ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-8718/2023 от 09.11.2023 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-8718/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дружининой Ю.Ф.

судей Черноусовой О.Ю.

Шабановой Г.А.

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение
от 31.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 22.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи
Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу № А70-8718/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (628486, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Когалым, улица Прибалтийская, дом 20, ОГРН 1028601441978, ИНН 8608048498) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 21.03.2023 № 03/1-6662.

В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» – Григорьева Л.А. по доверенности
от 22.03.2022.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (далее –общество, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление) о признании незаконным отказа в согласовании Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Пуровской группы месторождений ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (далее – ПЛРН), выраженного в письме от 21.03.2023 № 03/1-6662.

Решением от 31.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 22.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

По мнению подателя кассационной жалобы, отказ в согласовании плана являлся обоснованным, поскольку он фактически был разработан в отношении нескольких производственных объектов, находящихся на значительном расстоянии, на разных лицензионных участках, в том числе для трубопроводов на переходах через водные преграды; проведение комплексных учений по подтверждению готовности организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов на нескольких производственных объектах, согласованных на основе единого плана, действующим законодательством не предусмотрено.

Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» обратилось в управление с заявлением о согласовании ПЛРН.

Письмом от 21.03.2023 № 03/1-6662 обществу было в согласовании ПЛРН отказано.

Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для отказа в согласовании ПЛРН.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

В силу статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (пункт 4); план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции, при условии наличия в том числе согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 6); Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, об утверждении эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (пункт 9).

В настоящем случае в качестве основания к отказу в согласовании ПЛРН управлением было указано на необходимость разработки ПЛРН в отношении каждого объекта, при этом для объектов, указанных в подпунктах «е», «ж», «з», «и» пункта 7 Правил организаций мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 2451 от 31.12.2020 (далее – Правила № 2451), необходимо разделение трубопроводов на отдельные участки по зонам ответственности аварийно-спасательных служб и (или) формирований, при этом отдельно выделяя линейную часть трубопроводов от частей трубопроводов, в местах нахождения которых осуществляются переходы через водные преграды.

Согласно пункту 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 534 (далее – ФНП № 534), для всех опасных производственных объектов (далее – ОПО) I, II, III классов опасности разрабатывается план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, в порядке, установленном Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1437.

Согласно пункту 4 указанного Положения в случае, если два и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.

Разделом 3 Правил № 2451 определены критерии объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии ПЛРН (пункт 4) и максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов для таких объектов (пункт 7).

К числу таких объектов относятся внутрипромысловые и межпромысловые трубопроводы (подпункт «е» пункта 7 Правил № 2451); магистральные трубопроводы (подпункты «ж», «з» и «и» пункта 7 Правил № 2451).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 2451 ПЛНР должен содержать, в том числе сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов (подпункт «б»); максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 7 данных Правил (подпункт «в»); расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий (подпункт «ж»); состав и порядок действий сил и средств собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, либо собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, и привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке (подпункт «з»).

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что обществом разработан единый ПЛРН для Пуровской группы месторождений (Северо-Губкинское, Присклоновое и Южно-Тарасовское месторождения); объекты нефтедобычи расположены в пределах одного субъекта федерации – Ямало-Ненецкого автономного округа и территориального производственного предприятия «Когалымнефтегаз»; месторождения граничат друг с другом и технологически связаны (объекты соединены внутрипомысловыми нефтепроводами; технологический процесс по добыче нефти из недр на вышеуказанных месторождениях заканчивается на одном объекте – дожимной насосной станции, которая является частью цеха подготовки и перекачки нефти Пуровской группы месторождений территориально-производственного предприятия «Когалымнефтегаз»); максимальный расчетный объем разлива складывается из суммы максимально возможных разливов на всех объектах, для эксплуатации которых требуется ПЛРН; аварийно-спасательными службами для всех трех месторождений являются профессиональное аварийно-спасательное формирование Нижневартовского центра «ЭКОСПАС» – филиал АО «ЦАСЭО», профессиональное аварийно-спасательное формирование ООО «Защита Югры», нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ) ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», бригады скорой медицинской помощи.

При указанных обстоятельствах и учитывая, что способ выполнения обязательного требования по разработке ПЛРН (единого для нескольких объектов или отдельных) определяется самостоятельно эксплуатирующей организацией с учетом оценки технологического процесса, обеспечения производственной деятельности и готовности к ликвидации максимального возможного разлива нефти и нефтепродуктов, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у управления правовых оснований для отказа в утверждении ПЛРН по основаниям, указанным в письме от 21.03.2023 № 03/1-6662, в связи с чем удовлетворили заявленное обществом требование.

Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 31.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление
от 22.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-8718/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Ф. Дружинина

Судьи О.Ю. Черноусова

Г.А. Шабанова