ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-8835/18 от 20.11.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 ноября 2018 года

 Дело № А70-8835/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2018 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Грязниковой А.С.,

судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бака М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-10953/2018 ) общества с ограниченной ответственностью «Высотные конструкции» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.08.2018 по делу № А70-8835/2018 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Высотные конструкции» к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2018 № 2018/336 о привлечении к административной ответственности,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,

установил:

ООО «Высотные конструкции» (далее по тексту – ООО «Высотные конструкции», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2018 № 2018/336 о привлечении к административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.08.2018 по делу № А70-8835/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), соблюдение порядка и срока привлечения к административной ответственности.

Возражая против принятого по делу судебного акта, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать постановление Управления от 29.05.2018, вынесенное по делу об административном правонарушении № 2018/336, незаконным и отменить его, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Доводы заявителя сводятся к утверждению об отсутствии у ООО «Высотные конструкции» обязанности по предоставлению субъектам статистического учета первичных статистических данных, за неисполнение которой заявитель привлечен к ответственности, поскольку Общество является субъектом малого предпринимательства.

Управление в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Лица, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.

Как следует из материалов дела, ООО «Высотные конструкции» зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН <***>, место нахождения: <...>. Законный представитель - директор ФИО1

В вину Обществу в рассматриваемом случае вменено нарушение срока предоставления статистических данных.

Приказом Федеральной службы государственной статистики (далее по тексту - Росстата) от 21.08.2017 № 541 утверждена форма федерального статистического наблюдения №1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации».

Согласно пункту 1 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения форму федерального статистического наблюдения № 1-предприятие предоставляют все юридические лица всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных, муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций).

Некоммерческие организации предоставляют форму федерального статистического наблюдения № 1-предприятие при осуществлении производства товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам.

Сроки предоставления - 1 апреля после отчетного года.

ООО «Высотные конструкции» не представило форму №1-предприятие, что не оспаривается заявителем.

В связи с изложенными обстоятельствами начальником отдела государственной статистики в г. Тюмени (включая специалистов в г. Ишиме, г. Тобольске, г. Ялуторовске, р.п. Голышманово, с. Омутинское) в отношении ООО «Высотные конструкции» составлен протокол об административном правонарушении от 10.05.2018 № 336 по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ - несвоевременное предоставление первичных статистических данных.

29.05.2018 заместитель руководителя Управления в присутствии законного представителя ООО «Высотные конструкции» - директора ФИО1 вынес оспариваемое постановление № 2018/336, в соответствии с которым ООО «Высотные конструкции» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Полагая постановление незаконным, ООО «Высотные конструкции» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Требования ООО «Высотные конструкции» оставлены без удовлетворения судом первой инстанции, что послужило основанием обращения с настоящей апелляционной жалобой.

Проанализировав обстоятельства дела и оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам по делу.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. В рассматриваемом случае отсутствуют исключения, определенные примечанием к статье 1.5 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации.

Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.

Субъектами ответственности за данное правонарушение признаются лица, в обязанности которых входит представление статистической информации.

Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учета выступают положения Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 282-ФЗ).

В соответствии с правилами статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм; формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Приказом Росстата от 21.08.2017 № 541 утверждена форма № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», в соответствии с которым надлежащие субъекты представляют сведения в Управление по установленному адресу в срок 1 апреля после отчетного года.

Сведения Обществом в Управление не предоставлены, что не оспаривается заявителем.

Обосновывая возражения против выводов административного органа, ООО «Высотные конструкции» в апелляционной жалобе ссылается на то, что является субъектом малого предпринимательства, поэтому не обязано предоставлять установленные сведения в Управление.

В соответствии с пунктом 1 приказа Росстата от 21.08.2017 № 541 форму федерального статистического наблюдения № 1-предприятие предоставляют все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных, муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций).

Отклоняя указанные доводы заявителя, суд первой инстанции отметил, что в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения об Обществе отсутствуют, что, по убеждению суда первой инстанции, свидетельствует о наличии у ООО «Высотные конструкции» обязанности по предоставлению форма № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации».

Суд апелляционной инстанции не поддерживает изложенные в обжалуемом судебном акте выводы в силу следующего.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Пункт 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ устанавливает, что в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из нижеследующих следующих требований, в частности:

а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов;

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, также установлено что:

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 120 млн. рублей;

- малые предприятия - 800 млн. рублей;

- средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Заявитель утверждает, что им соблюдены все условия, в связи с чем, он является субъектом малого предпринимательства.

В материалы дела представлены Единая (упрощенная) налоговая декларация(л.д. 12), а также сведения о среднесписочной численности работников ООО «Высотные конструкции» по состоянию на 01.01.2018 (л.д. 15), согласно которым среднесписочная численность сотрудников составила 1 человек.

Вопреки возложенной процессуальным законодательством на административный орган как сильную сторону процесса обязанности по доказыванию правомерности и обоснованности вынесенного им оспариваемого решения, доказательства увеличения среднесписочной численности Общества и выхода ее за пределы, установленные Федеральным законом № 209-ФЗ, не представлены в суд.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Высотные конструкции», представленной в материалы дела, участниками общества являются физические лица (л.д. 16).

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Как указано выше, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В нарушение данной нормы административный орган не представил доказательств того, что ООО «Высотные конструкции» не соответствует какому-либо из перечисленных в Федеральном законе № 209-ФЗ критериев.

Более того, как указано Управлением в отзыве на апелляционную жалобу, 10.08.2018 внесены изменения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «Высотные конструкции» включено в указанный реестр.

В силу части 1, 4 статьи 4.1 Федерального закона 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.

Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи.

Между тем из содержания приведенных норм не следует, что субъект экономической деятельности приобретает статус субъекта малого предпринимательства с момента включения в соответствующий реестр.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество не обязано сдавать отчетность в виде формы № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», и доказательств Управлением в дело не представлено.

Судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении требований ООО «Высотные конструкции».

С учетом изложенных обстоятельств, постановление от 29.05.2018 № 2018/336 является незаконным. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.08.2018 по делу № А70-8835/2018 подлежит отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению.

Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку в соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.08.2018 по делу № А70-8835/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу от 29.05.2018 № 2018/336 о привлечении к административной ответственности.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

А.С. Грязникова

Судьи

Е.П. Кливер

 О.Ю. Рыжиков