ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-6419/14 от 19.03.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                       Дело № А70-6419/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   марта 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Севастьяновой М.А.,

судей                                                   Сидоровой А.В.,

                                                              ФИО1,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества                  с ограниченной ответственностью «Финансово-строительная корпорация «Запсибинтерстрой» на решение Арбитражного суда Тюменской области      от 02.10.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу № А70-6419/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (625007, Тюменская область, город Тюмень, улица 30 лет Победы, дом 31,
ОГРН 1057200947253, ИНН 7204095194) к обществу с ограниченной ответственностью «Финансово-строительная корпорация «Запсибинтерстрой» (628406, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
город Сургут, улица Университетская, дом 7, офис (квартира) 13,             ОГРН 1028600587223, ИНН 8602220921) о взыскании 4 537 545 руб. 94 коп., и встречному иску общества с ограниченной ответственностью «Финансово-строительная корпорация «Запсибинтерстрой» к обществу с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» о признании недействительными пунктов 5.1 и 5.2 договора от 18.07.2011 № 080/11.

В судебном заседании приняли участие представители: общества                     с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» - ФИО2 по доверенности от 29.10.2014,  общества с ограниченной ответственностью «Финансово-строительная корпорация «Запсибинтерстрой» - ФИО3 по доверенности от 05.06.2013 № 284 ФСК/2012.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (далее - водоканал) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском                         к обществу с ограниченной ответственностью «Финансово-строительная корпорация «Запсибинтерстрой» (далее - общество) о взыскании                       3 815 334 руб. 85 коп. долга по договору № 080/11 от 18.07.2011                          о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения, 722 211 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

 К совместному рассмотрению с иском водоканала судом принят встречный иск общества о признании недействительными пунктов 5.1, 5.2 договора о подключении.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.10.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015, первоначальные исковые требования водоканала удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска общества отказано.

В кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, общество просит отменить решение и постановление и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска и об удовлетворении встречного иска.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества заявил об уточнении просительной части жалобы, указав на то,              что при установлении судом кассационной инстанции обстоятельств,            не позволяющих принять по делу новый судебный акт, общество просит направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Уточнение кассационной жалобы судом округа принято.

В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы: судами неверно истолковано понятие термина «сети инженерно-технического обеспечения», данного в пункте 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства                к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83); суды не применили подлежащие применению положения пунктов 11, 13 Правил № 83, пункта 14 Правил заключения           и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 360 (далее – Правила № 360), с учетом которых и при максимальной нагрузке в точке подключения объекта строительства следует, что сети водоснабжения и водоотведения имели запас нагрузки и мощности в целях подключения возводимого обществом объекта без взимания платы; также судами не применен подлежащий применению пункт 39 Основ регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, принятых Федеральным законом      от 30.12.2004 № 210-ФЗ (далее – Закон № 210-ФЗ), в силу которого плата        за подключение не может взиматься в целях финансирования иных мероприятий, не связанных с увеличением мощности и (или) пропускной способности; «Инвестиционная программа общества с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» по развитию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг)        в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени на 2007 - 2011 годы», утвержденная Решением Тюменской городской Думы от 27.10.2006 № 456 (далее – Инвестиционная программа),                                не предусматривает необходимость строительства, реконструкции либо увеличения мощности существующих сетей на участке подключения объекта общества; не соответствуют выводы судов о применении норм права фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, согласно которым для подключения объекта строительства не требовалось увеличение мощности и пропускной способности сетей, к которым непосредственно присоединяется объект.

В отзыве на кассационную жалобу, доводы которого поддержаны представителем в судебном заседании, водоканал просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу общества без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность решения и постановления суда первой и апелляционной инстанции, суд округа не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между водоканалом (исполнитель) и обществом (заказчик) заключен договор             о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 18.07.2011           № 080/11 (далее – договор о подключении), в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательства по подключению строящегося (реконструируемого, построенного, но не подключенного) объекта капитального строительства: административно-жилой комплекс                            со встроенно-пристроенными помещениями и подземным паркингом (25-эт. 202 кв., 1 очередь), расположенного по адресу: <...>                     в соответствии с градостроительным планом земельного участка в границах зон действия публичных сервитутов к сетям водоснабжения исполнителя        в точке подключения и в сроки, определенные настоящим договором,              а заказчик обязался оплатить услуги по подключению согласно графику, приведенному в приложении № 2 (пункт 1.1 договора о подключении).

В пункте 3.1 договора о подключении стороны согласовали выполнение исполнителем мероприятий (в том числе технических) по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем коммунальной инфраструктуры и мероприятий по фактическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения                       по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно: строительство сетей водоснабжения, обеспечивающих в точке подключения заявленную нагрузку, от водовода Д=630-500 мм по ул. ФИО4 до границы земельного участка заказчика; строительство сетей водоотведения, обеспечивающих в точке подключения заявленную нагрузку, от самотечного канализационного коллектора Д=500 по ул. Мельникайте до границы земельного участка заказчика; модернизация водоочистных сооружений (НС-1-го подъема с РП, смеситель, отстойники, скорые фильтры, раегентное хозяйство, РЧВ) Метелевского ВЗУ; выдача разрешения на осуществление заказчиком присоединения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения после выполнения заказчиком условий подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения.

Стоимость по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения определена в размере 15 824 627 руб. 42 коп., рассчитана на основании тарифа, установленного постановлением Администрации города Тюмени      от 08.12.2006 № 26-пк «Об утверждении тарифов ООО «Тюмень Водоканал» на подключение к коммунальной системе» (пункт 5.1 договора                        о подключении). 

В приложении № 2 к договору о подключении предусмотрен график внесения заказчиком платы за подключение (2 373 694 руб. 11 коп. -                       в течение 15 дней с даты заключения договора, 5 538 619 руб. 60 коп. –                   в течение 180 дней с даты заключения договора, но не позднее даты фактического подключения, 7 912 313 руб.71 коп. – в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объект заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов). 

Дополнительным соглашением от 28.12.2012 № 1 к договору                            о подключении стороны изменили график платежей по договору, установив последний срок оплаты по договору – февраль 2012 года. 

Фактическое и полное выполнение исполнителем обязательств                       по договору о подключении (подключение объекта строительства заказчика                                    к централизованным системам водоснабжения и водоотведения) подтверждается подписанным сторонами актом технического освидетельствования точки подключения от 30.12.2012.

Неисполнение обществом обязанности по внесению платы в срок, согласованный в дополнительном соглашении к договору от 28.12.2011 № 1, явилось основанием для обращения водоканала в арбитражный суд.

Общество, полагая, что условия договора о подключении (пункты 5.1, 5.2) не соответствуют законодательству, предъявило к водоканалу встречный иск о признании договора в указанной части недействительным.

Удовлетворяя первоначальный иск и, отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции руководствовался пунктами 7, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами   № 83 и № 360, Инвестиционной программой, Постановлением Администрации города Тюмени от 08.12.2006 № 25-пк «Об утверждении тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов)» и исходил из наличия оснований для взимания с общества платы за подключение, соответствии условий оспариваемых заказчиком пунктов договора законодательству.

Указанные выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, основанным               на представленных в дело доказательствах, судами правильно применены нормы права.

В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

Частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Правилами № 83 предусмотрен порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение.

Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены пунктом 14 Правил № 360.

Пункт 15 Правил № 83 предусматривает, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора.

Плата за подключение не взимается, если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения     не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности (подпункт 3 пункта 14 Правил № 360, пункт 11 Правил № 83).

Плата за подключение взимается и ее размер определяется как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства          и тарифа на подключение при соблюдении следующих условий:

- наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы у исполнителя по договору о подключении;

- в инвестиционной программе включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства;

- установлены тарифы на подключение (подпункт 1 пункта 14 Правил  № 360).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 83 под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию                       по производству ресурса.

Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, входят в систему коммунальной инфраструктуры. Следовательно, к объектам сетей инженерно-технического обеспечения (системе коммунальной инфраструктуры) относятся сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, канализационно-насосные станции, очистные сооружения и другие объекты, в совокупности обеспечивающие водоснабжение конкретных объектов (пункт 1 Правил № 360).

В статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ                                 «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) даны понятия водоотведения, как прием, транспортировка и очистка сточных вод                             с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжения, как водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения.

Системный анализ приведенных положений пункта 2 Правил № 83, пункта 1 Правил № 360, статьи 2 Закона № 416-ФЗ приводит к заключению               о том, что при решении вопроса о законности взимания платы за подключение по договору о подключении должны приниматься не только мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сети,                 к которой непосредственно присоединяется объект строительства,                        но и мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сетей водопровода и канализации, водозаборных сооружений, канализационно-насосных станций, очистных сооружений и других объектов, в совокупности обеспечивающие водоснабжение конкретных объектов.

Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном основаны              на ошибочном толковании указанных правовых положений и сделаны без учета их взаимной связи в вопросах о подключении объектов строительства     к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения.

Суды первой и апелляционной инстанции, полно и всесторонне исследовав условия договора о подключении, о его предмете, характере обязательств сторон, Инвестиционную программу и Паспорт Инвестиционной программы, документы о фактически выполненных обеими сторонами мероприятиях, пришли к правильному выводу о наличии предусмотренных нормативными правовыми актами условий, обязывающих общество к оплате подключения.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок           к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары              и услуги организаций коммунального комплекса установлены Законом         № 210-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи Закона № 210-ФЗ             к общим принципам регулирования тарифов и надбавок относится достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей                    и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.

Законодательством предусмотрено полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ (подпункт 5 пункта 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ).

В соответствии с Паспортом Инвестиционной программы ее целью являлось: развитие системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени в соответствии со схемами Генерального плана города Тюмени для обеспечения доступа к услугам новых потребителей; строительство и (или) модернизация систем водоснабжения, водоотведения        и очистки сточных вод в соответствии с требованиями законодательства,         а также в связи с необходимостью увеличения их мощности; строительство      и (или) модернизация систем водоснабжения и водоотведения на территории города, имеющих дефицит воды и недостаточную пропускную способность систем водоотведения; рациональное использование водных ресурсов.

Проведение мероприятий, предусмотренных Инвестиционной программой в рамках развития системы водопроводно-канализационного хозяйства, имеет целью достичь увеличения установленных показателей подъема воды; снижения расходов на собственные нужды предприятия; снижения технологических потерь (утечек); увеличения подачи воды в город; увеличения приема сточных вод; увеличения объемов реализации услуг водоснабжения и водоотведения.

Поскольку Инвестиционная программа водоканала разработана                и утверждена для развития системы коммунальной инфраструктуры,               в которую входят сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-,    газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод,             в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени; развитие системы водопроводно-канализационного хозяйства имело целью модернизации сетей водопровода и водоотведения       для увеличения пропускной способности и мощности сетей.

Внесение платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, основанное на выполнении Инвестиционной программы по тарифу потребляемой объектом мощности, направлено           на обеспечение организацией, осуществляющей подключение, такого состояния производственных и имущественных объектов системы коммунальной инфраструктуры, которое позволит производить водоснабжение и водоотведение надлежащим образом.

Доводы заявителя жалобы о наличии резервной мощности подключения, что освобождает от внесения платы за подключение, судом кассационной инстанции отклоняются, так как выдача заказчику в 2010 году технических условий с указанием максимальных нагрузок в точке подключения к сети водоснабжения и водоотведения, которые по условиям договора были уменьшены, не свидетельствует о том, что на момент выдачи технических условий сети водоснабжения и водоотведения имели запас нагрузки                           и мощности.

Кроме того, общество не учитывает и то обстоятельство, не подлежащее исключению, что в период заключения договора сторонами, к спорному участку централизованных сетей водоснабжения и водоотведения водоканала, могли подключаться или заключать договоры на подключение иные лица.

Учитывая изложенное, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Меры по приостановлению исполнения обжалуемых судебных актов, принятые определением суда округа от 06.02.2015, подлежат отмене               по правилам статьи 283 АПК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.10.2014                                  и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу №  А70-6419/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Меры, принятые определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.02.2015, отменить. Возвратить ООО «Финансово-строительная корпорация «Запсибинтерстрой» с депозитного счета Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 4 537 545 руб. 94 коп., уплаченные                      по платежному поручению от 02.02.2015 № 106.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                     М.А. Севастьянова

Судьи                                                                 А.В. Сидорова

                                                                            Л.В. Туленкова