ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А71-6114/14 от 09.02.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-115/15

Екатеринбург

12 февраля 2015 г.

Дело № А71-6114/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А.Н. ,

судей Поротниковой Е.А. , Черкезова Е.О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу                                      открытого акционерного общества "Удмуртнефть" (далее - заявитель,           ОАО "Удмуртнефть", общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.08.2014 по делу № А71-6114/2014 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по тому же делу.

         Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.

ОАО "Удмуртнефть" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее - Управление, административный орган) об отмене постановлений от 23.05.2014                       N 03-44-2014/30Пс, N 03-47-2014/29Пс, N 03-46-2014/28Пс, N 03-45-2014/27Пс, N 03-44-2014/26Пс, от 20.05.2014 N 03-42-2014/24Пс, N 03-40-2014/22Пс,            N 03-39-2014/21Пс, N 03-43-2014/25Пс о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 305 000 руб. по каждому постановлению.

Решением суда от 13.08.2014 (судья Зорина Н.Г.) заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены в части назначения наказания, размер штрафов снижен до            300 000 руб. по каждому постановлению.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда                   от 30.10.2014 (судьи Варакса Н.В., Осипова С.П., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт либо прекратить производство по делу в связи с неправильным применением судами норм материального права. Ссылается на отсутствие его вины в совершении правонарушения, при этом указывает, что, начиная с 2008-2009 гг. ОАО "Удмуртнефть" принимались меры, направленные на повышение уровня утилизации попутного нефтяного газа, однако, учитывая, что добываемый попутный нефтяной газ являлся некондиционным, варианты его использования сводились к высоким капиталовложениям или невозможности использования по физико-химическим свойствам. Кроме того, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, указывает на возможность назначить наказание ниже низшего предела установленной санкции.

Управление и Удмуртская природоохранная межрайонная прокуратура в представленных отзывах просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы на             1 полугодие 2014 года Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО "Удмуртнефть" законодательства о недрах и об охране атмосферного воздуха при использовании попутного нефтяного газа.

В ходе проверки установлено, что ОАО "Удмуртнефть" осуществляет деятельность по добыче нефти и растворенного газа на месторождениях в Удмуртской Республике на основании лицензий, проектных документов, дополнительных соглашений к контрактам об условиях пользования недрами.

Согласно лицензионным соглашениям об условиях пользования недрами, условиям пользования недрами, утвержденным в установленном порядке проектным документам на разработку месторождений ОАО "Удмуртнефть" обязано обеспечить объем утилизации газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку указанных месторождений. При этом нижний предельный текущий уровень утилизации добываемого попутного нефтяного газа должен быть не ниже 95%, начиная с 2010, 2011 гг.

На основании представленной ОАО "Удмуртнефть" информации о процентном уровне утилизации (использовании) и уровне сжигания попутного нефтяного газа по каждому месторождению фактический уровень утилизации попутного нефтяного газа за 2013 год колеблется от 0 до 49%, за 1 квартал    2014 года от 0 до 60%, то есть показатель в 95% не достигается.

По факту выявленных нарушений условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, выразившихся в не обеспечении                       ОАО "Удмуртнефть" утилизации попутного нефтяного газа на месторождениях Удмуртской Республики в объеме не ниже 95% от объема добываемого попутного нефтяного газа, Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой вынесены постановления от 07.05.2014 о возбуждении в отношении ОАО "Удмуртнефть" производства об административном правонарушении по признакам административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Материалы административных дел в отношении ОАО "Удмуртнефть" Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой направлены в Управление для рассмотрения.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях Управлением приняты постановления от 20.05.2014 N 03-39-2014/21Пс,             N 03-40-2014/22Пс, N 03-42-2014/24Пс, N 03-43-2014/25Пс, от 23.05.2014           N 03-44-2014/26Пс, N 03-45-2014/27Пс, N 03-46-2014/28Пс, N 03-47-2014/29Пс о привлечении ОАО "Удмуртнефть" к административной ответственности по   ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафов в размере 305 000 руб. по каждому постановлению.

Не согласившись с указанными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд.

Суды пришли к выводу о наличии в действиях общества составов административных правонарушений, вместе с тем сочли возможным по каждому постановлению снизить размер назначенного штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") установлено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона "О недрах").

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию (п. 10 ст. 12 Закона        "О недрах").

Согласно ч. 2 ст. 22 Закона "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В ст. 23 Закона "О недрах" предусмотрено, что к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

В соответствии с п. 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, в проектную документацию помимо мероприятий и информации, предусмотренных пунктом 12 названного Положения, включаются также обоснованные варианты проектных решений, в том числе: б) в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья - в отношении: мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

В п. 7.5 ГОСТ Р 53713-2009 "Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила разработки", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 N 1166-ст установлено, что система использования газа, включающая пункты сепарации газа, газопроводы, компрессорные станции, объекты утилизации и вспомогательные объекты, должна обеспечивать уровень его использования не менее 95%. Система должна обеспечивать измерение и учет количества газа, получаемого из недр, поставляемого другим предприятиям, используемого на собственные нужды и для закачки в пласт, а также объема потерь газа. Объем технологических потерь газа рассчитывается предприятием и согласовывается с уполномоченными органами исполнительной власти в установленном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая изложенное, установив, что согласно материалам проверки фактический уровень утилизации попутного нефтяного газа за период            2013 года составил от 0 до 49%, в 1 квартале 2014 года - от 0 до 60%, суды признали подтвержденным факт пользования обществом недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Вина общества в совершении правонарушения административным органом установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемых постановлениях.

Ссылку заявителя на принятие мер по недопущению нарушений суд апелляционной инстанции отклонил, отметив, что доказательств своевременного внесения соответствующих изменений в лицензии в материалах дела не имеется.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суды не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным и для применения ст. 2.9    КоАП РФ.

Вместе с тем, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, суды сочли возможным снизить административный штраф до минимального размера санкции, установленной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, до 300 000 руб. по каждому постановлению.

Ссылка ОАО "Удмуртнефть" на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, суд апелляционной инстанции также отклонил, отметив, что в ходе рассмотрения дела оснований для назначения наказаний ниже низшего предела установленной санкции судами не установлено.

Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены либо изменения судебных актов. Все обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были предметом исследования и оценки судами, оснований для иной их оценки суд кассационной инстанции не имеет.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

        Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.08.2014 по делу     № А71-6114/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртнефть" – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               А.Н. Токмакова

Судьи                                                                            Е.А. Поротникова

Е.О. Черкезов