пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9526/23
Екатеринбург
31 января 2024 г.
Дело № А71-20552/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Перемышлева И. В., Васильченко Н. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества «Строитель-3» (далее - Товарищество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.07.2023 по делу № А71-20552/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Товариществу о взыскании 120 956 руб. 39 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.01.2019 № ТКО0003134 за период с 01.05.2020 по 30.11.2022, 17 927 руб. 16 коп. неустойки.
Решением суда первой инстанции от 17.07.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что садоводческое объединение граждан имеет особый статус, не отнесено к хозяйствующим субъектам, рассматриваемый иск подсуден суду общей юрисдикции, а не арбитражному суду.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что не имел средств для исполнения обязательств по спорному договору, ввиду того, что не мог успеть своевременно после заключения договора от 09.01.2019 провести общее собрание членов Товарищества с целью определения сметы.
Кроме того, ответчик ссылается на то, что судами не дана оценка его доводам о том, что услуга не была оказана в полном объеме.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, с 01.01.2019 Общество наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28.04.2018 об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике.
Между Обществом (региональный оператор) и Товариществом (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.01.2019 № ТКО0003134.
Согласно пункту 1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019.
В силу пункта 5 договора под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке нормативного правового акта исполнительного органа власти субъекта единого тарифа на услугу Регионального оператора в размере 5719 руб. 15 коп. за 1 тонну, в т.ч. НДС 20%.
Размер ежемесячной платы по договору за коммунальную услуг по обращению с ТКО составляет 9427 руб., в т.ч. НДС 20%.
В пункт 6 договора установлено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуг по обращению с ТКО. Региональный оператор до 05 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляет потребителю акт оказанных услуг. Потребитель обязан до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направить подписанный акт оказанных услуг региональному оператору либо предоставить мотивированный письменный отказ от его подписания. При просрочке региональным оператором срока направления акта оказанных услуг, потребитель обязан направить подписанный акт оказанных услуг региональному оператору в течение 5 календарных дней с момента их получения. В случае, если в установленные настоящим пунктом сроки потребитель не направит региональному оператору подписанный акт оказанных услуг или не представит письменный мотивированный отказ от их подписания, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
Место (площадки) накопления ТКО согласованы сторонами в приложении № 1 к договору.
Оказанные за период май 2020 г. - ноябрь 2022 г. услуги по обращению с ТКО потребителем не оплачены, задолженность составила 120 956 руб. 39 коп., в связи с чем региональный оператор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя из того, что условиями договора согласован расчет стоимости услуг, исходя из норматива накопления ТКО для СНТ в год, при этом оплата оказанных услуг по обращению с ТКО в период года распределена в рамках заключенного договора на равные ежемесячные суммы, поскольку применяемый в расчетах норматив накопления ТКО учитывает сезонность деятельности СНТ. Так как просрочка оплаты оказанных услуг подтверждена материалами дела, начисление неустойки признано судом обоснованным.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.
Согласно пункту 1 статьи 24.6, пунктам 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» регламентирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 15 договора стороны согласовали порядок учета объема и массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО» расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В приложении № 1 к договору расчет объема ТКО (тонн в месяц) произведен исходя из норматива накопления ТКО: (количество расчетных единиц) x (годовой норматив накопления ТКО) / 12 месяцев.
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета.
В силу пункта 5 указанных Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, как верно указали суды, действующим законодательством Российской Федерации установлено только два способа коммерческого учета ТКО.
В отношениях с потребителем применяется способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Судами установлено, что расчет объема оказанных услуг истцом произведен с учетом нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 № 107 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики» и установленных в законодательном порядке тарифов.
В соответствии с действующим законодательством с 01.01.2019 учет объема и массы ТКО осуществляется по нормативам, утвержденным в Приложении № 1 к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 № 528 по категориям отходообразования. Категорией отходообразования организации является «Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства)», годовой норматив накопления ТКО по данной категории равен 68,68 кг на каждого члена СНТ в год.
Предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены в рассматриваемый период приказами Минстроя Удмуртской Республики от 20.12.2018 № 23/1, от 20.12.2019 № 29/94.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 № 107 «Об установлении нормативов накопления ТКО на территории УР» для категории объектов «Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан» норматив накопления ТКО установлен исходя из расчета норматива накопления ТКО 0.41 м3 в год на 1 члена (участника) СНТ.
С учетом изложенного суды верно исходили из того, что условиями договора установлена обязанность потребителя оплачивать услуги регионального оператора равными ежемесячными платежами в размере 1/12 от годового объема ТКО, рассчитанного исходя из норматива накопления ТКО для соответствующей категории отходообразователя в пределах годового нормативного объема образования ТКО.
Поскольку годовой объем услуг по обращению с ТКО, рассчитанный исходя из норматива накопления, по условиям договора разделен на двенадцать равных частей, суды правильно указали, что для целей оплаты соответствующих услуг не имеет правового значения факт осуществления на территории СНТ в спорный период гражданами деятельности, ведущей к образованию ТКО, а также факт действительной отгрузки ТКО в период сезонного закрытия СНТ.
Суды учли, что доказательств ненадлежащего оказания региональным оператором услуг в период действия ТКО, внесения изменений в условия договора в части определения порядка коммерческого учета объема ТКО, изменения способа учета на фактический объем исходя из количества и объема контейнеров, в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что представленный Обществом расчет стоимости спорных услуг за период с 01.05.2019 по 30.11.2022 соответствует условиям договора.
Суды, установив, что материалами дела факт просрочки исполнения ответчиком денежного обязательства подтвержден, пришли к обоснованному выводу о том, что требования о взыскании пеней заявлены истцом обоснованно.
Расчет неустойки судами проверен, признан верным, арифметическая правильность расчета ответчиком не опровергнута, не оспаривается.
Довод Товарищества о неподсудности настоящего спора арбитражному суду отклоняются судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
На основании статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью 3 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, основными критериями отнесения того или иного спора к подведомственности арбитражного суда являются специальный субъектный состав, а также экономический характер спора.
При рассмотрении настоящего спора суды верно исходили из того, что по своему субъектному составу и экономическому характеру требований истца рассматриваемый спор относится к компетенции арбитражных судов, поскольку стороны спора являются юридическими лицами, спор вытекает из экономической деятельности Общества и Товарищества.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие денежных средств не может быть принята во внимание с учетом того, что отсутствие средств на исполнение расходных обязательств само по себе не может служить обстоятельством, освобождающим ответчика от обязанности по оплате.
Иные доводы Товарищества не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.07.2023 по делу № А71-20552/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества «Строитель-3» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.В. Абознова
Судьи И.В. Перемышлев
Н.С. Васильченко