ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-5783/2021 от 31.01.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-5783/2021

31 января 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи
Киричёк Ю.Н. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авто-700» на решение от 23.07.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Скачкова О.А.) и постановление от 08.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Лотов А.Н.) по делу
№ А70-5783/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авто-700» (625019, <...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору
в сфере транспорта (625016, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2021 ТюО № 000012/72.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Авто-700» (далее - общество, ООО «Авто-700») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, управление) о признании незаконным постановления от 23.03.2021 ТюО № 000012/72.

Дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением от 23.07.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 08.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие нарушение обществом требований действующего законодательства; постановление о привлечении
ООО «Авто-700» к административной ответственности вынесено неуполномоченным органом.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.03.2021 напротив дома № 23 по улице Весенняя в селе Нижняя Тавда Нижнетавдинского района Тюменской области должностными лицами административного органа в рамках проведения на основании приказа
от 05.03.2021 № 5/0027 государственного контроля в части исполнения установленных требований законодательства Российской Федерации
в области обеспечения безопасности дорожного движения и лицензионных требований при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок пассажиров автобусами осуществлена проверка транспортного средства ГАЗ 65R35 (государственный регистрационный знак АО 972 72) под управлением водителя ООО «Авто-700» ФИО1

По результатам проверки административным органом был установлен факт осуществления ООО «Авто-700» регулярных перевозок пассажиров по междугороднему маршруту № 505 «Нижняя Тавда - Тюмень» по путевому листу от 10.03.2021 № 1337 с нарушением установленных правил (проверяемое транспортное средство относится к «малому» классу; предъявленная в ходе проверки карта маршрута регулярных перевозок серии 720201 № 001820 предусматривает использование транспортных средств, относящихся к «среднему» и «большому» классу).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления
в отношении общества протокола об административном правонарушении
от 16.03.2021 и вынесения постановления от 23.03.2021 ТюО № 000012/72, которым ООО «Авто-700» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Возражая против указанного постановления, ООО «Авто-700» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения, а также об отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015
№ 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ)
в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1); осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов (часть 2); государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок (часть 8).

Карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ).

В карте маршрута регулярных перевозок указываются сведения, перечисленные в части 4 статьи 28 Закона № 220-ФЗ, в том числе вид транспортного средства и класс транспортного средства (пункт 7).

При этом под классом транспортных средств понимается группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров) (пункт 14 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ).

В силу части 3 статьи 17 Закона № 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.

Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3 статьи 35 Закона № 220-ФЗ).

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства суды первой и апелляционной инстанций установили, что
в нарушение вышеуказанных требований ООО «Авто-700» при осуществлении регулярных перевозок пассажиров по междугороднему маршруту № 505 «Нижняя Тавда - Тюмень» по путевому листу от 10.03.2021 № 1337 использовало транспортное средство ГАЗ 65R35, государственный регистрационный знак АО 972 72, которое соответствует «малому» классу транспортного средства, в то время как согласно карте маршрута регулярных перевозок серии 720201 № 001820, предъявленной водителем в ходе осуществления проверочных мероприятий, использованию подлежали транспортные средства, относящиеся к «среднему» и «большому» классу.

При этом доводы подателя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов о наличии в его деянии события вменяемого правонарушения, в том числе со ссылкой на наличие у водителя на момент проверки карты маршрута, предусматривающей использование «малого» класса транспортных средств, а также недопустимость имеющихся в материалах дела доказательств, отклоняется судом округа, поскольку они направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.

Учитывая, что ООО «Авто-700» не были представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для соблюдения требований действующего законодательства в севере перевозок, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Довод подателя кассационной жалобы о вынесении постановления неуполномоченным лицом со ссылкой на необходимость рассмотрения дела об административном правонарушении по месту совершения административного правонарушения отклоняется судом округа как необоснованный, поскольку согласно Положению о Северо-Уральском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27.06.2017 № ВБ-530фс, в составе управления предусмотрено наличие территориальных отделов только по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (местоположение: 628007, <...>) и по Ямало-Ненецкому автономному округу (местоположение: 629000, <...>).

Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в пределах, предусмотренных санкцией части 5 статьи 11.33 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.

В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 23.07.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 08.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-5783/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Судья Ю.Н. Киричёк