широтная – Пермякова.
КРП является составной частью магистральных тепловых сетей 1, 2, 3, 4 микрорайонов жилого района «Тюменский» согласно Проекту «Магистральные инженерные сети 1 микрорайона жилого района «Тюменский» (Шифр.3311, 2002 год), допущенных в постоянную эксплуатацию согласно акту управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тюменской области от 09.10.2006 № 186/Т.
Между обществом (теплосетевая организация) и АО «УСТЭК» (теплоснабжающая организация) заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 26.09.2017 № 61/ТТС/2016 (далее – договор № 61/ТТС/2016), согласно которому теплосетевая организация обязалась осуществлять передачу тепловой энергии
с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии до точки передачи тепловой энергии с соблюдением параметров и показателей качества теплоносителя,
а также организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, а теплоснабжающая организация – оплачивать указанные услуги.
С 01.09.2022 действие тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, установленного обществу распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 20.12.2017 № 751/01-21, прекращено; между обществом
и АО «УСТЭК» подписано соглашение о расторжении договора № 61/ТТС/2016
с 01.09.2022.
ООО «АДК» 02.02.2023 направило в адрес АО «УСТЭК» запрос о согласовании вывода КРП из эксплуатации, в котором указало на невозможность обеспечения надлежащего технического обеспечения КРП в связи с существенным износом оборудования и отсутствием финансирования.
АО «УСТЭК» 21.02.2023 направило обществу ответ № 1807, в котором указало,
что оно является лишь одним из потребителей в части приобретения тепловой энергии
для теплоснабжения нежилого помещения площадью 127,8 м2, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Менделеева, дом 14/4; ООО «АДК» обязано получить согласование вывода из эксплуатации КРП всех потребителей тепловой энергии. К ответу был приложен реестр потребителей, подключенных от сети и КРП (адреса без указания фамилии имени и отчества).
ООО «АДК» 06.02.2023 направило в адрес департамента запрос о согласовании вывода из эксплуатации оборудования – помещение с кадастровым номером 72:23:0430002:13231, назначение: нежилое, общей площадью 351,6 м2, на 1 этаже здания КРП, адрес объекта: Тюменская область, город Тюмень, улица Пермякова, дом 59; сооружение: закрытый участок тепловых сетей, вид сети: водяная, год постройки: 2006, общая длинна трассы: 40,3 м в 2-х трубном исполнении, в здании КРП; КРП – отапливаемый район: «Тюменский», отапливаемый микрорайон: «Тюменский-1» (шифр 10:01:05) и «Тюменский-3, 4» (шифр 10:01:02), эксплуатационный район: Восточный микрорайон, магистраль: от павильона 9П3, вид сети: надземная, двухтрубная, источник теплоснабжения: Тюменская ТЭЦ-2.
В запросе было указано, что окончательная остановка работы оборудования будет осуществлена в целях его ликвидации в течение восьми месяцев с даты получения данного уведомления, единственным потребителем тепловой энергии ООО «АДК», теплоснабжение которого может быть прекращено или ограничено в связи
с выводом из эксплуатации оборудования, является АО «УСТЭК» (единая теплоснабжающая организация).
По результатам рассмотрения запроса департаментом дан ответ от 22.02.2023
№ 32-08-001289/23, в соответствии с которым представленная обществом информация
не может быть рассмотрена в качестве уведомления в целях согласования вывода объектов из эксплуатации, поскольку не содержит срок вывода КРП из эксплуатации,
а также сведения о потребителях тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации спорного объекта;
АО «УСТЭК» не является владельцем теплопотребляющих установок и не обладает признаками потребителя тепловой энергии.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд
с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой
и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты исходит
из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями
по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении
к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу статьи 21 Закона о теплоснабжении в целях недопущения ущемления прав
и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывода указанных объектов из эксплуатации (часть 1).
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о теплоснабжении установлен Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» (далее – Правила № 889).
Под «выводом из эксплуатации» понимается окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года (подпункт «в» пункта 2 Правил № 889).
Согласно пункту 14 указанных Правил вывод из эксплуатации тепловых сетей,
с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям
в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями.
Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (часть 8 статьи 21 Закона о теплоснабжении).
В силу пункта 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии –лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования
на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона о теплоснабжении,
пунктом 16 Правил № 889 собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов
из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
В силу пункта 17 Правил № 889 к уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных
в уведомлении.
Для согласования с потребителями тепловой энергии собственник или иной законный владелец тепловых сетей уведомляет потребителей тепловой энергии
о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении. Потребители обязаны направить собственнику или иному законному владельцу тепловых сетей в течение 15 дней со дня получения уведомления согласование в форме согласия с выводом из эксплуатации тепловых сетей или разногласия в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения.
Исходя из названных норм суды правильно указали, что для вывода из эксплуатации тепловых сетей необходимо согласование с потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям.
Согласно пункту 18 Правил № 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии
и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод
из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп
по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что ООО «АДК» является собственником объекта теплосетевого хозяйства; КРП является составной частью магистральных тепловых сетей 1, 2, 3, 4 микрорайонов жилого района «Тюменский»; АО «УСТЭК» неоднократно сообщало обществу о том, что посредством оборудования ООО «АДК» осуществляется теплоснабжение большого количества потребителей тепловой энергии (в том числе многоквартирных домов и социальных объектов); список потребителей ранее согласовывался АО «УСТЭК» и ООО «АДК» в дополнительном соглашении от 22.06.2021 № 1 к договору № 61/ТТС/2016; общество не могло не знать о наличии конечных потребителей тепловой энергии, поскольку между АО «УСТЭК» и ООО «АДК» был также заключен договор поставки тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации тепловых потерь от 28.10.2016 № Т-20171; письмом от 21.02.2023 обществу был направлен реестр потребителей, подключенных от тепловой сети и КРП; общество
не уведомило всех потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены от сети и КРП ООО «АДК» в соответствии с пунктом 14 Правил
№ 899 и не указало срок вывода объектов из эксплуатации в соответствии
с пунктом 16 названных Правил.
Поскольку уведомление общества не соответствовало требованиям пунктов 16,
17 Правил № 889, выводы судов о законности оспариваемого решения департамента являются обоснованными.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора
не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление
от 14.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-4078/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Т. Шохирева
Судьи О.Ю. Черноусова
Г.А. Шабанова