ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А71-4563/2021 от 14.06.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3166/22

Екатеринбург

16 июня 2022 г.

Дело № А71-4563/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е. А.,

судей Вдовина Ю. В., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее также – ИП ФИО1, предприниматель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.12.2021 по делу № А71-4563/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

ИП ФИО1 – Гамбург А.А. (доверенность от 26.05.2022).

Общество с ограниченной ответственностью «ИПОПАТ-Север» (далее – общество «ИПОПАТ-Север», общество) обратилось в суд с требованиями (с учетом ходатайства об уточнении исковых требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):

– признать недействительным открытый конкурс и его результаты на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Удмуртской Республике на основании конкурсной документации, утв. Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее также – Министерство) № 0165/01-04 от 03.09.2020 в части лота № 1 - маршрута «г. Глазов (АВ) г. Ижевск (АВ);

– признать сделку по передаче права па получение свидетельства, а также выдаче Министерством индивидуальному предпринимателю ФИО1 свидетельства (серия 000018 № 000287) об осуществлении перевозок по предусмотренному конкурсной документацией, утв. Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства УР № 0165/01-04 от 03.09.2020 маршруту регулярных перевозок (регистрационный номер маршрута в реестре Министерства транспорта и дорожного хозяйства УР № 175.1, порядковый номер маршрута № 505 (г. Ижевск (АВ) (ул. Красноармейская, 134) – г. Глазов (АВ) (ул. Сулимова, 736) ничтожной и применить последствия недействительности ничтожной сделки, а именно: признать недействительными и прекратить действие (аннулировать) указанного свидетельства.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыобщество с ограниченной ответственностью «Автовокзалы Удмуртии», Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - УФАС по Удмуртской Республике, антимонопольный орган).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.12.2021 требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с названными судебными актами, ИП ФИО1 обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.

В кассационной жалобе заявитель настаивает на том, что в действиях организатора конкурса отсутствуют вменяемые антимонопольным органом нарушения, а выводы судов о ничтожности сделки по передаче права па получение свидетельства, а также выдаче свидетельства об осуществлении перевозок являются незаконными.

По мнению подателя жалобы, Министерством в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ (далее – Закон № 220-ФЗ) на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого конкурса. Информация о проведенном конкурсе была общедоступной и известной всем заинтересованным в участии в конкурсе лицам, кроме общества «ИПОПАТ-Север». Вместе с тем, нормы Закона № 220-ФЗ не регламентируют, в каком именно разделе информация о проведенном конкурсе должна содержаться, а также не предусматривают каких-либо сроков выдачи свидетельств и не содержат запретов о выдаче свидетельств ранее каких-либо сроков.

Как установлено судами и следует из материалов дела,на сайте mindortrans.su в разделе «Новости» размещено извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Удмуртской Республике, утвержденного приказом от 03.09.2020 № 0165/01-04, извещение датировано 03.09.2020, размещена также конкурсная документация.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 15.09.2020, протокол заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса от 24.09.2020, протокол рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов участников конкурса в допуске к участию в открытом конкурсе размещены на официальном сайте Министерства в разделе «Конкурсы по организации пассажирских перевозок».

Предметом открытого конкурса явилось право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Удмуртской Республике по 45 лотам, в том числе лот № 1 «г. Глазов (АВ) – г. Ижевск (АВ)».

Согласно протоколу вскрытия конвертов по лоту № 1 была принята одна заявка – от ИП ФИО1

Министерством 01.10.2020 размещен протокол рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов, 01.10.2020 выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам участнику конкурса – ИП ФИО1

Не согласившись с результатами конкурса, общество «ИПОПАТ-Север» обжаловало их в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике.

Решением антимонопольного органа от 26.10.2020 № 018/10/18.1-1057/2020 жалоба общества «ИПОПАТ-Север» признана обоснованной, вместе с тем, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавалось в связи с выдачей победителю конкурса ИП ФИО1 свидетельства на осуществление перевозок.

В Прокуратуру Удмуртской Республики с аналогичными доводами обратилось общество с ограниченной ответственностью «Автовокзалы Удмуртии», доводы которого были признаны обоснованными, в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Прокуратурой вынесено представление от 18.11.2020 № <...>, согласно которому ответчик признан нарушившим порядок согласования межмуниципального маршрута регулярных перевозок.

В обоснование исковых требований общество «ИПОПАТ-Север» указало, что имело заинтересованность в участии в конкурсе, регулярно просматривало соответствующую информацию на сайте Министерства, вместе с тем, информация об организации конкурса по маршруту регулярных перевозок в Удмуртской Республике «г. Глазов (АВ) – г. Ижевск (АВ)» (лот № 1) размещена не в надлежащем разделе и лишь 29.09.2020, что не позволило обществу своевременно принять участие в конкурсе.

Считая, что права общества «ИПОПАТ-Север» нарушены результатами оспариваемого конкурса, оно обратилось с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом № 220-ФЗ (статья 1 данного закона).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Закона № 220-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном организатором открытого конкурса.

В извещении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения: 1) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора открытого конкурса; 2) предмет открытого конкурса; 3) срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация; 4) размер, порядок и сроки внесения платы за предоставление конкурсной документации на бумажном носителе, если указанная плата установлена; 5) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, а также место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов открытого конкурса.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2206 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ);

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Одним из общих принципов проведения торгов как открытой и прозрачной процедуры является информационная открытость. Информационная открытость подразумевает размещение полной и достоверной информации о проводимых конкурсах в источнике, доступном неограниченному кругу лиц.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что информация о конкурсе размещена Министерством в разделе «Новости», аналогичная информация в разделе «Конкурсы по организации пассажирских перевозок» отсутствует.

Названное обстоятельство обоснованно расценено судами как свидетельствующее о нарушении Министерством требований части 1 статьи 22 Закона № 220-ФЗ, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку размещение организатором конкурса информации о конкурсе в разделе,не предназначенном для размещения информации о проводимых конкурсах,в рассматриваемом случае ввело в заблуждение потенциальных участников торгов и не позволило подать заявку одному из участников рынка – обществу «ИПОПАТ-Север».

В соответствии с пунктом 9.5 конкурсной документации протокол вскрытия конвертов с заявками размещается на официальном сайте организатора конкурса в течение 2 рабочих дней со дня вскрытия конвертов с заявками.

Согласно пункту 10.8 конкурсной документации организатор конкурса в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок размещает его на официальном сайте.

Как установлено судами, протокол вскрытия конвертов от 15.09.2020 и протокол заседания комиссии от 24.09.2020 размещены 01.10.2021, в этот же день Министерством выдано свидетельство на право осуществления перевозок по лоту № 1 победителю конкурса – ИП ФИО1

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требовании Закона № 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным

Пунктом 8 статьи 24 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что результаты открытого конкурса могут быть обжалованы в судебном порядке.

Порядок обжалования результатов конкурса установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, которой предусмотрен 10-дневный срок на обжалование результатов конкурса.

Данная норма необходима для своевременного реагирования уполномоченного органа на обращения лиц, не согласных с результатами закупочных процедур, в целях предоставления им возможности защитить свои права и законные интересы в случае их нарушения действиями заказчиков либо организаторов торгов.

Руководствуясь вышеуказанными нормами, а также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», согласно которому сама по себе возможность оперативного оспаривания закупки требует от добросовестных заказчика и победителя закупки ожидания истечения срока на обжалование, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а заключение заказчиком в такой ситуации договора с победителем закупки свидетельствует о заведомо недобросовестном поведении, применив данный подход к рассматриваемой ситуации по аналогии, суды обоснованно указали на то, что выдача свидетельства на право осуществления перевозок до истечения предусмотренного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции срока на обжалование результатов конкурса нарушает права потенциальных участников конкурса, иных заинтересованных лиц, в том числе привело к нарушению прав общества «ИПОПАТ-Север».

Как верно указали суды, отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения ИП ФИО1 и лишило возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на участие в конкурсе.

При таких обстоятельствах доводы общества о нарушении Министерством порядка проведения конкурса признаны обоснованными судами, в связи с чем суды пришли к верному выводу о том, что сделка по передаче права на получение свидетельства, а также выдаче Министерством ИП ФИО1 свидетельства (серия 000018 № 000287) об осуществлении перевозок по предусмотренному конкурсной документацией маршруту является ничтожной.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание наличие в действиях организатора конкурса нарушения порядка размещения информации о конкурсе, нарушение срока на обжалование результатов конкурса и порядка выдачи свидетельства победителю торгов, судами обоснованно удовлетворены заявленные обществом требования о признании недействительным оспариваемого конкурса.

Доводы заявителя о надлежащем размещенииинформации о проведении конкурса на официальном сайте Министерства, а также о том, что заявки на участие в конкурсе помимо ИП ФИО1 были также поданы другими хозяйствующими субъектами, являлись предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно им отклонены как не соответствующие установленным судами обстоятельствам дела. Из материалов дела следует, что согласно протоколу вскрытия конвертов по лоту № 1, Министерством была принята только 1 заявка от ИП ФИО1

Возражения кассатора, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, а равно и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и доказательств, на основании которых они установлены.

Каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами, доказательства подателем кассационной жалобы не приведено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.12.2021 по делу № А71-4563/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Поротникова

Судьи Ю.В. Вдовин

Т.П. Ященок