Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-6402/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Аникиной Н.А.
судей Дубининой Т.Н.
Кисляковой Т.С.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Тюменской области «Управление капитального строительства» на решение от 13.08.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 17.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-6402/2014 по иску общества
с ограниченной ответственностью «КОНТУР» (629600, г. Салехард,
кв-л Северный, д. 11, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к государственному казенному учреждению Тюменской области «Управление капитального строительства» (625000, г. Тюмень,
ул. Некрасова, д. 11, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
в размере 1 154 077, 18 руб.
В заседании принял участие представитель государственного казенного учреждения Тюменской области «Управление капитального строительства» - ФИО1 по доверенности от 31.12.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «КОНТУР» (далее –
ООО «КОНТУР») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Тюменской области «Управление капитального строительства» (далее – ГКУ ТО «УКС»)
с требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 154 077, 18 руб., начисленных за период
с 24.09.2013 по 15.04.2014.
Решением от 13.08.2014 Арбитражного суда Тюменской области
(судья Куприна Н.А.) исковые требования удовлетворены частично.
С ГКУ ТО «УКС» в пользу ООО «КОНТУР» взыскано 1 149 522, 55 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением от 17.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Смольникова М.В., Зорина О.В., Семёнова Т.П.) решение суда
от 13.08.2014 оставлено без изменения.
ГКУ ТО «УКС» обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой,
в которой просит изменить решение суда и постановление апелляционной инстанции. Считает, что судами нарушены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), которыми установлен особый порядок выплаты денежных средств из бюджета, предусматривающий обращение взыскание на средства бюджета путем предъявления исполнительного листа в финансовый орган, в связи с чем бюджетное учреждение самостоятельно не может принять решение о добровольном исполнении судебного акта. При этом судебный акт исполнен 15.04.2014,
в течение установленного законом трехмесячного срока с момента предъявления исполнительного листа взыскателем в соответствующий финансовый орган - 26.03.2014.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Выслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением
от 30.09.2013 Арбитражного суда Тюменской области по делу
№ А70-5684/2013 с ГКУ ТО «УКС» взыскано в пользу ООО «КОНТУР» 25 977 812,01 руб., в том числе 24 901 709, 96 руб. основного долга, 1 076 102, 05 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 152 882, 57 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Постановлением от 03.02.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-5684/2013 решение суда от 30.09.2013 оставлено без изменения. Постановлением от 06.05.2014 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу № А7-5684/2013 решение суда
от 30.09.2013 и постановление апелляционной инстанции от 03.02.2014 оставлены без изменения.
Указывая на оплату ГКУ ТО «УКС» взысканной судебными актами по делу № А70-5684/2013 задолженности только 15.04.2014, ООО «КОНТУР» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском со ссылкой на положения пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ), а также на пункты 1, 2 Постановления Пленума ВАС РФ
от 04.04.2014 № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 22), предусматривающих начисление процентов
на присужденную судом денежную сумму по день фактического исполнения обязательства как последствие неисполнения судебного акта.
Суды, руководствуясь положениями статей 318, 321 АПК РФ, пунктом
2 Постановления Пленума ВАС РФ № 22, пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, указав на то, что должник не связан действиями взыскателя, направленными
на принудительное исполнение судебного акта, непредъявление кредитором исполнительного листа к исполнению после вступления решения суда
в законную силу не освобождает должника от обязанности исполнить решение суда добровольно; сроки исполнения, установленные положениями БК РФ, не свидетельствуют о законном удержании денежных средств, взысканных с бюджетной организации; неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения не обеспечивают кредитору компенсации потерь вследствие неправомерного удержания чужих денежных средств должником.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения
от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Статьей 6 БК РФ установлено, что бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В силу статьи 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации
и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания
на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации императивно регулируется главой 24.1 БК РФ, нормами которой
не предусмотрено добровольное исполнение судебных актов до подачи заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.2 БК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 2,3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
При установлении на основании взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 71 (пункты "в", "о"), 72 (пункт "б" части 1), 76 (часть 1) и 124 Конституции Российской Федерации механизма исполнения судебных решений как гарантии реализации права на судебную защиту федеральный законодатель предусмотрел специальный порядок обращения взыскания
на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделив, таким образом, в качестве особых субъектов, в отношении которых может осуществляться исполнение судебных решений, публичные образования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2012 N 2008-О).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Порядок исполнения судебных актов предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации
по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации установлен статьей 242.4 БК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 242.4 указанными нормами БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии
с запросом-требованием.
Таким образом, взыскатель, получив исполнительный лист
на основании вступившего в законную силу судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен предъявить его в соответствующий финансовый орган, осуществляющий исполнение, в порядке и сроки, регламентированные
БК РФ.
В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 N 804-О указано, что статья 242.2 БК РФ, устанавливающая особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания
на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
в том числе закрепляющая сроки для исполнения судебных актов, направлена на защиту интересов взыскателя. Положения данной статьи не препятствуют исполнению судебных решений, они предполагают совершение взыскателем активных действий, направленных на получение взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов: исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта, заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства.
Принимая во внимание изложенное, проценты за пользование чужими денежными средствами в период исполнения судебного акта, предусмотренный названными нормами БК РФ, не подлежат начислению.
В случае, если по истечении срока, необходимого для осуществления исполнения такого судебного акта по правилам главы 24.1 БК РФ акт
не исполнен, проценты за пользование чужими денежными средствами начисляются в порядке, предусмотренном статьей 395 ГК РФ.
Неправильное применение судами норм материального
и процессуального права является основанием для отмены решения суда
и постановления апелляционной инстанции (часть 1 статьи 288 АПК РФ).
В связи с необходимостью исследования доказательств исполнения должником судебного акта в установленном законом порядке
и в предусмотренный указанными нормами БК РФ срок, оценка которых является прерогативой суда первой инстанции, а также, принимая
во внимание необходимость установления обстоятельств, касающихся предъявления взыскателем исполнительного листа в соответствующий финансовый орган, с учетом полномочий суда кассационной инстанции дело подлежит направлению в суд первой инстанции (статьи 286, пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ). При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо применить нормы права, подлежащие применению, дать надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам лиц, участвующих в деле, исследовать обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
В соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа,
постановил:
решение от 13.08.2014 Арбитражного суда Тюменской области
и постановление от 17.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного
суда по делу № А70-6402/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Н.А. Аникина
Судьи Т.Н. Дубинина
Т.С. Кислякова