ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-4893/2010 от 09.12.2010 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-4893/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Н.А. Алексеевой

судей Л.В. Беловой

В.И. Новоселова

при участии представителей сторон:

от Нижнеобского территориального управления Федерального агентства
 по рыболовству – М.А. Асташевой по доверенности от 15.03.2010;

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области – С.А. Колмаковой по доверенности от 12.11.2010 № 214, -

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
 в Тюменской области на решение от 08.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья В.В. Тихомиров) и постановление от 01.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи О.А. Сидоренко,
 Л.А. Золотова, А.Н. Лотов) по делу № А70-4893/2010 по заявлению Нижнеобского территориального управления Федерального агентства
 по рыболовству к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

Суд установил:

Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства
 по рыболовству (далее – Нижнеобское ТУ Росрыболовства) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее – ТУ Росфиннадзора в Тюменской области) от 04.05.2010 № 67-10/57 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации
 об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 08.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.10.2010, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, ТУ Росфиннадзора в Тюменской области просит указанные решение от 08.07.2010 и постановление от 01.10.2010 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе Нижнеобскому ТУ Росрыболовства в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой инстанции и апелляционным судом нарушены нормы материального права – статья 38, подпункт 3 пункта 2 статьи 158, статьи 161, 162, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н; нарушены нормы процессуального права – пункт 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ТУ Росфиннадзора в Тюменской области считает, что в действиях Нижнеобского ТУ Росрыболовства содержится состав вменяемого административного правонарушения, поскольку расходы на оплату по договорам гражданско-правового характера с независимым экспертом на оказание услуг в качестве члена конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы по целевой статье 001 08 00 «Выплаты независимым экспертам» не были запланированы.

В отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, Нижнеобское ТУ Росрыболовства, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Нижнеобское ТУ Росрыболовства просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности Нижнеобского ТУ Росрыболовства за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 установлено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения, а именно: 98 рублей 56 копеек использованы на уплату единого социального налога в части взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, с начисленной оплаты за оказание услуг независимых экспертов, по главе 076 «Федеральное агентство по рыболовству», разделу и подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», целевой статье 001 15 00 «Территориальные государственные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», подстатье 226 «Прочие услуги», тогда как, по мнению ТУ Росфиннадзора в Тюменской области, данные расходы должны отражаться по целевой статье 001 08 00 «Выплаты независимым экспертам».

По результатам ревизии ТУ Росфиннадзора в Тюменской области составлен акт от 09.04.2010 и протокол от 28.04.2018 № 67-10/57 об административном правонарушении.

04.05.2010 руководителем ТУ Росфиннадзора в Тюменской области принято постановление № 67-10/57 о назначении административного наказания, которым Нижнеобское ТУ Росрыболовства признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Нижнеобское ТУ Росрыболовства, полагая, что данное постановление ТУ Росфиннадзора в Тюменской области является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд
 с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ установлена ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно статье 38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевым использованием средств федерального бюджета.

В целях установления порядка применения классификации операций сектора государственного управления на основании пункта 4 статьи 23.1 БК РФ приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее – Указания № 145н, действовали до 01.01.2010).

Согласно данным Указаниям по целевой статье 001 15 00 «Территориальные органы» отражаются расходы на обеспечение выполнения функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, за исключением расходов на строительство административных зданий и жилищного строительства.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно сметы расходов средств федерального бюджета на 2009 год с учетом вносимых изменений и дополнений в течение года, Нижнеобскому ТУ Росрыболовства доведены лимиты бюджетных обязательств по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (раздел и подраздел 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», целевая статья расходов 001 15 00 «Территориальные органы», вид расходов 012 «Выполнение функций государственными органами») в сумме 3 088 700 рублей.

По подстатье КОСГУ 226 (раздел и подраздел 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», целевая статья расходов 001 08 00 «Выплаты независимым экспертами», вид расходов 012 «Выполнение функций государственными органами») лимиты бюджетных обязательств не доводились.

Нижнеобским ТУ Росрыболовства была произведена оплата единого социального налога за услуги независимых экспертов по подстатье классификации операций сектора государственного управления КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», разделу и подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», целевой статье расходов 001 15 00 «Территориальные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами».

Договор с независимыми экспертами был заключен Нижнеобским ТУ Росрыболовства во исполнение пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», которым установлено, что в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и уполномоченные им гражданские служащие, представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Нижнеобским ТУ Росрыболовства была перечислена сумма за оказанные услуги независимыми экспертами, что подтверждается заявкой на кассовый расход от 30.07.2009 № 0697.

Денежные средства в сумме 98 рублей 56 копеек использованы
 на уплату единого социального налога за оказанные услуги независимыми экспертами.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Суд первой инстанции и апелляционный суд правильно указали, что названная выплата подпадает под объект обложения единым социальным налогом, предусмотренный пунктом 1 статьи 236 НК РФ.

Удовлетворяя заявленные Нижнеобским ТУ Росрыболовства требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, содержащимся в письме от 18.12.2009 № 02-07-10/5856, в целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам классификации операций сектора государственного управления кассовых операций, осуществляемых в секторе государственного управления, по экономическому содержанию операций, приведенных в Указаниях № 145н, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

Судами также учтено, что в силу названного письма органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

Поскольку согласно бюджетной смете на 2009 год другой целевой статьи у Нижнеобского ТУ Росрыболовства предусмотрено не было, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии нецелевого использования им денежных средств при уплате единого социального налога за услуги независимых экспертов по главе 076 «Федеральное агентство по рыболовству», разделу и подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», целевой статье 001 15 00 «Территориальные государственные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», подстатье 226 «Прочие услуги».

Вывод судов соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Нижнеобского ТУ Росрыболовства события вменяемого административного правонарушения и правомерно признали незаконным и отменили постановление о назначении административного наказания от 04.05.2010 № 67-10/57, вынесенное ТУ Росфиннадзора в Тюменской области в отношении Нижнеобского ТУ Росрыболовства.

Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит
 к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии
 со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 08.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области
 и постановление от 01.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-4893/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Н.А. Алексеева

Судьи Л.В. Белова

В.И. Новоселов