Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А70-8507/2014
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2015 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2015 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Тамашакина С.Н.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.11.2014 (судья Демидова Е.Ю.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу № А70-8507/2014
по заявлению открытого акционерного общества «Тюменская домостроительная компания» (625014, г. Тюмень, ул. Республики, 253,
ИНН 7203032191, ОГРН 1027200802090)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, г. Тюмень,
ул. Водопроводная, 38, ИНН 72022198042, ОГРН 1097232017574)
об изменении условий договоров.
В заседании приняли участие представители:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области – Садаева М.С.
на основании доверенности от 10.11.2014 № 164/01-Д,
открытого акционерного общества «Тюменская домостроительная компания» - Карелина Т.А. на основании доверенности от 24.12.2014 № 117.
Суд установил:
Открытое акционерное общество «Тюменская домостроительная компания» (далее – общество, ОАО «Тюменская ДСК») обратилось
в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением
к Территориальному управлению Росимущества в Тюменской области
(далее – ТУ Росимущества) о внесении изменений в пункты 3.1 договоров аренды земельных участков № 741/з, № 745/з, № 754/з, № 726/з, № 740/з,
№ 746/з, №732/з, № 729/з, № 719/з от 23.11.2010.
ОАО «Тюменская ДСК», уточнив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявленные требования, просило изменить условия заключенных договоров от 23.11.2010 №№741/з; 745/з; 754/з; 726/з; 740/з; 746/з; 732/з; 729/з; 719/з, а именно изложить:
- пункт 3.1 договора от 23.11.2010 № 741/з в следующей редакции: «Арендная плата определяется в размере двух процентов от действующей кадастровой стоимости Участка в год»;
- пункт 3.4. договора от 23.11.2010 № 741/з в следующей редакции: «Пересмотр арендной платы производится Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения порядка начисления арендной платы
в соответствии с действующим законодательством»;
- пункт 3.1. договора от 23.11.2010 № 745/з в следующей редакции: «Арендная плата определяется в размере двух процентов от действующей кадастровой стоимости Участка в год»;
- пункт 3.4. договора от 23.11.2010 № 745/з в следующей редакции: «Пересмотр арендной платы производится Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения порядка начисления арендной платы
в соответствии с действующим законодательством»;
- пункт 3.1. договора от 23.11.2010 № 754/з в следующей редакции: «Арендная плата определяется в размере двух процентов от действующей кадастровой стоимости Участка в год»;
- пункт 3.4. договора от 23.11.2010 № 754/з в следующей редакции: «Пересмотр арендной платы производится Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения порядка начисления арендной платы
в соответствии с действующим законодательством»;
- пункт 3.1. договора от 23.11.2010 № 726/з в следующей редакции: «Арендная плата определяется в размере двух процентов от действующей кадастровой стоимости Участка в год»;
- пункт 3.4. договора от 23.11.2010 № 726/з в следующей редакции: «Пересмотр арендной платы производится Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения порядка начисления арендной платы
в соответствии с действующим законодательством»;
- пункт 3.1. договора от 23.11.2010 № 740/з в следующей редакции: «Арендная плата определяется в размере двух процентов от действующей кадастровой стоимости Участка в год»;
- пункт 3.4. договора от 23.11.2010 № 740/з в следующей редакции: «Пересмотр арендной платы производится Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения порядка начисления арендной платы
в соответствии с действующим законодательством»;
- пункт 3.1. договора от 23.11.2010 № 746/з в следующей редакции: «Арендная плата определяется в размере двух процентов от действующей кадастровой стоимости Участка в год»;
- пункт 3.4. договора от 23.11.2010 № 746/з в следующей редакции: «Пересмотр арендной платы производится Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения порядка начисления арендной платы
в соответствии с действующим законодательством».
- пункт 3.1. договора от 23.11.2010 № 732/з в следующей редакции: «Арендная плата определяется в размере двух процентов
от действующей кадастровой стоимости Участка в год»;
- пункт 3.4. договора от 23.11.2010 № 732/з в следующей редакции: «Пересмотр арендной платы производится Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения порядка начисления арендной платы
в соответствии с действующим законодательством»;
- пункт 3.1. договора от 23.11.2010 № 729/з в следующей редакции: «Арендная плата определяется в размере двух процентов от действующей кадастровой стоимости Участка в год»;
- пункт 3.4. договора от 23.11.2010 № 729/з в следующей редакции: «Пересмотр арендной платы производится Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения порядка начисления арендной платы
в соответствии с действующим законодательством»;
- пункт 3.1. договора от 23.11.2010 № 719/з в следующей редакции: «Арендная плата определяется в размере двух процентов от действующей кадастровой стоимости Участка в год»;
- пункт 3.4. договора от 23.11.2010 № 719/з в следующей редакции: «Пересмотр арендной платы производится Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения порядка начисления арендной платы
в соответствии с действующим законодательством».
Решением арбитражного суда от 12.11.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013, исковые требования удовлетворены.
ТУ Росимущества в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По утверждению ТУ Росимущества, к спорным правоотношениям
не применимы положения подпункта «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление № 582), поскольку спорные земельные участки предоставлены под размещение жилого дома без предварительного согласования места размещения объектов.
Отзыв на кассационную жалобу в соответствии с правилами статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлен.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель
ОАО «Тюменская ДСК» высказался против удовлетворения кассационной жалобы, просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что 23.11.2010 между Управлением (арендодатель) и ООО «Диамант Плюс» (арендатор) были заключены следующие договоры аренды земельных участков: № 719/з, № 726/з,
№ 729/з. № 732/з, № 740/з, № 741/з, № 745/з, № 746/э, № 754/з земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0427001:983, 72:23:0427001:978, 72:23:0427001:982, 72:23:0427001:981, 72:23:0427001:979, 72:23:0427001:977, 72:23:0427001:971, 72:23:0427001:980, 72:23:0427001:973, расположенных
по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, Калининский округ, окружная дорога - ул. Московский тракт.
В соответствии с пунктом 3.5 договоров аренды земельных участков
от 23.11.2010 №741/з, № 745/з, № 754/з, № 726/з, № 740/з, № 746/з, №732/з, № 729/з, № 719/з размер арендной платы изменяется не чаще одного раза
в год. В этом случае исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляются на основании дополнительных соглашений к договору.
Пунктами 4.2.5 названных договоров аренды земельных участков предусмотрена обязанность арендодателя производить перерасчет арендной платы к договору в соответствии с пунктами 3.4, 3.5.
Указанные договоры аренды земельных участков сроком действия
с 26.11.2010 по 25.11.2013 зарегистрированы в установленном законом порядке.
ООО «Диамант Плюс» на основании заключенных 24.09.2013 договоров о передаче (уступке) прав и обязанностей передало ОАО «Тюменская ДСК» все права и обязанности арендатора по договорам аренды земельных участков.
Договоры уступки прав прошли государственную регистрацию.
ОАО «Тюменская ДСК» обратилось в ТУ Росимущества с письмом
от 15.10.2013 № 4333 о продлении или заключении новых договоров аренды на спорные земельные участки.
Распоряжениями ТУ Росимущества за №№ 292/03, 297/03, 296/03,295/03, 294/03, 293/03, 291/03,290/03, 289/03 от 19.11.2013 принято решение
о продлении договоров аренды №741/з, № 745/з, № 754/з, № 726/з, № 740/з, № 746/з, №732/з, № 729/з, № 719/з от 23.11.2010 сроком на 3 года
с возложением на отдел управления и распоряжения государственным имуществом обязанности заключить дополнительные соглашения
с арендатором, которому обеспечить государственную регистрацию данных дополнительных соглашений.
ТУ Росимущества сопроводительным письмом от 26.12.2013 № 7246/03 направило в адрес ОАО «Тюменская ДСК» дополнительные соглашения
о продлении договоров аренды №741/з, № 745/з, № 754/з, № 726/з, № 740/з, № 746/з, №732/з, № 729/з, № 719/з от 23.11.2010, датированные 25.12.2013.
Дополнительными соглашениями от 25.12.2013 установлен размер арендной платы согласно отчетам об оценке от 25.12.2013, выполненных ЗАО «ЭКО-Н сервис».
Считая, что размер годовой арендной платы по договорам аренды должен определяться на основании подпункта «а» пункта 2, подпункта «д» пункта 3 Постановления № 582 в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку спорные земельные участки были предоставлены в аренду для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, ОАО «Тюменская ДСК», ссылаясь
на несоответствие действующему законодательству условий пунктов 3.1
и 3.4 договоров аренды №741/з, № 745/з, № 754/з, № 726/з,
№ 740/з, № 746/з, №732/з, № 729/з, № 719/з от 23.11.2010, обратилось
в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды пришли к выводу о доказанности
и обоснованности заявленных требований, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ следует, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации во исполнение статей 22 и 65 Земельного кодекса РФ принято постановление от 16.07.2009 № 582
«Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся
в собственности Российской Федерации».
Исходя из основных принципов определения арендной платы, Правительство Российской Федерации установило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 17.04.2012 № 15837/11, размер арендной платы
за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением № 582 для земель федеральной собственности.
Пунктом 3 Постановления № 582 установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства
с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В рассматриваемом деле суды установили, что в соответствии
с распоряжением от 11.03.2005 № 8/з спорные земельные участки предоставлены в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства, на основании установленных обстоятельств суды пришли
к обоснованному выводу о том, что размер арендной платы
за предоставленные в аренду земельные участки по договорам аренды
от 23.11.2010 № 741/з, № 745/з, № 754/з, № 726/з, № 740/з, № 746/з, № 732/з, № 729/з, № 719/з должен быть рассчитан в размере 2% от кадастровой стоимости таких земельных участков.
Правильно применив нормы действующего законодательства, учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы ТУ Росимущества, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены и подлежат отклонению в виду их несостоятельности.
По существу доводы кассационной жалобы повторяют доводы, приводимые ТУ Росимущества в процессе рассмотрения спора в судебных инстанциях, которые были предметом исследования и оценки, обоснованно были отклонены.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов, не свидетельствуют о неверном применении норм права, а фактически направлены на иную оценку доказательств и установление иных обстоятельств, что в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ недопустимо в суде кассационной инстанции.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом кассационной инстанции не выявлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.11.2014
и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу № А70-8507/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Л.В. Бушмелева
Судьи Н.В. Орлова
С.Н. Тамашакин