Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9895/21
Екатеринбург
22 февраля 2022 г.
Дело № А71-3447/2021
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭкспрессАвто» (далее – общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.05.2021 по делу № А71-3447/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2021 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее – Управление, административный орган) от 03.03.2021 № 109 о привлечении к административной ответственности по статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указывает на отсутствие в рассматриваемом случае оснований для проведения проверки и истребования документов. При этом общество отмечает, что производимое оружие - гражданское пневматическое оружие кал. 4,5 мм, дульной энергией не более 7,5 Дж. винтовка «Юниор-2Б» не является лицензируемым оружием и не требует регистрации после приобретения в контролирующем органе.
Кроме того, общество ссылается на то, что продажа оружия была произведена на принадлежащей обществу производственной территории, на которой располагается комната хранения оружия и сам производственный участок, где оборудован демонстрационный стенд для ознакомления покупателя с товаром и всей необходимой документацией.
В связи с этим общество полагает, что оспариваемое постановление Управления противоречит приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29.01.2013 № 99 «Об утверждении Административного регламента лицензированию деятельности по производству и продаже гражданского и служебного оружия», статье 18 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон № 150-ФЗ), пунктам 6, 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее – Постановление № 814).
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения к ответственности послужили выводы административного органа о нарушении обществом установленных правил продажи оружия, выразившийся в продаже гражданского спортивного пневматического оружия вне торгового зала (торговый зал отсутствует), предназначенного для выкладки, демонстрации товаров (оружия и патронов), а также в отсутствие ярлыков с указанием наименования, марки, модели, цены товара и аннотации, содержащие его основные технические характеристики.
Согласно статье 1 Федерального закона № 150-ФЗ оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия - это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 150-ФЗ к гражданскому спортивному оружию отнесено, в том числе пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж.
В соответствии с абзацем 1 статьи 18 Федерального закона № 150-ФЗ торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
В рамках реализации полномочий, предоставленных статьей 25 Федерального закона № 150-ФЗ, Постановлением № 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее – Правила № 814).
На основании пункта 6 Правил № 814 торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Пунктом 9 Правил № 814 определено, что отношения, возникающие между продавцами и покупателями оружия и патронов по договору розничной купли-продажи, регулируются федеральным законодательством.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» следует, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила № 55), разработанные в соответствии с Законом о защите прав потребителей и регулирующие отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов товаров.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 55 при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется - разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
На основании пункта 98 Правил № 55 предлагаемые для продажи оружие и патроны должны быть размещены в торговом зале, иметь ярлыки с указанием наименования, марки, модели, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.
В силу статьи 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 21.10.2020 в 15 час. 00 мин. сотрудниками Управления Росгвардии по Удмуртской Республике в ходе проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов к нему в обществе по адресу: <...>, выявлены нарушения установленных правил продаж оружия, выразившееся в следующем: 19.10.2020 общество осуществило продажу гражданского спортивного пневматического оружия винтовки «Юниор-2Б» калибр 4,5 мм № К1855301105 гражданке ФИО1, проживающей по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, вне торгового зала (торговый зал у общества отсутствует). Названный факт продажи оружия подтверждается книгой учета продаж оружия и патронов общества, а также книгой учета наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого оружия и патронов общества.
Результаты проверки зафиксированы должностным лицом Управления Росгвардии по Удмуртской Республике в акте проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов от 21.10.2020, в котором также содержатся предложения по устранению выявленных нарушений, а именно, привести в соответствие с законодательством Российской Федерации.
По факту выявленных нарушений Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике заявителю выдано предписание об устранении причин и условий, способствующих нарушению правил оборота оружия от 29.10.2020 № 5662/341, которым предписано устранить указанное нарушение в срок до 27.11.2020. Составлен протокол от 25.11.2020 № 18 ЛРР 5662 251120 210027 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, и вынесено постановление от 11.12.2020 № 18 ЛРР 5662 251120 210027 о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ, в виде предупреждения.
В Управление 26.11.2020 из Отделения лицензионно-разрешительной работы (по обслуживанию особо важных и режимных объектов Удмуртской Республики) Управления Росгвардии по Удмуртской Республики поступили материалы дела об административном правонарушении по статьей 14.15 КоАП РФ в отношении общества.
Суды поддержали выводы административного органа о подтверждении факта нарушения обществом установленных правил продажи оружия, выразившийся в продаже гражданского спортивного пневматического оружия вне торгового зала (торговый зал отсутствует), предназначенного для выкладки, демонстрации товаров (оружия и патронов), а также в отсутствие ярлыков с указанием наименования, марки, модели, цены товара и аннотации, содержащие его основные технические характеристики, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества, события вмененного административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ.
Согласно постановлению Управления при назначении меры ответственности штраф назначен в пределах санкции соответствующей нормы.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Следует отметить, что доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подробно рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.05.2021 по делу № А71-3447/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭкспрессАвто» – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья Е.О. Черкезов