ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А71-2000/14 от 28.01.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

  Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9864/14

Екатеринбург

29 января 2015 г.

Дело № А71-2000/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Тороповой М.В.,

судей Татариновой И.А., Семеновой З.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Завьяловский район» (далее – администрация) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.07.2014 по делу № А71-2000/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Администрация обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о понуждении Министерства образования и науки Удмуртской Республики (далее – министерство) выделить денежные средства в размере 10 801 636 руб. 55 коп. на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с решениями Завьяловского районного суда (с учетом уменьшения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 06.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики.

Определением суда от 06.06.2014 процессуальный статус Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики изменен с третьего лица на соответчика по делу.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.07.2014 (судья Бакулев С.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 (судьи Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель полагает, что расчеты министерства не соответствуют условиям предложений на рынке жилья, поскольку министерство исходит из минимальных размеров (18 кв. м) общей площади, а квартиры и жилые дома такой площадью отсутствуют. Кроме того, заявитель считает необоснованным применение в расчетах статистических данных о среднерыночной стоимости квадратного метра жилого помещения ввиду ее объективного несоответствия предложениям на рынке жилья.

В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура Завьяловского района Удмуртской Республики просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что вступившими в законную силу решениями Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 13.06.2012, 15.06.2012, 26.06.2012, 10.08.2012, 03.10.2012, 24.10.2012, 07.11.2012, 17.12.2012, 24.12.2012 на администрацию возложена обязанность предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 жилые помещения на условиях социального найма, общей площадью не менее 18 кв. м, в доме капитального типа, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенном на территории Завьяловского района Удмуртской Республики.

Ссылаясь на то, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на основании решений судов осуществляется органами местного самоуправления, в том числе, за счет субвенций, предоставляемых на указанные цели из бюджета Удмуртской Республики, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.

На основании ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) органы исполнительной власти вне очереди обеспечивают жилой площадью не ниже установленных социальных норм детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-О-П разъясняется, что абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 № 303-О и от 15.02.2005 № 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью по установленным законодательством нормам согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.

В соответствии с ст. 2, ч. 6 ст. 20 Закона Удмуртской Республики от 14.03.2013 № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон от 14.03.2013 № 8-РЗ) предоставление жилых помещений на основании решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а так же детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом, принятых в целях реализации Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон от 06.03.2007 № 2-РЗ), осуществляется органами местного самоуправления за счет жилых помещений, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи Закона, и субвенций, предоставляемых на указанные цели из бюджета Удмуртской Республики.

Согласно ч. 1, 2 ст. 14 Закона 14.03.2013 № 8-РЗ финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется из бюджета Удмуртской Республики в виде субвенций в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых Министерству образования и науки Удмуртской Республики в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период, на указанные цели. Органы местного самоуправления до 1 мая текущего года для определения размера субвенции представляют в уполномоченный орган обоснование и расчет финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий в следующем финансовом году.

Судами установлено, что, согласно письму главы муниципального образования «Завьяловский район» от 07.06.2013 № 01-25/1150, направленному в адрес Министра образования и науки, истец просит перечислить субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сумме 9000000 руб. из бюджета Российской Федерации.

Согласно Закону Удмуртской Республики от 24.12.2013 № 88-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» муниципальному образованию «Завьяловский район» на исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений детям, принятых в целях реализации Закона от 06.03.2007 №2-РЗ, выделено 10356,8 тыс. руб.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о том, что требования муниципального образования о выделении средств, затраченных муниципальным образованием в рамках исполнения решения судов о приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворению не подлежат, поскольку фактически представляют собой требования о выделении дополнительных средств. При этом средства в размере 10 356 800 руб. ранее выделены бюджетом Удмуртской Республики в соответствии с требованиями и порядком, установленным Законами от 14.03.2013 № 8-РЗ, 24.12.2013 № 88-РЗ, на основании соответствующего письма администрации. Таким образом, бюджетные обязательства бюджета Удмуртской Республики, возникшие в установленном законом порядке, исполнены ответчиками в полном объеме, а дополнительные требования о компенсации фактических расходом муниципального бюджета заявлены с нарушением процедуры, установленной бюджетным законодательств и удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в материалы дела не предоставлены надлежащие доказательства рыночной цены приобретаемых жилых помещений, а также невозможности приобретения жилых помещений, площадью и по стоимости, соответствующей имеющимся в бюджете муниципального образования ассигнованиям, выделенным на исполнение упомянутых полномочий.

При указанных обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, с учетом установленных судами обстоятельств, кроме того, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.07.2014 по делу № А71-2000/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Завьяловский район" – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий М.В. Торопова

Судьи И.А. Татаринова

З.Г. Семенова