ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
01 ноября 2018 года
Дело № А70-9230/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11860/2018) Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.08.2018 по делу № А70-9230/2018 (судья Безиков О.А.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени
об оспаривании отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона от 10.05.2018 № 14-06-1750,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени – ФИО2 (по доверенности № 2 от 09.01.2018);
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО3 (по доверенности № 72АА1461489 от 14.06.2018);
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона от 10.05.2018 № 14-06-1750.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.08.2018 по делу № А70-9230/2018 заявленные требования удовлетворены.
При принятии решения суд исходил из отсутствия у Департамента правовых оснований для отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.08.2018 по делу № А70-9230/2018 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что договор от 14.07.2016 № 23-11/384 на размещение нестационарного торгового объекта прекратил действие в связи с истечением срока 31.12.2017, договор пролонгирован не был, в связи с чем, подав соответствующее заявление уже в 2018 году, заявитель утратил право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона.
Также Департамент обращает внимание на то, что стороной договора аренды являлся Департамент имущественных отношений Тюменской области.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве с учетом дополнения к нему ИП ФИО1 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.08.2018 по делу № А70-9230/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИП ФИО1 с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу с учетом дополнения к нему, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу с учетом дополнения к нему, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Департаментом имущественных отношений Тюменской области (арендодатель) и ИП ФИО1 (арендатор) заключен договор от 17.05.2012 № 23-11/267 под временный объект - торговый павильон по продаже цветов (без права капитального строительства) (землеустроительное дело 23-15845).
Предметом данного договора явилось предоставление арендатору в аренду земельного участка площадью 17 кв.м, расположенного по адресу: <...> (пешеходный бульвар – лот №16); кадастровый номер 72:23:0216005:251/6.
В пункте 1.4 договора определено, что участок предоставляется под временный объект – торговый павильон по продаже цветов.
Срок действия заключенного договора с 10.05.2012 по 09.04.2013.
Сторонами были также подписаны соглашения от 12.03.2013, от 14.03.2014 о возобновлении договора аренды земельного участка от 17.05.2012 №23-11/267 на период с 10.04.2013 по 09.03.2014, с 10.03.2014 по 09.02.2015, соответственно.
Соглашением от 29.01.2015 о возобновлении и внесении изменений в договор аренды земельного участка от 17.05.2012 №23-11/267 от 29.01.2015 указанный договор возобновлен на период с 10.02.2015 по 09.01.2016.
Кроме того, 14.07.2016 между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и ИП ФИО1 (правообладатель) заключен договор № 23-11/384 на размещение нестационарного торгового объекта (землеустроительное дело 23-15845).
По условиям указанного договора Департамент предоставляет правообладателю право на размещение нестационарного торгового объекта на части земельного участка (площадью 17 кв.м) с кадастровым номером 72:23:0216005:251. Местоположение объекта определяется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденной Постановлением Администрации г. Тюмени от 28.12.2012 №160-пк.
В пункте 1.1 договора определены: номер объекта в соответствии со схемой – 501; местонахождение объекта – <...> – Ленина – Орджоникидзе – Герцена (Цветной бульвар); тип и вид объекта – киоск; целевое (функциональное) назначение объекта – торговля цветами и другими растениями, семенами и удобрениями; площадь - 17 кв.м., количество этажей - 1, высота - не более 5 м.
Срок действия заключенного договора с 14.07.2016 по 31.12.2017 (пункт 7.1 договора).
Уведомлением Департамента от 12.10.2017 № 1770012025/08-4 ИП ФИО1 уведомлена о прекращении договора по истечении срока его действия, а именно, с 31.12.2017, а также о необходимости к указанному сроку освободить занимаемый земельный участок от объекта и привести его в первоначальный вид.
Сообщением от 10.05.2018 № 14-06-1750 заявителю было отказано в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона (л.д.12) по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 4.7 Порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, расположенных на территории города Тюмени, утвержденных постановлением Администрации города Тюмени от 28.03.2016 № 79-пк (далее – Порядок №79-пк).
В оспариваемом отказе Департаментом сделан вывод о том, что ИП ФИО1 не является лицом, которое в соответствии с действующим законодательством имеет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона согласно частям 5, 6 статьи 12 Закона Тюменской области от 05.07.2001 № 354 «О регулировании торговой деятельности в Тюменской области».
Полагая, что отказ в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона от 10.05.2018 № 14-06-1750 нарушает права и законные интересы ИП ФИО1, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
02.08.2018 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано заинтересованным лицом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, в числе прочих, отнесены создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 10 части 1 статьи 14, пункт 18 статьи 15, статья 15.1, подпункт 15 пункта 1 статьи 16, глава 8 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 вступившего в силу 01.02.2010 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 1 Закона Тюменской области от 26.12.2014 № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» органы местного самоуправления городского округа город Тюмень наделяются полномочиями органов государственной власти Тюменской области по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности Тюменской области и расположенных на территории городского округа город Тюмень.
Частью 5 статьи 12 Закона Тюменской области от 05.07.2001 № 354 «О регулировании торговой деятельности в Тюменской области» (далее по тексту - Закон Тюменской области) предусмотрено, что заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов осуществляется по результатам аукциона, за исключением случаев:
- заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта с хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по действующему, заключенному до 01.01.2018 договору аренды того же земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта;
- заключения на новый срок договора на размещение нестационарного торгового объекта, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, с хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по договору на размещение указанного нестационарного торгового объекта.
Как следует из материалов дела, Департаментом отказано заявителю в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 4.7 Порядка №79-пк.
В пункте 4.7 Порядка №79-пк предусмотрены основания, при наличии которых в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона отказывается. В частности в случае, если с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта обратилось лицо, которое в соответствии с действующим законодательством не имеет права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона (подпункт «а» пункта 4.7 Порядка №79-пк).
В данном случае Департамент ссылается, что предприниматель не имеет права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, поскольку срок действия ранее заключенного договора на размещение указанного нестационарного торгового объекта прекратился на момент подачи заявления о заключении означенного договора.
Между тем суд апелляционной инстанции полагает, что у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа в заключении договора с ИП ФИО1 со ссылкой на подпункт «а» пункта 4.7 Порядка №79-пк, поскольку, как указывалось выше, частью 5 статьи 12 Закона Тюменской области от 05.07.2001 № 354 «О регулировании торговой деятельности в Тюменской области» предусмотрено, что заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без проведения аукциона, в том числе, в случае заключения на новый срок договора на размещение нестационарного торгового объекта, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, с хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по договору на размещение указанного нестационарного торгового объекта.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка № 79-пк юридические лица и индивидуальные предприниматели, с которыми до 01.01.2018 заключены и являются действующими договоры аренды земельных участков, предоставленных для размещения нестационарных торговых объектов, либо с которыми заключены договоры на размещение НТО (в случае заключения на новый срок договора на размещение нестационарного торгового объекта, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном схемой) (далее - хозяйствующий субъект), вправе направить в Уполномоченный орган заявление о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона и документы, предусмотренные пунктом 4.3 настоящего Порядка.
Таким образом, указанные положения законодательства не содержат требования о том, чтобы заявление о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта было подано в пределах срока действия ранее заключенного договора на размещение указанного нестационарного торгового объекта (в отличие от требования действующего договора аренды земельного участка), указывая лишь на необходимость самого факта заключения договора на размещение указанного нестационарного торгового объекта с заявителем и надлежащим образом исполнения обязанностей по нему.
В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу предприниматель также указывает, что 25.12.2017 постановлением Администрации города Тюмени № 859-пк в Порядок № 79-пк внесены изменения, а именно: пункт 4.2. изложен в новой редакции: «4.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, с которыми до 1 января 2018 года заключены и являются действующими договоры аренды земельных участков, предоставленных для размещения нестационарных торговых объектов, либо с которыми заключены договоры на размещение нестационарного торгового объекта (в случае заключения на новый срок договора на размещение нестационарного торгового объекта, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном Схемой) (далее -хозяйствующий субъект), вправе направить в Уполномоченный орган заявление о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона и документы, предусмотренные пунктом 4.3 настоящего Порядка».
Главой Администрации г. Тюмени в постановлении от 25.12.2017 № 859-пк, кроме прочего, дано поручение «В течение 5 рабочих дней обеспечить размещение на сайте Администрации г. Тюмени в сети интернет публичную оферту о возможности заключения договоров без проведения аукциона с хозяйствующим субъектом, с которым заключен в т.ч. договор на размещение нестационарного торгового объекта».
На официальном портале Администрации города Тюмени www.tymen-city.ru Департаментом была размещена публичная оферта о возможности заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта с текстом следующего содержания:
«Администрация города Тюмени информирует о возможности заключения в течение 2018 года договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства:
по действующему, заключенному до 1 января 2018 года договору аренды того же земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта;
по договору на размещение нестационарного торгового объекта, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона вышеуказанным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо обратиться в Департамент с заявлением и документами, указанными в пункте 4.3 Порядка №79-пк».
Кроме того, 31.01.2018 распоряжением Администрации города Тюмени № 46 Департамент земельных отношений и градостроительства г. Тюмени был наделен полномочиями по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности Тюменской области и расположенных на территории городского округа город Тюмень, в Положение о департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени введен пункт 3.1.46 об осуществлении заинтересованным лицом полномочий органов государственной власти Тюменской области, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления городской округ город Тюмень, по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности Тюменской области и расположенных на территории городского округа город Тюмень.
Данные обстоятельства Департаментом не опровергнуты.
Учитывая изложенное выше суд апелляционной инстанции считает, что у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, в связи с чем суд первой инстанции, удовлетворив требования заявителя, принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не разрешает вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе, поскольку ее податель не платил государственную пошлину в силу освобождения на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.08.2018 по делу № А70-9230/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е. Иванова
Судьи
Е.П. Кливер
О.Ю. Рыжиков