ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-6775/14 от 24.03.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-6775/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2015 года.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шуйской С.И.,

судей Сириной В.В.,

Тамашакина С.Н.,

при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства
 по управлению государственным имуществом в Тюменской области (заявителя) на решение от 09.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Стафеев С.А.) и постановление от 23.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.)
 по делу № А70-6775/2014 по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом
 в Тюменской области (625000, <...>,
 ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Тюменского муниципального района (625049, <...>,
 ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления.

Другие лица, участвующие в деле: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, департамент лесного комплекса Тюменской области (625000, г. Тюмень,
 ул. Первомайская, 34/1, ОГРН <***>, ИНН <***>).

В заседании принял участие представитель департамента лесного комплекса Тюменской области (третьего лица) – ФИО5 по доверенности от 25.12.2014 № 226.

Суд установил:

территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее – ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области
 с заявлением к администрации Тюменского муниципального района
 (далее – администрация) о признании недействительным постановления
 от 22.02.2013 № 607 «О предоставлении земельного участка в общую долевую собственность за плату ФИО2 (? доли), ФИО3 (? доли), ФИО4
 (1/4 доли), ФИО1 (? доли) под жилой дом
 по адресу: Тюменская область, Тюменский районо, Каменское муниципальное образование, <...>».

Требования со ссылкой на статьи 8, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), статьи 4.1, 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ), статьи 7, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статью 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре), постановление правительства Тюменской области от 09.07.2007 № 153-п «Об утверждении положения о департаменте лесного комплекса Тюменской области Тюменской области» мотивированы превышением администрацией полномочий по предоставлению земельного участка, относящегося к лесным участкам и находящегося в федеральной собственности.

Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, департамент лесного комплекса Тюменской области (далее – департамент лесного комплекса).

Решением от 09.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления.

По мнению подателя жалобы, фат наложения подтверждается картой-схемой местоположения и границ лесного участка, расположенного по адресу: Тюменское лесничество, Каменское участковое лесничество, квартал 34, подготовленной Тюменским филиалом федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» (далее – ФГУП «Рослесинфорг»), в результате совмещения координатных характерных точек границ земельного участка с цифровыми лесными картами, разработанными на основе материалов государственного картографического фонда и топографических карт.

Поэтому заявитель не согласен с выводом судов о непредставлении им достаточных доказательств, свидетельствующих об отнесении предоставленного администрацией земельного участка к федеральной собственности и лесному участку.

Неверным ТУ Росимущества считает вывод судов о том, что поскольку границы Каменского сельского поселения, утвержденные Законом Тюменской области от 05.11.2004 № 263 «Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения», не были оспорены в установленном порядке, то участок не является федеральной собственностью.

Полагает, что администрация не вправе была распоряжаться землями лесного фонда.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.

В судебном заседании представитель департамента лесного комплекса поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе ТУ Росимущества, просил отменить состоявшиеся судебные акты, признать недействительным вышеупомянутое постановление администрации.

Выслушав пояснения представителя третьего лица, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в собственности Российской Федерацией находится лесной участок площадью 98 476 га, с кадастровым номером 72:17:0000000:39, из категории земель: земли лесного фонда, с разрешенным использованием: для ведения лесного хозяйства, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский лесхоз (свидетельство о государственной регистрации права от 25.12.2012 серии 72 НМ № 337531).

Постановлением администрации от 22.02.2013 № 607 в общую долевую собственность за плату Шмидту Д.Ф. (? доли), ФИО3 (? доли), Шмидту Ф.Д. (? доли), ФИО1 (? доли) был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:23, категории «земли населенных пунктов», площадью 1 500 м?, под жилой дом, по адресу: <...>.

Согласно справке о содержании правоустанавливающих документов от 23.04.2014 № 01/136/2014-346 право общей долевой собственности указанных лиц на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:23 зарегистрировано 03.07.2013 в предусмотренном законом порядке.

Выявив в ходе проверки информации о возможном нарушении требований лесного законодательства факт самовольного занятия лесного участка в квартале 34, выделы 25, 26, 27 Каменского участкового лесничества, департамент лесного комплекса в целях обеспечения защиты интересов Российской Федерации письмом от 20.11.2012 № 08/4577-12 направил в ТУ Росимущества имеющиеся материалы по незаконному занятию лесных участков, которые находятся в федеральной собственности.

В дальнейшем департамент лесного комплекса обратился в Тюменский филиал федерального ФГУП «Рослесинфорг» с запросом от 21.05.2014 № 2104-14 о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), относительно земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, с последующей подготовкой карты-схемы местоположения и границ лесного участка квартала № 34 Каменского участкового лесничества.

В результате совмещения координатных характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, предоставленного в общую долевую собственность Шмидту Д.Ф., ФИО3, Шмидту Ф.Д, ФИО1, с цифровыми лесными картами, разработанными на основе материалов государственного картографического фонда и топографических карт, ФГУП «Рослесинфорг» подготовило карту-схему местоположения и границ лесного участка в выделах 6, 7, 8 (по лесоустройству 2011 года, выдел 24, 25, 26) квартала 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества.

По названной карте-схеме ТУ Росимущества определило наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, предоставленного в общую долевую собственность гражданам, на земли лесного фонда квартала 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества.

Сославшись на то, что квартал 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества входит в состав земель лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, и в соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в связи с чем администрация не вправе была распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 72:17:0809001:23, ТУ Росимущества обратилось в суд с настоящим заявлением.

При отказе в удовлетворении заявленных требований суды исходили из их необоснованности и недоказанности.

Выводы судов отвечают установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.

В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).

Статьей 7 Закона о государственном кадастре предусмотрено наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование.

В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона о государственном кадастре кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о государственном кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре сведений о земельном участке).

Следовательно, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения ГКН.

Поскольку государственный кадастровый учет лесного участка с кадастровым (или) условным номером 72:17:0000000:39 не осуществлялся, то вывод судов о том, что лесной участок, на который Российской Федерации выдано свидетельство о праве собственности от 25.12.2012 серии 72 НМ № 337531, является ранее учтенным лесным участком и идентифицируется в государственном реестре по условному номеру, соответствует положениям пункта 1 статьи 4.3, статьи 4.4 Закона № 201-ФЗ, статьям 7, 22, 47 Закона о государственном кадастре недвижимости, пунктам 53, 55, 187 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516.

При этом судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:23, предоставленный в общую долевую собственность Шмидту Д.Ф., ФИО3, Шмидту Ф.Д., ФИО1, прошел процедуру государственного кадастрового учета по результатам проведения межевых работ, зафиксированных в межевом плане и являющихся основанием для осуществления кадастрового учета, в кадастровом паспорте земельного участка 13.02.2013 № 7200/201/13-32043 указаны его точная площадь (1 500 м?), категория земель, на которых он расположен (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования (для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений) и координаты точек, определяющих границы такого участка.

Причем такая категория земель, как «земли населенных пунктов», и такой вид разрешенного использования, как «для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений», обозначены в ГКН для всей площади земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, без каких-либо особых отметок о том, что какая-то часть данного земельного участка относится к иным категориям земель, в том числе к землям лесного фонда, или отметок о том, что границы названного земельного участка накладываются на границы иных земельных или лесных участков.

К тому же результаты межевания и межевой план земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, сведения из которых внесены в раздел ГКН о соответствующем земельном участке, никем не оспорены и не признаны недействительными.

Помимо этого, Законом Тюменской области от 05.11.2004 № 263 утверждены границы муниципальных образований Тюменской области, включая границы Каменского сельского поселения, в состав которого входит с. Каменка, и, соответственно, земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:23. Границы Каменского сельского поселения также не оспорены в установленном порядке.

С учетом изложенного суды посчитали, что карта-схема, составленная по результатам проведения лесоустройства, при наличии кадастрового паспорта спорного земельного участка, не является безусловным и достаточным доказательством факта наложения такого участка (кадастровый номер 72:17:0809001:23) на лесной участок с кадастровым (или условным) номером 72:17:0000000:39, поскольку только с ее использованием заявитель зафиксировал наложение земельных участков, но сама по себе карта-схема не опровергает официальные данные кадастра в части земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, предоставленного гражданам.

Поэтому признали недоказанным факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23 на землях лесного фонда.

Так как в силу статей 11, 29 ЗК РФ землями, находящимися в муниципальной собственности, распоряжается орган местного самоуправления, полномочный предоставлять эти земли гражданам и юридическим лицам, то суды правильно указали, что оспариваемое постановление от 22.02.2013 № 607 принято администрацией в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах предоставленных ей полномочий, и не нарушает прав и законных интересов Российской Федерации.

Принимая во внимание, что предусмотренная частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, заявителем не доказана, ТУ Росимущества правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, о неправильном применении судами норм материального права, необоснованны и, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Постановил

решение от 09.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области
 и постановление от 23.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-6775/2014 оставить без изменения, кассационную
 жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья С.И. Шуйская

Судьи В.В. Сирина

С.Н. Тамашакин