ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-9925/18 от 07.11.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

13 ноября 2018 года

                                                   Дело №   А70-9925/2018

Резолютивная часть постановления объявлена  07 ноября 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  ноября 2018 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер  08АП-11677/2018) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области и (регистрационный номер 08АП-12001/2018) Департамента финансов Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2018 по делу № А70-9925/2018 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области об оспаривании представления от 04.05.2018 № 67-21-13/21-19,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент финансов Тюменской области,

при участии в судебном заседании: 

представителя Департамента финансов Тюменской области Рейзинг Л.А по доверенности № 52/12-10 от 11.10.2017 сроком действия три года;

представителя Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области Бабушкиной Л.М. по доверенности № 14/5259-17 от 19.12.2017 сроком действия один год;

представителей Управления Федерального казначейства по Тюменской области Солнцевой И.А. по доверенности № 115 от 24.07.2018 сроком действия по 31.12.2018; Жужговой А.В. по доверенности от 12.01.2016 сроком действия по 31.12.2018,

установил:

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее – заявитель, Департамент агропромышленного комплекса) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (далее – УФК по Тюменской области, управление, заинтересованное лицо) об оспаривании представления от 04.05.2018 № 67-21-13/21-19.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Тюменской области (далее – Департамент финансов).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2018 по делу № А70-9925/2018 в удовлетворении заявления отказано.

Возражая против принятого по делу решения, Департамент агропромышленного комплекса в апелляционной жалобе просит его отменить.

В обоснование жалобы ее податель указывает, что нарушение требований законодательства и соглашения, регламентирующего субсидирование производства сельскохозяйственной продукции, отсутствует. Согласно доводам жалобы заявителя доля финансирования из средств бюджета Тюменской областью в общей сумме выплаченных субсидий на производство и переработку молока составила 86,523%, тогда как с учетом установленного Минсельхозом России уровня софинансирования должна была составить 0,700.

В апелляционный суд также поступила жалоба Департамента финансов, в которой третье лицо также просит отменить решение по делу и удовлетворить требования заявителя.

Доводы жалобы сводятся к утверждению о том, что фактически в 2016 году за счет средств бюджета Тюменской области выплачены субсидии в размере, существенно превышающем сумму, определенную Минсельхозом России.

В письменном отзыве на жалобу Департамента агропромышленного комплекса Департамент финансов выражает согласие с позицией заявителя.

Письменный отзыв на жалобу заявителя поступил и от УФК по Тюменской области. В данном процессуальном документе заинтересованное лицо оспаривает доводы жалобы и просит оставить решение по делу без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представителями подателей жалоб поддержана позиция по делу и жалобам. Представители управления высказались в соответствии с отзывом на жалобу заявителя и возразили против удовлетворения жалобы третьего лица.

Рассмотрев апелляционные жалобы, дополнения к апелляционной жалобе заявителя, письменные отзывы на них и иные поступившие от лиц, участвующих в деле, процессуальные документы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что УФК по Тюменской области с 15.03.2018 по 30.03.2018 в Департаменте агропромышленного комплекса на основании приказа УФК по Тюменской области от 15.03.2018 № 149 «О проведении внеплановой выездной проверки в Департаменте агропромышленного комплекса Тюменской области» на основании поручений Федерального казначейства от 13.12.2017 № 07-04-05/17-960 «О проведении внеплановых контрольных мероприятий», от 01.02.2018 №07-04-05/17-1621 «О проведении внеплановых контрольных мероприятий» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» в 2016 году.

В результате проверки установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», подпрограммой 8 «Развитие молочного скотоводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (далее - Подпрограмма), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1370 (далее - Правила № 1370), Соглашением от 29.01.2016 № 39/17-С о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в редакции дополнительных соглашений  от 11.03.2016 № 1 № 498/17-С, № 2 от 13.04.2016 № 615/17-С, № 3 от 31.05.2016 № 695/17-С, № 4 от 15.07.2016 № 1059/17-С, № 5 от 09.12.2016 № 1243/17-С, № 6 от 28.12.2016 № 1530/17-С (далее - соглашение № 39/17-с) в 2016 году Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (главный распорядитель средств федерального бюджета) из федерального бюджета бюджету Тюменской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий государственной программы субъекта Российской Федерации, аналогичным мероприятиям подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013 - 2020 годы», на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках Подпрограммы, предоставлена субсидия на 2016 финансовый год в размере 84 936 100 руб. по КБК 082 0405 25Б0150430 521 (код цели - 846), из которых 628 134 руб. 85 коп., как установило заинтересованное лицо, использованы с нарушением условий расходования межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета).

04.05.2018 управлением внесено представление № 67-21-13/21-19, которым Департаменту предписано рассмотреть информацию о выявленном нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) и предоставлении средств из бюджета; принять меры по устранению причин и условий совершения правонарушения.

Департамент, считая представление от 04.05.2018 № 67-21-13/21-19 не соответствующим законодательства, обратился в суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя оставлены без удовлетворения судом первой инстанции, с чем не согласились Департамент агропромышленного комплекса и Департамент финансов, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.

Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям.

Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг. Субсидии указанным субъектам предоставляются из средств бюджетов (статья 78 БК РФ).

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов (статья 69 БК РФ).

В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Получателями межбюджетных трансфертов являются нижестоящие бюджеты бюджетной системы РФ, условия предоставления которых, в том числе по возврату остатков, устанавливаются правовыми актами Правительства РФ и соответствующими соглашениями.

В силу пунктов 1 и 4 статьи 41 БК РФ бюджет субъекта Российской Федерации формируется из различных источников - налоговых, неналоговых поступлений и безвозмездных поступлений. Субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иные межбюджетные трансферты, в том числе из федерального бюджета, являются одним из видов безвозмездных поступлений и, соответственно, одним из видов доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (статья 129 БК РФ).

В соответствии с правилами пунктов 1, 3 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (статья 130 БК РФ).

Пунктом 2 Правил № 1370 предусмотрено, что в части проверяемых средств субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и (или) первого сорта и (или) козьего молока.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 1370 уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95% и ниже 70% расходного обязательства.

Уровень софинансирования по субъектам Российской Федерации утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Распоряжением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоза России) от 18.01.2016 № 7-р «Об утверждении уровней софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2016 год» (далее - Распоряжение № 7-р) для Тюменской области установлен в 2016 году уровень софинансирования 0,700.

Проверкой установлено и из материалов дела усматривается, что финансирование расходов бюджета Тюменской области, источником образования которых являются субсидии федерального бюджета бюджету Тюменской области, а также средства областного бюджета, предусмотренные в виде софинансирования мероприятия «Развития молочного скотоводства», осуществлялось по коду прямого получателя областного бюджета 007 «Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области»; подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела 0400 «Национальная экономика»; КЦСР 41102 Мероприятие «Стимулирование подотрасли животноводства, включая переработку продукции животноводства (молоко, мясо, яйцо и прочая продукция животноводства)», код направления расходов R0430 «Софинансирование расходов на предоставление субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока» (за счет средств областного бюджета); КВР 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (приложение 18 к закону Тюменской области от 08.12.2015 № 142 «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (далее - Закон № 142).

Законом № 142 предусмотрены средства областного бюджета на софинансирование расходов на предоставление субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в сумме 550 000 тыс. руб. по кодам бюджетной классификации: коду прямого получателя областного бюджета 007 «Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области», подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела 0400 «Национальная экономика», 41102 мероприятие «Стимулирование подотрасли животноводства, включая переработку продукции животноводства (молоко, мясо, яйцо и прочая продукция животноводства», коду направления расходов R0430 «Софинансирование расходов на предоставление субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока» и средства федерального бюджета в сумме 84 936 тыс. руб. по кодам бюджетной классификации: коду прямого получателя областного бюджета 007 «Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области», подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела 0400 «Национальная экономика», 41102 мероприятие «Стимулирование подотрасли животноводства, включая переработку продукции животноводства (молоко, мясо, яйцо и прочая продукция животноводства», коду направления расходов R0430 «Субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока». Средства федерального и областного бюджетов предусмотрены в соответствии с положениями Правил № 1370 и условиями соглашения № 39/17-с.

Дополнительно предусмотренные средства областного бюджета по коду прямого получателя областного бюджета 007 «Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области», подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела 0400 «Национальная экономика», 41102 мероприятие «Стимулирование подотрасли животноводства, включая переработку продукции животноводства (молоко, мясо, яйцо и прочая продукция животноводства», коду направления расходов R0430 «Субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока» не предусматривались и не направлялись для реализации проверяемого мероприятия в рамках соглашения № 39/17-с, что подтверждается представленным в Минсельхоз России отчетом о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета по Тюменской области по состоянию на 01.01.2017.

Материалы дела свидетельствуют о том, что заявителем нарушены условия софинансирования, предусмотренные пунктом 1.1 соглашения № 39/17-с и в приложении № 1 к соглашению № 39/17-с в редакции дополнительного соглашения    от 15.07.2016 № 4. Приложением  № 1 соглашения № 39/17-с в редакции дополнительного соглашения  от 15.07.2016 № 4 указаны направления и объемы субсидий из федерального бюджета в сумме 84 936,100 тыс. рублей в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъекта на 2016 год по проверяемому направлению расходов из бюджета субъекта в сумме 550 000 тыс. рублей и установлен объем софинансирования из федерального бюджета в размере 13,377%, данный объем софинансирования Тюменской областью не соблюден.

Согласно Отчету о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, предоставленному заявителем Министерству по состоянию на 01.01.2017 гда, кассовые расходы в целях финансирования части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока составили в общей сумме 630 245 684,00 руб., в том числе: средства федерального бюджета в сумме 84 936 100,00 руб., средства областного бюджета в сумме 545 309 584,00 руб.

Объем финансирования за счет средств федерального бюджета, предусмотренный соглашением № 39/17-с, составляет 13,377% (84 936 100 / 634 936 100), таким образом, за счет средств бюджета субъекта - 86,623% (100% - 13,377%).

Из указанного выше отчета следует, что фактический уровень финансирования за счет средств бюджета субъекта составил 86,523%. Уровень софинансирования средств субсидии, источником которых служат средства федерального бюджета, составил 13,477% (84 936 100 / 630 245 684, где 630 245 684 руб. - объем фактически израсходованных в 2016 году средств субсидии или 100% - 86,523%).

При общем объеме фактически израсходованных средств в 2016 году в размере 630 245 684 рубля субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 84 307 965,15 руб. (630 245 684,00 х 13,377%).

Таким образом, средства федерального бюджета в сумме 628 134,85 руб. (84 936 100 - 84 307 965,15), по верному выводу суда первой инстанции, использованы с нарушением условий расходования межбюджетных трансфертов.

В силу положений статьи 306.2 БК РФ к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут применяться бюджетные меры принуждения.

В соответствии с правилами статьи 306.8. БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Пунктом 1 статьи 270.2 БК РФ предусмотрено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Проанализировав представленные в дело доказательства и установив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вопреки заключенному соглашению заявителем не исполнены принятые на себя обязательства. Заявитель не представил доказательств того, что оспариваемое представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности.

Ссылка заявителя на Распоряжение № 7-р в обоснование своей позиции о том, что для Тюменской области уровень софинансирования утвержден в размере 0,700, отклоняется судом апелляционной инстанции. Распоряжением № 7-р утвержден общий уровень софинансирования из федерального бюджета расходный обязательств Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, на 2016 год по 5-ти постановлениям Правительства РФ, в том числе по постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1370.

При этом, как было указано ранее, согласно пункту 10 Правил № 1370 уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации должен составлять от 70 до 95 % расходного обязательства.

В данном случае конкретный объем финансирования по каждому направлению расходования субсидии установлен соглашением № 39/17-с.

Довод заявителя о том, что на момент заключения соглашения № 39/17-с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, не было предусмотрено в качестве обязательного условия соглашения, заключаемого в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, указание на уровень софинансирования, выраженного в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, не может быть принят во внимание, поскольку приведенное обстоятельство не свидетельствует о недействительности заключенного соглашения.

Таким образом, доводы подателей апелляционных жалоб об обратном не находят подтверждения материалами дела. В целом утверждения подателей апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанций, по сути, представляя собой несогласие с ними, что не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении предъявленных Департаментом агропромышленного комплекса требований. Основания для вывода об обратном апелляционный суд не усматривает.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб  судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку податели указанных жалоб освобождены от обязанности по уплате таковой.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2018 по делу № А70-9925/2018 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

Л.А. Золотова

 О.А. Сидоренко