ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-664/2021 от 26.01.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                       Дело № А70-664/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2022 года

Постановление изготовлено в полном объёме   января 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шаровой Н.А.,

судей                                                    Глотова Н.Б.,

                                                      ФИО1 - 

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу  ФИО2 на определение Арбитражного суда Тюменской области
от 16.08.2021 (судья Пронина Е. В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021 (судьи Аристова Е.В., Брежнева О.Ю., Зорина О.В.) по делу № А70-664/2021 о несостоятельности (банкротстве) ФИО2 (ИНН <***>, СНИЛС <***>, далее - должник), вынесенные по результатам рассмотрения ходатайства ФИО2 об исключении из конкурсной массы денежных средств
на оплату коммунальных услуг,

Суд установил:

в деле о банкротстве должника судом рассмотрено ходатайство должника
об исключении из конкурсной массы денежных средств на оплату коммунальных услуг за период после введения процедуры реализации имущества гражданина.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 16.08.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021, в удовлетворении ходатайства
ФИО2 отказано.

В кассационной жалобе ФИО2 просит отменить обжалуемые судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление ФИО2
об исключении из конкурсной массы денежных средств в размере
3 115, 90 руб. на оплату коммунальных услуг.

В обоснование доводов жалобы должник указал на наличие у него права на исключение из конкурсной массы денежных средств в размере установленной величины прожиточного минимума для пенсионеров в городе Тюмени (9 958 руб.), необходимость обеспечения права гражданина на жизнь и достоинство личности, и оплату должником ежемесячно на протяжении процедуры банкротства коммунальных платежей (в апреле 2021 года
в размере 1 250,45 руб., в мае 2021 года в размере 1 865,45 руб.).

Учитывая надлежащее извещение участвующих в обособленном споре лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с положениями
части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд округа проверяет законность решений, постановлений, принятых судами первой
и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела
и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся
в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, определением суда от 26.01.2021
по заявлению ФИО2 возбуждено дело о её несостоятельности (банкротстве); решением суда от 31.03.2021 ФИО2 признана несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО3.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, ФИО2, ссылаясь
на пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» (далее – Постановление № 48), указала на необходимость исключения из конкурсной массы средств на оплату коммунальных расходов и то, что право на исключение из конкурсной массы денежных средств
в размере установленной величины прожиточного минимума возникает
у гражданина-должника со дня принятия арбитражным судом решения
о его признании банкротом.

Отказывая в удовлетворении заявления должника, суды двух инстанций руководствовались положениями Федерального закона от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон
о банкротстве), разъяснениями, данными в Постановлении № 48, постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» (далее – Постановление № 45), статьёй 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), и исходили из текущего характера задолженности по коммунальным платежам, наличия ежемесячных выплат в счёт прожиточного минимума, наличия иного плательщика коммунальных платежей (ФИО4).

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и сделаны с правильным применением норм права.

Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников - главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве, всё имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда
о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретённое после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определённого пунктом 3 настоящей статьи.

В силу положений абзаца 1 пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, абзаца восьмого части 1 статьи 446 ГПК РФ из конкурсной массы должника-гражданина исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, в частности, денежные средства в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

Выплата денежных средств в размере не менее установленной величины прожиточного минимума обусловлена наличием у гражданина-должника дохода, из суммы которого и подлежат исключению указанные денежные средства. Механизм обеспечения должника денежными средствами в размере прожиточного минимума направлен на текущее поддержание минимально необходимого уровня его жизни в период проведения процедуры банкротства; накопление сумм ежемесячного прожиточного минимума
за прошедший период для их исключения при поступлении средств на счёт либо в целях резервирования на будущее время (на случай возможного отсутствия средств на счёте) законодательством не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 48 по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, суд может дополнительно исключить из конкурсной массы имущество гражданина общей стоимостью не более 10 000 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей.

Закон о банкротстве использует институт прожиточного минимума
для особой цели - определения усреднённой суммы денежных средств, необходимых для сохранения здоровья гражданина-банкрота и обеспечения его жизнедеятельности, потребность в которых возникает ежедневно
и администрирование которых со стороны управляющего и суда является невозможным. При этом если социальная помощь в размере прожиточного минимума не ограничивает её получателя в получении иных доходов,
то гражданин-банкрот таких источников, действуя добросовестно, иметь
не может, поскольку все остальное должно поступать в конкурсную массу.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве, возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов
об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

В соответствии с разъяснениями, содержащимся в абзаце третьем
пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О некоторых вопросах, связанных
с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы, в том числе  длящееся оказание коммунальных услуг, текущими являются требования об оплате
за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела
о банкротстве.

Коммунальные платежи за периоды, истекшие после возбуждения дела
о банкротстве, являются текущими платежами.

Закон о банкротстве является специальным по отношению
к Федеральному закону от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», поэтому денежные средства на данные расходы
не подлежат исключению из конкурсной массы должника.

Пунктом 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве предусмотрено,
что финансовый управляющий обязан осуществлять контроль
за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объёме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.

Требования о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе об уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме удовлетворяются в третью очередь (пункт 2 статьи 213.27 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 1 Постановления № 48, вопросы об исключении
из конкурсной массы указанного имущества (в том числе денежных средств), о невключении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке.

Судами установлено и представленным в материалы дела отчётом финансового управляющего о движении денежных средств подтверждается, что в период проведения реализации имущества (с 01.04.2021 по 26.07.2021) должнику ежемесячно производятся выплаты в счёт прожиточного минимума по 9 958 руб.

Должник в подтверждение оплаты им коммунальных услуг представил
в материалы дела квитанции за апрель, май 2021 года, подтверждающие
то, что задолженность по соответствующим коммунальным услугам является текущей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления
№ 45, всем имуществом должника, признанного банкротом (за исключением имущества, не входящего в конкурсную массу), распоряжается финансовый управляющий (пункты 5, 6 и 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

В соответствии с приведёнными выше нормами Закона о банкротстве,   на средства, подлежащие направлению из конкурсной массы на исполнение обязательств должника текущего характера, не распространяется предусмотренное указанным Законом регулирование, касающееся исключения из конкурсной массы имущества, в том числе денежных средств.

Исключение имущества и денежных средств из конкурсной массы должника в его пользу фактически означало бы отступление от очерёдности удовлетворения требований кредиторов в деле о банкротстве (статья 213.27 Закона о банкротстве).

Суд первой инстанции принял во внимание, что по адресу регистрации должника проживают два человека, плательщиком в представленных должником квитанциях указан ФИО5, в отношении которого не исключено наличие обязанности погашать коммунальные платежи (полностью
или в части).

При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником относительно суммы коммунальных платежей, подлежащих погашению за счёт конкурсной массы должника, любое из названных лиц вправе обратиться в суд с заявлением об их разрешении (в том числе
с учётом выводов, сделанных в судебных актах по настоящему обособленному спору) в порядке статьи 60 Закона о банкротстве.

Фактические обстоятельства установлены судами двух инстанций
в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам
и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 АПК РФ,
для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

п о с т а н о в и л:

определение Арбитражного суда Тюменской области от 16.08.2021
и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 19.11.2021 по делу № А70-664/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1
АПК РФ.

Председательствующий                                     Н.А. ФИО6

Судьи                                                                  Н.Б. Глотов

                                                                            О.В. Жирных