Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-3934/19
Екатеринбург
09 июля 2019 г.
Дело № А71-10728/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Вдовина Ю.В., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Теплосбытовая компания «Воткинский завод» (далее – общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.12.2018 по делу № А71-10728/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации в сети «Интернет» на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества – ФИО1 (доверенность от 28.02.2019).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Воткинска (далее – Управление ЖКХ) от 14.05.2018 № В-5-932/Ю.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.12.2018 (судьяКалинин Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от22.03.2019 (судьи Трефилова Е.В., Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции от 10.12.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами пункта 37, 59 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила от06.05.2011 № 354). Заявитель указывает, что им было учтено фактическое количество дней поставки тепловой энергии, верно употреблено определение платы за коммунальные услуги, а также в связи с недопуском узла учета в эксплуатацию в сентябре и октябре 2017 года для расчета платы за отопление было применено среднемесячное значение за предыдущий отопительный период. По мнению общества, оспариваемое предписание возлагает на него обязанности, которые противоречат действующему жилищному законодательству.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не установил.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 03.04.2018 в Управление ЖКХ обратилась гражданка, проживающая в доме, управление и обслуживание которого осуществляет общество, по вопросу нарушения обязательных требований по определению размера платы за коммунальную услугу «отопление» в платежных документах за сентябрь и октябрь 2017 года, поскольку узел учета тепловой энергии у потребителя вышел из строя и был непригодным для коммерческого учета тепловой энергии за период с 21.09.2017 по 18.10.2017.
На основании распоряжения Управления ЖКХ от 16.04.2018 № 932/Ю в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой было установлено, что потребителю коммунальной услуги за сентябрь и октябрь 2017 года предъявлена к оплате излишняя сумма за коммунальную услугу «отопление» в размере 1 696,13 руб.
По результатам проверки составлен акт от 14.05.2018 № 932/Ю, в котором зафиксированы выявленные нарушения, и обществу выдано предписание от14.05.2018 № В-5-932/Ю об устранении в срок до 05.07.2018 нарушений: «Выполнить перерасчет (возврат излишне начисленной суммы) размера оплаты за отопление. Предоставить документы, подтверждающие выполнение перерасчета».
Не согласившись с указанным предписанием Управления ЖКХ, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Суды, отказывая в удовлетворении заявления, исходили из вывода о нарушении обществом порядка расчета размера платы за коммунальную услугу «отопление», поскольку данное нарушение привело к предъявлению потребителю излишней суммы за эту коммунальную услугу в размере 1 696,13 руб.
Пунктом 2 Правил от 06.05.2011 № 354 определено, что под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отопление); к коммунальной услуге отнесена деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 8 Правил от 06.05.2011 № 354 при предоставлении коммунальных услуг в роли исполнителя может выступать как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Правил от 06.05.2011 № 354 потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 № 252 «О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению» установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в Удмуртской Республике равномерно за все расчетные месяцы календарного года (пункт 1).
Кроме того, пунктом 1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2016 № 253 установлен поэтапный переход к установлению единых на территории Удмуртской Республики нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении одно-, двухэтажных многоквартирных домов и одно-, двухэтажных жилых домов, завершив его непозднее 30.06.2019.
Расчёт платы за коммунальные услуги осуществляется согласно формулам, установленным Правилами от 06.05.2011 № 354.
Так, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется ежемесячно – по формулам 3(1) и 3(3) приложения № 2 к Правилам от 06.05.2011 № 354 и 1 раз в год – с учетом корректировки по формулам 3(2) и 3(4) приложения № 2 к Правилам от 06.05.2011 № 354.
Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3(1) и 3(3) Приложения № 2 к Правилам от 06.05.2011 № 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета.
В силу пункта 59(1) Правил от 06.05.2011 № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления – исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, – то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления – не менее 3 месяцев отопительного периода) – начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, – то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с пунктом 60(1) Правил от 06.05.2011 № 354 по истечении указанного в пункте 59(1) Правил от 06.05.2011 № 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном в пункте 42(1) Правил от 06.05.2011 № 354.
Согласно абзацу 1 пункта 42(1) Правил от 06.05.2011 № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – втечение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым прибором учета тепловой энергии определение среднемесячного объема тепловой энергии исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42(1), 59(1) и 60(1) Правил от 06.05.2011 № 354 не противоречит целям корректировки.
В ходе проверки Управлением ЖКХ было установлено, что общество является исполнителем коммунальной услуги «отопление» для потребителей, проживающих в многоквартирном доме, о чем свидетельствуют счета-квитанции за сентябрь, октябрь 2017 года.
Указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающий нагрузку «отопление» и «горячее водоснабжение».
Подача теплоносителя в многоквартирный дом осуществлена 21.09.2017, исогласно актам допуска в эксплуатацию общедомовой узел учета тепловой энергии был допущен к эксплуатации с 18.10.2017.
В данном доме отсутствуют индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых помещениях.
В период с 21.09.2017 по 18.10.2017 указанный общедомовой прибор учета тепловой энергии находился в нерабочем состоянии, показания для коммерческого учета тепловой энергии с общедомового прибора учета тепловой энергии отсутствовали.
Таким образом, установить фактическое потребление тепловой энергии многоквартирным домом, за период с сентября 2017 года по октябрь 2017 года, непредставляется возможным.
В связи с отсутствием показаний общедомового прибора учета тепловой энергии в период с сентября по октябрь 2017 года, размер платы за отопление в данном многоквартирном доме за указанный период определен обществом с применением формулы, установленной в пункте 3 Приложения № 2 Правил от06.05.2011 № 354 , исходя из расчета среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора, за предыдущий отопительный период – соктября2016года по сентябрь 2017 года.
Управление ЖКХ выдало обществу оспариваемое предписание, основанное на том, что расчет объема тепловой энергии на нужды отопления за период с21.09.2017 по18.10.2017 должен производиться на основании пункта 59(1) Правил от06.05.2011 № 354, исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, начиная с даты когда вышел из строя коллективный (общедомовой) прибор учета, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными положениями норм материального права, и установив, что в сентябре 2017 года показания для коммерческого учета тепловой энергии с общедомового прибора учета тепловой энергии отсутствовали, в октябре 2017 года показания по ОДПУ определены с 18.10.2017 по 31.10.2017 (неполный месяц), установить фактическое потребление тепловой энергии многоквартирным домом за сентябрь, октябрь 2017 года не представляется возможным, при этом среднемесячный объем предъявлен потребителю целиком за весь месяц сентябрь и октябрь 2017 без учета того, что коммунальную услугу по отоплению жители дома начали получать в данном отопительной периоде только с 21.09.2017 и объем этой услуги не учитывался до 18.10.2017, суды обоснованно признали расчет Управления ЖКХ за спорный период неисправности прибора учета правильным, не противоречащим требованиям Правил от 06.05.2011 № 354.
В оспариваемом предписании Управления ЖКХ отражены выявленные нарушения, предписание содержит понятные формулировки, не ограничивает общество в избрании способа устранения нарушений. Неясностей и непонятных положений предписание не содержит, является исполнимым.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании обществом норм материального права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.12.2018 по делу №А71-10728/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Теплосбытовая компания «Воткинский завод» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.В. Кангин
Судьи Ю.В. Вдовин
Д.В. Жаворонков