ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А71-10331/11 от 14.02.2013 АС Удмуртской Республики



 6666882_395507



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
 http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-3460/12
 Екатеринбург
 19 февраля 2013 г.

 Дело № А71-10331/2011
 Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 г.
 Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2013 г.


 Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
 председательствующего Сирота Е.Г.,
 судей Гайдука А.А., Черкасской Г.Н.
 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления
 Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому
 федеральному округу (далее – Управление) на решение Арбитражного суда
 Удмуртской Республики от 12.09.2012 по делу № А71-10331/2011 и
 постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012
 по тому же делу.
 Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения
 кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,
 путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на
 сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
 В судебном заседании принял участие представитель Управления –
 Калинин И.В. (доверенность от 25.12.2012 № 16052).
 Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с
 заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Речной порт
 "Сарапул" (ИНН: 1827018020, ОГРН: 1021800995798; далее – общество) 1 439
 руб. 70 коп. штрафа за нарушение условий хранения материальных ценностей
 мобилизационного резерва.
 Решением суда от 02.11.2011 (судья Кудрявцев М.Н.) заявление
 управления удовлетворено. С общества в доход федерального бюджета
 взыскано 1 439 руб. 70 коп. штрафа за нарушение условий хранения
 материальных ценностей мобилизационного резерва.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от
 30.01.2012 (судьи Гладких Д.Ю., Балдин Р.А., Кощеева М.Н.) решение суда
 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от
 01.06.2012 (судьи Васильченко Н.С., Абознова О.В., Черкасская Г.Н.) решение


 6666882_395507

 Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.11.2011 и постановление
 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 отменены по
 основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального
 кодекса Российской Федерации; дело направлено на новое рассмотрение в
 Арбитражный суд Удмуртской Республики.
 Решением суда от 12.09.2012 (судья Кудрявцев М.Н.) в удовлетворении
 заявления Управления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от
 27.11.2012 (судьи Гладких Д.Ю., Богданова Р.А., Кощеева М.Н.) решение суда
 оставлено без изменения.
 В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты
 отменить, приняв новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь
 на неправильное применение судами норм материального права. По мнению
 заявителя жалобы, судами необоснованно не применены положения
 Инструкции
 по
 длительному
 хранению
 материальных
 ценностей
 мобилизационного резерва в организациях морского и речного транспорта от
 25.12.2005, в частности пункта 7.14.6. определяющего, что канат капроновый
 должен храниться в заводской упаковке на стеллажах в отапливаемом складе.
 Управление считает, что в данном случае, ГОСТ 27628-88 необходимо
 применять с учетом соответствующих положений о правилах хранения
 указанной Инструкции.
 Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке,
 предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса
 Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований
 для их отмены.
 Как установлено судами и следует из материалов дела, между
 Управлением и обществом (исполнитель) заключены государственные
 контракты от 28.12.2010 № 16/136 и от 28.12.2009 № 16/137, в соответствии с
 которыми Управление поручает, а исполнитель принимает на себя
 обязательства по выполнению работ по ответственному хранению
 материальных ценностей мобилизационного резерва. Согласно п. 7.1 контракта
 № 16/136 срок его действия – с 1 января по 31 декабря 2010 года.
 В период действия контракта № 16/136 Управлением была проведена
 проверка условий хранения, количественной и качественной сохранности
 находящихся
 у
 общества
 на
 хранении
 материальных
 ценностей
 мобилизационного резерва.
 В результате проверки, было выявлено нарушение условий переданных
 обществу на хранение ценностей, о чем составлен акт от 08-12.11.2010, в
 котором указано на ненадлежащее хранение каната капронового, который
 вместо отапливаемого склада хранится в неотапливаемом складе. Данное
 обстоятельство расценено Управлением как нарушение Инструкции по
 длительному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва в
 организациях морского и речного транспорта от 21.12.2005, а именно пункта
 7.14.6.


 6666882_395507

 Впоследствии Управлением в адрес общества были направлены
 требования от 27.01.2011 № МР/119, от 11.04.2011 № МР/555 об уплате в
 добровольном порядке в десятидневный срок штрафа за выявленные в ходе
 проверки нарушения.
 Неисполнение обществом требования об уплате штрафа явилось
 основанием для обращения Управления в арбитражный суд с соответствующим
 заявлением.
 Отказывая в удовлетворении заявления, рассматриваемого после
 направления дела на новое рассмотрение, суды первой и апелляционной
 инстанций исходили из недоказанности заявителем факта правонарушения и
 соответственно оснований для привлечения к ответственности в виде уплаты
 штрафа.
 Как правильно определено судами, правоотношения Управления и
 общества, основанные на действующем в момента проведения проверки
 государственном контракте № 16/136, регулируются Федеральным законом "О
 государственном материальном резерве" от 29.12.1994 № 79-ФЗ (далее – Закон
 от 29.12.1994 № 79-ФЗ) и Положением о мобилизационном резерве,
 утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
 14.05.1997 № 570-27 (далее – Положение о мобилизационном резерве).
 В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ ответственные
 хранители, которым установлены мобилизационные и другие специальные
 задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение,
 замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва
 своими силами и средствами.
 Согласно п. 12 Положения о мобилизационном резерве при наличии
 мобилизационного или другого специального задания, предусматривающего
 ответственное хранение материальных ценностей мобилизационного резерва
 определенной организацией, последняя обязана обеспечить размещение,
 хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных
 ценностей из государственного резерва в соответствии в указанными заданиями
 своими силами и средствами.
 Контроль за количественной и качественной сохранностью материальных
 ценностей мобилизационного резерва, а также за соблюдением организациями
 –
 ответственными
 хранителями
 установленных
 правил
 хранения,
 разбронирования осуществляет Управление Федерального агентства по
 государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (п. 41
 Положения о мобилизационном резерве).
 Согласно п. 12 ст. 16 Закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ в случае нарушения
 правил и условий хранения материальных ценностей государственного резерва,
 а также в случаях несвоевременного освежения запасов государственного
 резерва, замены материальных ценностей государственного резерва, хранения
 материальных ценностей государственного резерва, не соответствующих
 номенклатуре материальных ценностей государственного резерва, требованиям
 технических регламентов и иным обязательным требованиям в соответствии с
 законодательством
 Российской
 Федерации,
 ответственные
 хранители


 6666882_395507

 уплачивают штраф в размере 20 процентов стоимости материальных
 ценностей.
 Сроки и условия хранения материальных ценностей государственного
 резерва устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
 осуществляющим управление государственным резервом, с учетом требований
 технических регламентов и иных обязательных требований в соответствии с
 законодательством Российской Федерации (п. 11.1 Закона от 29.12.1994 № 79-
 ФЗ)
 Так, в соответствии с требованиями п. 4.1, 4.2 ГОСТ 27628-88 крученые и
 плетеные
 изделия
 должны
 храниться
 в
 закрытых
 периодически
 проветриваемых складских помещениях в условиях предотвращающих
 загрязнение, механические повреждения. Требований о хранении канатов в
 отапливаемых помещениях, данный ГОСТ 27628-88 не содержит.
 Доказательств несоответствия условий хранения требованиям ГОСТ 27628-88 в
 материалах дела не имеется.
 Оценив
 в
 порядке,
 предусмотренном
ст.
71
 Арбитражного
 процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах
 дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности
 Управлением факта нарушения обществом условий хранения материальных
 ценностей государственного резерва, при наличии которого имелись бы
 основания для применения мер ответственности, предусмотренных п. 12 ст. 16
 Закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ в виде уплаты штрафа.
 Ссылка Управления на нарушение обществом пункта 7.14.6. Инструкции
 по длительному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва
 в организациях морского и речного транспорта от 21.12.2005 оценивалась
 судом апелляционной инстанции и отклонена с указанием на недоказанность
 необходимости в данном случае соблюдения обществом соответствующих
 условий Инструкции.
 В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской
 Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства,
 на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
 При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий
 совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9
 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
 Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств и сделанных
 судами на их основании выводов не имеется, поскольку это выходит за пределы
 рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286
 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 Нарушений норм материального и процессуального права при
 рассмотрении дела (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской
 Федерации), влекущих безусловную отмену судебных актов, судом
 кассационной инстанции не установлено.
 С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению
 без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.


 6666882_395507

 Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса
 Российской Федерации, суд

 П О С Т А Н О В И Л:

 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.09.2012 по делу
 № А71-10331/2011
 и
 постановление
 Семнадцатого
 арбитражного
 апелляционного суда от 27.11.2012 по тому же делу оставить без изменения,
 кассационную
 жалобу
 Управления
 Федерального
 агентства
 по
 государственным резервам по Приволжскому федеральному округу – без
 удовлетворения.


 Председательствующий




 Е.Г. Сирота

 Судьи





 А.А. Гайдук






 Г.Н. Черкасская