Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-13/15
Екатеринбург
10 февраля 2015 г. | Дело № А71-6110/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Анненковой Г.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Удмуртнефть» (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.08.2014 по делу № А71-6110/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Управление, административный орган) поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей. Заявленные ходатайства подлежат удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению о признании незаконными и отмене постановления от 23.05.2014 № 03-48-2014/30Пс о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – Кодекс) (дело № А71-6110/2014).
Также общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 20.05.2014 № 03-41-2014/23Пс о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса (дело № А71-6116/2014).
Определением арбитражного суда от 24.07.2014 дела № А71-6110/2014 и № А71-6116/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу № А71-6110/2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Удмуртская природоохранная межрайонная прокуратура (далее – прокуратура).
Решением суда первой инстанции от 12.08.2014 (судья Зорина Н.Г.) постановление Управления от 20.05.2014 № 03-41-2014/23Пс, вынесенное в отношении общества, признано незаконным и отменено в части назначения наказания.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что поскольку постановление № 03-41-2014/23Пс о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса было вынесено 20.05.2014, то привлечение общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 Кодекса за то же деяние, противоречит положениям ч. 2, п. 2 ч. 3 ст. 4.4 Кодекса.
Кроме того, общество ссылается на отсутствие вины в совершении правонарушений, поскольку им были предприняты исчерпывающие меры для предотвращения правонарушения.
Заявитель кассационной жалобы также полагает, что имеются основания для применения разъяснений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П.
В отзывах на кассационную жалобу Управление и прокуратура просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, общество на основании лицензии на право пользования недрами ИЖВ 00196 НЭ осуществляет добычу нефти и растворенного газа из башкирской залежи на Восточно-Красногорском месторождении, расположенном на территории Игринского района Удмуртской Республики; срок действия лицензии до 31.03.2017.
Прокуратурой проведена плановая проверка исполнения обществом законодательства о недрах и об охране атмосферного воздуха при использовании попутного нефтяного газа.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с п. 10.1.6. контракта от 12.02.1998 № ДН 012/2017 (приложение к лицензии) общество обязано принять меры по утилизации попутного газа.
Проектным документом «Дополнение к технологической схеме разработки Восточно-Красногорского месторождения Удмуртской Республики», разработанным обществом и утвержденным председателем ЦКР Роснедр по УВС от 26.04.2011 предусмотрен уровень использования растворенного газа в 2013 году - 95%, в 2014 году - 95%.
В соответствии с лицензией и заключением Министерства энергетики России на рассмотрение проектного документа «Дополнение к технологической схеме разработки Восточно-Красногорского газонефтяного месторождения Удмуртской Республики» предусмотрено достижение уровня эффективного использования попутного нефтяного газа в объеме 95% по Восточно-Красногорскому месторождению Удмуртской Республики в 2010 году.
Запасы попутного нефтяного газа по Восточно-Красногорскому месторождению на 01.01.2014 числятся на балансе в объеме 99 млн. куб. м по категории АВС1 и 1 млн. куб. м по категории С2.
Согласно информации, представленной общеситвом, следует, что за 2013 год на Восточно-Красногорском месторождении Удмуртской Республики добыто 12550 тонн нефти, при этом объем извлеченного попутного нефтяного газа составил 4884,125 тыс. куб. м. Использовано (утилизировано) попутного нефтяного газа 488,412 тыс. куб. м, при этом уровень утилизации (полезного использования) попутного нефтяного газа за 2013 год составил 10%. На факельной установке сожжено 4395,84 тыс. куб. м попутного нефтяного газа, что составляет 90% от общего уровня извлеченного попутного нефтяного газа. Указанные данные подтверждены отчетом по форме 1-ЛС за 2013 год.
С 01.01.2014 по 01.04.2014 общество на Восточно-Красногорском месторождении добыто 2570 тонн нефти, при этом объем извлеченного попутного нефтяного газа составил 996,745 тыс.куб. м. Использовано (утилизировано) попутного нефтяного газа 318,95 тыс. куб. м, при этом уровень утилизации (полезного использования) попутного нефтяного газа за 2014 год составил (по состоянию на 01.04.2014) составил 32%. На факельной установке сожжено 667,795 тыс. куб. м попутного нефтяного газа, что составляет 68% от общего уровня извлеченного попутного нефтяного газа.
По факту выявленных нарушений условий лицензии на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, выразившихся в не обеспечении общества объема утилизации попутного нефтяного газа на месторождениях Удмуртской Республики в объеме не ниже 95% от объема добываемого ПНГ, прокуратурой в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса и дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.10 Кодекса, о чем вынесены постановления от 07.05.2014 и от 08.05.2014 соответственно.
Материалы административных дел в отношении общества направлены прокуратурой в Управление для рассмотрения по существу.
По результатам рассмотрения административных дела Управлением в отношении общества вынесены постановления: от 20.05.2014 № 03-41-2014/23Пс о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса в виде штрафа в размере 305000 руб. и от 23.05.2014 № 03-48-2014/30Пс о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 Кодекса в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Полагая, что названные постановления административного органа незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о доказанности в действиях общества составов административных правонарушений по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса и по ч. 1 ст. 8.10 Кодекса, указав, что обществом совершено одно противоправное деяние, поэтому при назначении наказания подлежат применению нормы ч. 2 п. 2 ч. 3 ст. 4.4 Кодекса, в связи с чем обществу должно быть назначено наказание в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание по ч. 1 ст. 8.10 Кодекса, признал незаконным и отменил постановление Управления от 20.05.2014 № 03-41-2014/23Пс в части назначения наказания.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно с ч. 2 ст. 7.3 Кодекса пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 Кодекса выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в действиях, бездействиях, состоящих в выборочной (внепроектной) отработке месторождений полезных ископаемых и приводящих к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, либо в разубоживании полезных ископаемых или ином нерациональном использовании недр, ведущем к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых.
На основании абз. 7 ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В силу ст. 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию (п. 10 ст. 12 Закона о недрах).
Согласно п. 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии со ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
На основании п. 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118, в проектную документацию помимо мероприятий и информации, предусмотренных п. 12 настоящего Положения, включаются также обоснованные варианты проектных решений, в том числе: б) в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья - в отношении: мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Пунктом 7.5 ГОСТ Р 53713-2009 «Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила разработки», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1166-ст установлено, что система использования газа, включающая пункты сепарации газа, газопроводы, компрессорные станции, объекты утилизации и вспомогательные объекты, должна обеспечивать уровень его использования не менее 95%. Система должна обеспечивать измерение и учет количества газа, получаемого из недр, поставляемого другим предприятиям, используемого на собственные нужды и для закачки в пласт, а также объема потерь газа. Объем технологических потерь газа рассчитывается предприятием и согласовывается с уполномоченными органами исполнительной власти в установленном порядке.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при разработке Восточно-Красногорского месторождения фактический уровень утилизации (полезного использования) попутного нефтяного газа за период 2013 года составил 10%, в 1 квартале 2014 года - 32%.
Судами указано, что факт несоблюдения обществом условий лицензии на право пользования недрами, а также утвержденных и согласованных в установленном порядке проектных документов, подтвержден.
В связи с этим судами верно установлено наличие в действиях общества событие административных правонарушения, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3 Кодекса и ч. 1 ст. 8.10 Кодекса. Однако судами верно указано, что обществом совершено одно противоправное деяние, поэтому при назначении наказания подлежат применению нормы ч. 2 п. 2 ч. 3 ст. 4.4 Кодекса.
Суды, руководствуясь ч. 2 ст. 2.1 Кодекса также верно указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению требований по соблюдению норм действующего законодательства
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 Кодекса.
Таким образом, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований в части признания незаконным и отмене постановления Управления от 23.05.2014 № 03-48-2014/30Пс.
Доводы общества сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.08.2014 по делу № А71-6110/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «Удмуртнефть» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.О. Черкезов
Судьи Г.В. Анненкова
О.Г. Гусев