ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А71-13510/16 от 24.08.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4066/17

Екатеринбург

30 августа 2017 г.

Дело № А71-13510/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д. В.,

судей  Гавриленко О.Л.,  Гусева О.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики  (далее - Министерство) и Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Ижводоканал" (далее - МУП г. Ижевска "Ижводоканал") на решение Арбитражного суд Удмуртской Республики от 14.02.2017 по делу № А71-13510/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Серово-1" (ИНН <***>) (далее – ООО "Серово-1", общество)  - ФИО1 (доверенность от 23.11.2016 № 186/16).

  Общество с ограниченной ответственностью "Серово" (ИНН <***>) (далее - ООО "Серово") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Министерству о признании недействительным приказа от 06.09.2016 № 16/26 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства в части установления платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой по ул. К.Маркса в Октябрьском районе гор. Ижевска. Строение № 1, № 2" с подключаемой нагрузкой 48,11 куб. м/час к централизованной системе холодного водоснабжения МУП г. Ижевска "Ижводоканал"  в индивидуальном порядке" в размере 4 223 771, 90 руб. (без учета НДС).

На основании с ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции произведена процессуальная замена заявителя ООО "Серово" на ООО "Серово-1".

Решением суда от 14.02.2017 (судья Мосина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда                          от 12.05.2017 (судьи Щеклеина Л.Ю., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство  просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

По мнению заявителя жалобы, на дату принятия оспариваемого приказа ввиду отсутствия укрупненных сметных нормативов цены строительства объектов (кроме нормативов для объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета), Министерство правильно руководствовалось положениями п. 86 Основ ценообразования, а именно определило расходы на строительство сетей с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости соответствующих работ.

Министерство полагает, что поскольку строительство объекта капитального строительства ООО "Серово-1" осуществляется без привлечения средств бюджета РФ, при этом оспариваемый ненормативный акт был принят              6 сентября 2016 года, то есть после вступления в силу Федерального закона                 от 03.07.2016 № 369-ФЗ, Орган регулирования не имел правовую возможность применения Сметных нормативов цены строительства, в том числе ранее утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 28.08.2014 № 506/пр (далее – Приказ № 506/пр).

Министерство считает, что общая позиция Минстроя России состоит в том, что НЦС-2017, а также НЦС-2014, утвержденные Приказом № 506/пр, для целей расчета расходов на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям водоснабжения (водоотведения) не применимы, поскольку методика их разработки, утвержденная приказом Минрегиона России № 497, не предусматривает возможность применения НЦС для определения расходов при установлении органами регулирования индивидуальной платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения.

Министерство просит исключить из мотивировочной части обжалуемых судебных актов ссылки на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2016 № 303-КГ16-11435, как противоречащие требованиям абз. 7 ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данное определение не может являться прецедентом и источником права, а также не может быть положено в доказательственную базу по настоящему делу.

Министерство утверждает, что величина расходов на строительство сетей, иных объектов подлежит определению или на основе укрупненных сметных нормативов или если таковые не установлены – на основе сметной стоимости таких работ.

Министерство также просит исключить из мотивировочной части обжалуемых судебных актов  доводы о несоответствии примененного базисно-индексного метода определения стоимости строительства требованиям закона или иного нормативного правового акта.

МУП г. Ижевска "Ижводоканал"  в поданной им кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя жалобы, судами применен не вступивший в силу нормативный правовой акт – Приказ № 506/пр.

 МУП г. Ижевска "Ижводоканал" считает, что примененные судом укрупненные сметные нормативы приняты и направлены для урегулирования иных целей, отличных от целей ценообразования в сфере подключения (технологического присоединения) к централизованным система водоснабжения и водоотведения; они не утверждены ни Приказом № 506/пр, ни каким-либо другим актом.

МУП г. Ижевска "Ижводоканал" полагает, что вывод судов о необоснованном завышении цен при применении базисно-индексного метода незаконен в связи с применением не подлежащих применению норм права (ст. 759 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договор о подключении – самостоятельный вид договора, правоотношения по которому регулируются нормами Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

МУП г. Ижевска "Ижводоканал" настаивает на том, что приведенная в судебных актах судебная практика Верховного Суда Российской Федерации к обстоятельствам рассматриваемого дела не применима, поскольку определения об отказе в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии не является источником права и нормы права не содержит.

 Министерством заявлено ходатайство о привлечении в качестве специалиста по делу представителя Минстроя в целях получения разъяснений и консультации по вопросу применения укрупненных сметных нормативов цены строительства, утвержденных Приказом № 506/пр, для целей определения величины расходов при расчете тарифов (индивидуальной платы) за подключение  (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения в соответствии с п. 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и отклонено на основании ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Серово-1", являясь застройщиком многоквартирного жилого дома со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой по ул. К.Маркса в Октябрьском районе г. Ижевска, строение № 1, № 2, обратилось в организацию водопроводно-канализационного хозяйства МУП г. Ижевска "Ижводоканал" с заявлением от 14.06.2016 № 02-16р/126 о заключении договора о подключении и выдаче Технических условий (далее – ТУ) подключения данного объекта капитального строительства к централизованным сетям холодного водоснабжения.

В соответствии с ТУ от 17.06.2016 № 198В, выданным МУП "Ижводоканал" (приложение № 1), точка подключения к централизованным системам холодного водоснабжения - вводов водопроводов в проектируемый объект: проектируемый кольцевой участок водопровода Dy = 300 мм, разрешенная подключаемая нагрузка по водоснабжению составляет                        48,11 куб. м/ч.

МУП "Ижводоканал" обратилось в Министерство с заявлением                          от 13.07.2016 № 7571/17-15-1 об установлении индивидуального тарифа для ООО "Серово" на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения г. Ижевска вышеуказанного объекта капитального строительства в размере                                       4 809 689,40 руб. (без учета НДС), в том числе, плата за строительство сетей водоснабжения от точки подключения (технологического присоединения) водопроводных сетей к объектам централизованной системы водоснабжения до объекта "Многоквартирный жилой дом со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой по ул. К.Маркса в Октябрьском районе г. Ижевска Строение № 1, № 2" в размере 4 809 689,40 руб., плата за подключаемую нагрузку - 90 121,90 руб. (без учета НДС).

Для установления размера платы за подключение (технологическое присоединение) МУП г. Ижевска "Ижводоканал" были представлены все необходимые материалы и документы. При исчислении тарифа был применен локальный сметный расчет стоимости строительства.

Министерством сметные расчеты были направлены на экспертизу в АНО "Агентство по энергосбережению УР.

Согласно заключению АНО "Агентство по энергосбережению УР" по результатам экспертизы от 24.08.2016 № 1/1190 сметная стоимость строительства по сводному сметному расчету стоимости строительства сети водоснабжения составила 3 307 720 руб. (без НДС).

По результатам экспертизы Министерством составлено заключение, согласно которому размер платы за подключение к центральной системе холодного водоснабжения объекта капитального строительства заявителя ООО "Серово", с учетом заключения АНО "Агентство по энергосбережению УР" и уплаты налога на прибыль организаций в размере 20% составил                               4 223 771, 90 руб. (без учета НДС).

На основании пункта 25 протокола заседания Комиссии по тарифному регулированию Министерства от 06.09.2016 № 16 в соответствии с Приказом Министерства от 06.09.2016 № 16/25 плата за подключение к центральной систем холодного водоснабжения жилого дома рассчитана в индивидуальном порядке. Расходы, относимые на строительство сетей, составили                            4 134 000, 65 руб. (без учета НДС).

Министерством 06.09.2016 утвержден приказ № 16/25 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой по ул. К.Маркса в Октябрьском районе г. Ижевска Строение № 1, № 2", которым установлена плата за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства с подключаемой нагрузкой 48,11 куб. м/час к централизованной системе холодного водоснабжения МУП г. Ижевска "Ижводоканал" в индивидуальном порядке в размере 4 223 771 руб. 90 коп. (без НДС).

Усматривая несоответствие положениям действующего законодательства данного Приказа и нарушение им прав и законных интересов общества, ООО "Серово-1" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным и руководствовались следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на орган или лицо, принявший данный акт.

Для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется доказать наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному ненормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По общему правилу, установленному действующим законодательством подключение к системам водоснабжения и водоотведения является платным.

В силу подп.  1 п. 1 ст. 5 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Частью 9 ст. 31 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что регулированию подлежит также плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013                          № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

В соответствии с п. 4 Основ ценообразования тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения входит в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения.

В силу п. 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами.

Пунктом 86 Основ ценообразования установлено, что при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов, с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Как верно отмечено судами, исходя из буквального толкования пункта 86 Основ ценообразования укрупненные сметные нормативы являются механизмом ограничения расходов регулируемой организации.

Установление регулируемых тарифов производится по предложению регулируемой организации. Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов.

Согласно п. 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Приказом Минстроя России от 25.02.2014 № 66/пр "Об утверждении укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры" утверждены укрупненные нормативы цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, в том числе для объектов "Сети водоснабжения и канализации" (НЦС 81-02-14-2014).

Приказом № 506/пр  укрупненные сметные нормативы цены строительства, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения, внесены в федеральный реестр сметных нормативов.

При установлении размера платы за технологическое подключение в индивидуальном порядке учет расходов регулируемой организации в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных Приказом № 506/пр, не противоречит п. 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. Укрупненные нормативы строительства рассчитаны и представляют собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для возведения объектов, рассчитанный на единицу измерения, при этом источник финансирования на стоимость строительства не влияет.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 369-ФЗ введена ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50%, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства объектов капитального строительства определяется с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором (ч. 1). Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, в установленном им порядке (ч. 3). Утвержденные сметные нормативы включаются в федеральный реестр сметных нормативов (ч. 4).

В соответствии со ст. 8.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016                             № 369-ФЗ, федеральный реестр сметных нормативов является государственным информационным ресурсом. Указанный реестр является общедоступным, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 369-ФЗ положения ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона) в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, применяются с даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий: включение сметных нормативов, утвержденных в соответствии со ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016                         № 369-ФЗ), в установленном порядке в федеральный реестр сметных нормативов; введение в действие указанных сметных нормативов; размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с ч. 5 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 369-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 369-ФЗ положения ч. 2 ст. 8.4 и ч. 2 ст. 57.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона) применяются с 01.03.2017.

Таким образом, из содержания приведенных норм права не следует, что на момент принятия Министерством Приказа от 06.09.2016 № 16/25 при установлении размера платы за технологическое подключение в индивидуальном порядке не подлежали учету укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденные Приказом № 506/пр.

При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ Министерства не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права ООО "Серово-1".

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы Министерства и МУП г. Ижевска "Ижводоканал", изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии с ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Необоснованная, по мнению министерства, ссылка суда апелляционной инстанции на определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2016 № 303-КГ16-11435 таким основанием не является.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалоб у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суд Удмуртской Республики от 14.02.2017 по делу                   № А71-13510/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы  Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики  и Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Ижводоканал»– без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               Д.В. Жаворонков

Судьи                                                                            О.Л. Гавриленко   

О.Г. Гусев