ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
17 декабря 2021 года
Дело № А70-7718/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2021 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12789/2021) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.09.2021 по делу № А70-7718/2021 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 625009, <...>) о признании незаконным решения от 05.02.2021 № 4165И,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области – ФИО2 (по доверенности от 02.04.2021 сроком действия 31.12.2021),
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО3 (по доверенности от 23.12.2020 сроком действия 5 лет),
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Тюменской области суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области (далее – инспекция, МИФНС России № 14 по Тюменской области, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 05.02.2021 № 4165И об исключении общества с ограниченной ответственностью «Строитель» (далее – общество, ООО «Строитель») из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), об обязании устранить допущенные нарушения путем восстановления записи в ЕГРЮЛ об ООО «Строитель».
Решением от 16.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение МИФНС России № 14 по Тюменской области от 05.02.2021 № 4165И об исключении ООО «Строитель» из ЕГРЮЛ, взысканы с инспекции в пользу предпринимателя судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Указанным решением суд первой инстанции обязал МИФНС России № 14 по Тюменской области в течение 10 рабочих дней после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП ФИО1 путем восстановления в ЕГРЮЛ сведений об ООО «Строитель» как о действующем юридическом лице.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на то, что 27.02.2020 регистрирующим органом как заинтересованным лицом самостоятельно сформировано заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ по форме № Р34002 (вх. 4216А). В заявлении по форме № 34002 указано, что уюридического лица ООО «Строитель» отсутствует детализация адреса места нахождения юридического лица, в связи с чем установлена недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица ООО «Строитель».
Получив почтовые отправления с идентификаторами 80082846349037, 80082846349051, ООО «Строитель» в установленный законом срок обязанность по предоставлению достоверных сведений не исполнило, в связи с чем регистрирующим органом 09.04.2020 в отношении ООО «Строитель» внесена запись о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (ГРН 2207202720602). Наличие записи о недостоверности влечет безусловное исключение общества из ЕГРЮЛ в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ, Закон о регистрации).
Податель апелляционной жалобы полагает, что отсутствие в сведениях ЕГРЮЛ указаний на детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости) юридического лица, делает невозможным точно идентифицировать адрес юридического лица, необходимый для связи с ним, в силу чего такие сведения не могут свидетельствовать о достоверности сведений об адресе юридического лица.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором предприниматель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.09.2021 по делу № А70-7718/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО «Строитель» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.06.2007 (ОГРН <***>, ИНН <***>), место нахождения общества является адрес: 625023, <...>.
05.03.2020 в адрес общества, а также в адрес руководителя и учредителей были направлены уведомления от 04.03.2020 № 288 о необходимости предоставления достоверных сведений в отношении адреса государственной регистрации юридического лица.
Указанные уведомления почтовой связью были получены обществом (почтовый идентификатор № 80082846349037) и участником ФИО1 (почтовый идентификатор № 80082846349051), директором ФИО3 уведомление получено не было (почтовый идентификатор № 80082846349044).
Поскольку в установленный пунктом 6 статьи 11 Закон № 129-ФЗ тридцатидневный срок с момента направления уведомлений в адрес общества, участников и руководителя достоверные сведения или документы, свидетельствующие о достоверности сведений в регистрирующий орган, не были представлены, 09.04.2020 регистрирующим органом внесена запись за государственным регистрационным номером 2197232567662 о недостоверности сведений о юридическом лице (адрес места нахождения ООО «Строитель»).
19.10.2020 регистрирующим органом принято решение № 4165 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности), о чем в ЕГРЮЛ 21.10.2020 внесена запись ГРН 2207202978222.
Во исполнение пункта 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, принятое решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 42 (809) от 21.10.2020 (номер публикации 5205). 05.02.2021 регистрирующим органом принято решение № 4165И об исключении ООО «Строитель» из ЕГРЮЛ в связи с наличием сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности, внесена запись за государственным регистрационным номером № 2217200030914.
Не согласившись с указанным решением инспекции от 05.02.2021 № 4165И об исключении из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, заявитель как учредитель и кредитор ООО «Строитель» обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
16.09.2021 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, обжалуемое инспекцией в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Законом № 129-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пунктом 2 статьи 4, пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ (пункт 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включённых в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нём сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе, по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице (пункт 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на то, что согласно выписке из ЕГРН, а также кадастровому паспорту от 31.05.2012, нежилое здание по адресу: 625023, <...> представляет собой четырехэтажное административное здание.
Доказательств тому, что в указанном нежилом здании расположены помещения с присвоенной нумерацией, материалы дела не содержат, кадастровый учет помещений в качестве индивидуально-обособленных объектов недвижимости не произведен.
Следовательно, общество не имело возможности указать конкретный номер занимаемого помещения. Отсутствие в адресе детальных элементов, а именно указания номера офиса, помещения, комнаты не является в силу действующего законодательства безусловным основанием для признания недостоверными сведений об адресе юридического лица, а должно оцениваться в совокупности с другими фактами, подтверждающими недостоверность таких сведений.
В апелляционной жалобе инспекция ссылается на то, что фактическое осуществление деятельности правового значения не имеет, сведения о достоверности адреса регистрации от общества в установленный срок не поступили, процедура исключения общества из ЕГЮРЛ соблюдена.
Суд апелляционной инстанции признает позицию инспекции ошибочной и отклоняет доводы жалобы, исходя из следующего.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно пункту 14 Приказа ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (далее – Приказа ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@) осмотр объекта недвижимости в соответствии с подпунктом «г» пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ проводится территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в акте осмотра делается отметка.
Между тем, в материалы настоящего дела протокол осмотра объекта недвижимости в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи не представлен, о проведении осмотра объекта не заявлено.
Указанное свидетельствует о том, что фактически проверка достоверности сведений в установленном порядке налоговым органом не производилась; отсутствие общества по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, инспекцией не установлено.
При этом из материалов дела следует, что ООО «Строитель» получает почтовую корреспонденцию по юридическому адресу. Достоверных доказательств того, что общество по адресу, указанному в ЕГРЮЛ фактически не находится, в материалы дела инспекцией не представлено.
Кроме того, инспекции было известно о получении обществом почтовой корреспонденции, что также являлось обстоятельством, указывающим на фактическое расположение общество по данному адресу.
Таким образом, у инспекции отсутствовали основания для вывода о недостоверности адреса общества, что, в свою очередь, свидетельствует о незаконности действий по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются по причине освобождения подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.09.2021 по делу № А70-7718/2021 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий
А.Н. Лотов
Судьи
Н.Е. Иванова
О.Ю. Рыжиков