ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-5706/2023 от 14.12.2023 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-5706/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шохиревой С.Т.

судей Шабановой Г.А.

Буровой А.А.

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования на решение от 27.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 07.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.)
по делу № А70-5706/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Соровскнефть» (625002, Тюменская область, город Тюмень, улица Орджоникидзе, дом 5, ОГРН 1077203059548, ИНН 7202170632) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403,
ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) об оспаривании постановления по делу
об административном правонарушении, представления и решения.

В судебном заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Соровскнефть» – Заровнятных А.В. по доверенности от 25.10.2022;

от Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования – Бунькова Н.В. по доверенности от 25.10.2022.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Соровскнефть» (далее – общество,
ООО «Соровскнефть») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования (далее – управление, административный орган)
о признании незаконными и отмене постановления от 31.01.2023 № 27-ЗН о назначении административного наказания, представления от 13.03.2023 № 27-ЗН об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений,
и решения от 13.03.2023 по жалобе на постановление о назначении административного наказания от 31.01.2023 № 27-ЗН.

Решением от 27.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 07.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

По мнению подателя кассационной жалобы, суды пришли к ошибочным выводам
об отсутствии в действиях общества событий вменяемых административных правонарушений; в ходе проведения внеплановой выездной проверки обществом
не представлены документы, подтверждающие отсутствие выявленных управлением нарушений; необходимость представления документов следовала из решения
о проведении проверки.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по делу произведена замена судьей Дружининой Ю.Ф.
и Черноусовой О.Ю. на судей Шабанову Г.А. и Чапаеву Г.В., кассационная жалоба рассмотрена с самого начала.

Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных
в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает,
что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в управление заявления общества о выдаче заключения федерального государственного экологического надзора
в отношении объекта капитального строительства – «Реконструкция ЦПС Соровский. Вторая технологическая линия» 2 этап (далее – объект), относящегося в соответствии
с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, управлением в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) проведена внеплановая выездная проверка (решение от 16.08.2022 № 564-рш).

По фактам выявленных нарушений, зафиксированных в акте от 20.09.2022 № 137, управлением в отношении общества составлены протокол об административном правонарушении от 26.12.2022 № 763-ОН по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и протокол
об административном правонарушении от 26.12.2022 № 802-ОН по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

Постановлением от 31.01.2023 № 27-ЗН о назначении административного наказания общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.1,
части 1 статьи 8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.

Кроме того, должностным лицом управления обществу внесено представление
об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений от 31.01.2023 № 27-ЗН.

По результатам рассмотрения жалобы общества от 09.02.2023 на указанные постановление и представление заместитель руководителя управления вынес решение
от 13.03.2023 об отказе в ее удовлетворении.

Полагая, что постановление о назначении административного наказания
от 31.01.2023 № 27-ЗН, представление от 31.01.2023 № 27-ЗН об устранении причин
и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, а также решение от 13.03.2023 об отказе в удовлетворении жалобы общества являются незаконными, ООО «Соровскнефть» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в деяниях общества события вменяемых ему административных правонарушений и, соответственно, оснований для выдачи оспариваемого представления, а также незаконности решения по жалобе общества
на постановление по делу об административном правонарушении.

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит
из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность
за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе
в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений
и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 названного Кодекса.

Частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность
за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

В силу части 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе
в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить
их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия
по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования
в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии с пунктом 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 10.07.2018 № 800 (далее – Правила), разработка проекта рекультивации земель
и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела
к деградации земель, в том числе, правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута,
а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся
в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пункту 8 Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии
с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ (пункт 9 Правил).

В силу пункта 10 Правил проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель
и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

В рассматриваемом случае основанием для привлечения общества
к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1, частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, послужили обстоятельства, установленные управлением в ходе внеплановой выездной проверки объекта общества.

Из акта проверки от 20.09.2022 № 137 следует, что проектной документацией «Реконструкция ЦПС «Соровский». Вторая технологическая линия» (далее – проектная документация) предусмотрены мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов: отходы, образующиеся в ходе строительства и эксплуатации, направляются на утилизацию согласно договорам, заключенным со специализированными предприятиями, имеющими лицензию на право работы с опасными отходами. В ходе проведения проверки ООО Соровскнефть» представлен договор от 20.05.2021 № ПТК-000081/2021 на транспортировку отходов,
при этом журнал учета движения отходов, справки, накладные, квитанции о количестве
и виде отходов, переданных сторонним организациям (имеющим лицензию) на хранение, захоронение, размещение, использование, утилизацию и обезвреживание отходов и лома
и отходов черных металлов, при проведении внеплановой выездной проверки
не представлены.

В соответствии с проектной документацией при строительстве ведется производственный экологический контроль (мониторинг) за характером изменения всех компонентов экосистемы, однако, в ходе проведения проверки обществом программа производственного экологического контроля (мониторинга), а также отчет о результатах проведения экологического контроля (мониторинга) не представлены.

Проектной документацией предусмотрен перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат; расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в период строительства составляет 4 528,87 руб. в ценах
на 2017 год, расчет платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов
в период строительства составляет 61 657,26 руб. в ценах на 2017 год. В ходе проведения проверки обществом представлены платежные поручения от 12.05.2021 № 928,
от 18.10.2021 № 1861, от 19.07.2021 № 1403, от 25.02.2022 № 184 о плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; при этом
не представлены документы, подтверждающие внесение платы за размещение отходов
в пределах установленных лимитов в период строительства.

Проектной документацией предусмотрены мероприятия по рекультивации нарушенных земель (том 8.6 «Проект рекультивации нарушенных земель»); в 2017 году генеральным директором общества, начальником отдела – лесничим Нефтеюганского территориального отдела – лесничества утвержден проект рекультивации земель лесного фонда на площади 32,4226 га. В ходе проведения проверки ООО «Соровскнефть» представлен акт освидетельствования скрытых работ от 20.10.2019 по проведению технической рекультивации земель под ВЛ-10 кВ на площади 1,0486 га, при этом акты
о завершении технического этапа рекультивации нарушенных земель
при строительстве/реконструкции объектов капитального строительства: прожекторная мачта, КТП с НКУ, щитовая, БРУ 10 кВ не представлены.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что управлением в ходе проведения внеплановой выездной проверки каких-либо требований в адрес ООО «Соровскнефть» о представлении дополнительных документов, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, не выставлялось (часть 1 статьи 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре)
и муниципальном контроле в Российской Федерации», далее – Закон № 248-ФЗ); получив акт внеплановой выездной проверки от 20.09.2022 № 137, ООО «Соровскнефть» представило в управление необходимые документы, отсутствие которых было вменено обществу в качестве событий административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.1, частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, а также обратилось с заявлением о проведении проверки с целью выдачи заключения о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации и обязательных требований в области охраны окружающей среды; управлением на основании представленных документов вновь проведена выездная внеплановая проверка объекта (решение от 07.12.2022 № 1083-рш), по результатам которой составлен акт от 23.12.2022 № 204, которым подтвержден факт отсутствия нарушений в области охраны окружающей среды при строительстве объекта, выдано заключение от 23.12.2022 № от 3458 о соответствии строительства (реконструкции) объекта капитального строительства обязательным требованиям в области охраны окружающей среды, а также проектной документации; проведение подрядной организацией (обществом с ограниченной ответственностью «Сургутэнергомонтаж») технического этапа рекультивации земель на объектах БРУ 10 кВ, КТП с НКУ, прожекторная мачта, щитовая в период с 01.05.2022 по 10.06.2022 подтверждается актами рекультивации земель.

Как верно отмечено судами, непредставление документов, подтверждающих соблюдение обществом экологических требований при строительстве объекта,
при проведении проверки при условии их фактического наличия в распоряжении общества не может быть квалифицировано по статьи 8.1 КоАП РФ. Учитывая, что
на момент проведения проверки технический этап рекультивации фактически проведен, что подтверждается представленными в материалы дела актами рекультивации,
в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций
об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.1, части 1 статьи 8.7 КоАП РФ следует признать верными.

Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1
части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), и влечет отмену постановления по делу
об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление административного органа от 31.01.2023 № 27-ЗН.

В связи с установлением незаконности постановления о назначении административного наказания ввиду отсутствия событий вменяемых нарушений, внесенное на его основании в порядке статьи 29.13 КоАП РФ представление от 13.03.2023 № 27-ЗН об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, а также решение от 13.03.2023 по жалобе
на постановление от 31.01.2023 № 27-ЗН правомерно признаны судами незаконными.

Доводы подателя кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу направлены на иную оценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами
на основании представленных в дело доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 27.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление
от 07.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-5706/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.Т. Шохирева

Судьи Г.А. Шабанова

А.А. Бурова