ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-4898/2010 от 22.12.2010 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-4898/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Отческой Т.И.

судей Алексеевой Н.А.

Ильина В.И.

рассмотрел в судебном заседании с участием представителя  Территориального  управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области – Колмаковой С.А. по доверенности от 12.11.2010 № 214,  кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области на решение от 08.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья Тихомиров В.В.) и постановление от 30.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу № А70-4898/2010 по заявлению Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области о признании незаконным и отмене постановления от 04.05.2010 № 67-10/54 о назначении административного наказания.

Суд установил:

Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее – Нижнеобское территориальное управление, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее – Территориальное управление в Тюменской области) от 04.05.2010 № 67-10/54 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 08.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 30.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Территориальное управление в Тюменской области, ссылаясь на неправильное применение судами при принятии судебных актов норм материального права, нарушение норм процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Полагает, что в действиях Нижнеобского территориального управления содержится состав вменяемого административного правонарушения, поскольку расходы на оплату по договору гражданско-правового характера с независимыми экспертами на оказание услуг в качестве члена конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы должны производиться по целевой статье 001 08 00 «Выплаты независимым экспертам».

В отзыве на кассационную жалобу Нижнеобское территориальное управление, считая, что выводы судебных инстанций полностью соответствуют всем обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и нормам материального и процессуального права, просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции, заслушав представителя  Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области, проверив в соответствии со статьями 274, 286, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что сотрудниками Территориального управления в Тюменской области проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Нижнеобского территориального управления за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.

При этом  установлено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения. В частности, в 2009 году произведены выплаты по главе 076 «Федеральное агентство по рыболовству», разделу и подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», целевой статье 001 15 00 «Территориальные государственные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», подстатье 226 «Прочие услуги» из средств федерального бюджета по заключенным Управлением договорам гражданско-правового характера с независимыми экспертами на оказание услуг в качестве членов конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы тогда как, по мнению проверяющих, данные расходы должны отражаться по целевой статье 001 08 00 «Выплаты независимым экспертам».

Результаты ревизии отражены в акте от 09.04.2010 и протоколе от 28.04.2010 № 67-10/54 об административном правонарушении.

04.05.2010 руководителем Территориального управления в Тюменской области принято постановление № 67-10/54 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Нижнеобское территориальное управление признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Нижнеобское территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что данное постановление Территориального управления в Тюменской области является незаконным, нарушает его права и законные интересы.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 21, 23.1, 38, 163, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, письма Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2009 № 02-07-10/5856, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», пришли к выводу об отсутствии в действиях Нижнеобского территориального управления состава вменяемого ему административного правонарушения.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.

Частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств федерального бюджета.

В целях установления порядка применения классификации операций сектора государственного управления на основании пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее – Указания № 145н, действовали до 01.01.2010).

Согласно данным Указаниям по целевой статье 001 15 00 «Территориальные органы» отражаются расходы на обеспечение выполнения функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, за исключением расходов на строительство административных зданий и жилищного строительства.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно сметы расходов средств федерального бюджета на 2009 год с учетом вносимых изменений и дополнений в течение года, Нижнеобскому территориальному управлению доведены лимиты бюджетных обязательств по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (раздел и подраздел 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», целевая статья расходов 001 15 00 «Территориальные органы», вид расходов 012 «Выполнение функций государственными органами») в сумме 3 088 700 рублей.

По подстатье КОСГУ 226 (раздел и подраздел 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», целевая статья расходов 001 08 00 «Выплаты независимым экспертам», вид расходов 012 «Выполнение функций государственными органами») лимиты бюджетных обязательств не доводились.

Нижнеобским территориальным управлением была произведена оплата за услуги независимых экспертов по подстатье классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 226 «Прочие работы, услуги», разделу и подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», целевой статье расходов 001 15 00 «Территориальные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами».

Договор с независимыми экспертами был заключен Нижнеобским территориальным управлением во исполнение пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», которым установлено, что в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и уполномоченные им гражданские служащие, представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Нижнеобским территориальным управлением была перечислена сумма за оказанные услуги независимыми экспертами. Это подтверждается заявкой на кассовый расход от 30.04.2009 № 0230.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, содержащимся в письме от 18.12.2009 № 02-07-10/5856, в целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам классификации операций сектора государственного управления кассовых операций, осуществляемых в секторе государственного управления, по экономическому содержанию операций, приведенных в Указаниях № 145н, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

Судами также учтено, что в силу названного письма органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

Поскольку бюджетной смете на 2009 год другой целевой статьи у Нижнеобского территориального управления предусмотрено не было, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии факта нецелевого использования им денежных средств.

Вывод судов соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».

На основании изложенного, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Нижнеобского территориального управления события вменяемого административного правонарушения и правомерно признали незаконным и отменили постановление о назначении административного наказания от 04.05.2010 № 67-10/54.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит
 к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии
 со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 08.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-4898/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Т.И. Отческая

Судьи Н.А. Алексеева

В.И. Ильин