ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А71-6936/14 от 04.03.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-752/15

Екатеринбург

11 марта 2015 г.

Дело № А71-6936/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А.Н. ,

судей Анненковой Г.В. , Кравцовой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртэнергонефть" (далее -                      ООО "Удмуртэнергонефть", Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.09.2014 по делу № А71-6936/2014 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по тому же делу.

         Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

        В судебном заседании принял участие представитель                               ООО "Удмуртэнергонефть" - ФИО1 (доверенность от 02.03.2015 № 1).

        ООО "Удмуртэнергонефть" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Управление, административный орган) от 02.06.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении                    N СЮ 06-07/2014-11А.

Решением суда от 08.09.2014 (судья Калинин Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда                   от 24.11.2014 (судьи Васева Е.Е., Цодикович В.М., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права – неправильное истолкование ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). По мнению ООО "Удмуртэнергонефть", статьей 9.15 КоАП РФ не предусмотрена ответственность за нарушение порядка, способов и сроков опубликования информации на официальных сайтах субъектов естественных монополий; для привлечения к ответственности необходимо, чтобы в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также в информации, предоставленной по письменному запросу заинтересованных лиц, отсутствовала информация, предусмотренная п. 9, 11 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2014 N 24 (далее - Стандарты).

Управление по основаниям, изложенным в отзыве, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что ст. 9.15 КоАП РФ установлена ответственность, в том числе за нарушение порядка опубликования информации, установленного Стандартами. Стандартами предусмотрено раскрытие информации путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии; не опубликование информации, перечисленной в п. 11 Стандартов, на Интернет-сайте заявителя влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 9.15 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением ООО "Удмуртэнергонефть" Стандартов 12.03.2014 административным органом проведен осмотр Интернет-сайта Общества по адресу http://udmurtenergoneft.ru. В ходе осмотра установлено, что                  ООО "Удмуртэнергонефть" не опубликовало на Интернет-сайте по адресу http://udmurtenergoneft.ru информацию, перечисленную в подп. "а", абзацах 1-14 подп. "б", подп. "д", абзаце 2 подп. "ж", абзаце 2 подп. "з" п. 11, абзаце 17     подп. "б" п. 11, абзаце 3 подп. "ж" п. 11 Стандартов в сроки, установленные в     п. 12 Стандартов. Результаты осмотра зафиксированы в акте от 12.03.2014.

По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом административного органа 20.05.2014 в отношении ООО "Удмуртэнергонефть" составлен протокол N СЮ 06-07/2014-11А об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 КоАП РФ.

Постановлением Управления от 02.06.2014 N СЮ 06-07/2014-11А           ООО "Удмуртэнергонефть" привлечено к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением,                                         ООО "Удмуртэнергонефть" обратилось в арбитражный суд.

Суды пришли к выводу о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, отсутствии существенных процессуальных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным. Вместе с тем, руководствуясь позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, суды сочли возможным снизить размер административного штрафа до 100 000 руб.

В соответствии со ст. 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 5. ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ    "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с названным Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).

Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся следующие сведения: о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование; об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с Законом N 147-ФЗ, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (работ, услуг); об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии установленным требованиям; информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и информация о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий; информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) информация об условиях договоров на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий; порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных монополий; сведения об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчеты об их реализации; сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.

Частью 2 статьи 8.1 Закона N 147-ФЗ предусмотрено, что Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Правительством Российской Федерации в соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и статьями 8 и 8.1 Закона N 147-ФЗ утверждены соответствующие Стандарты.

Согласно п. 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных Стандартами случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

Пунктом 3 Стандартов установлено, что субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22 (2) настоящего документа; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

Перечень информации, подлежащей раскрытию, содержится в п. 11 Стандартов. Пунктом 12 Стандартов определены порядок и сроки опубликования на официальном сайте сетевой организации информации, указанной в п. 11 Стандартов.

Контроль за соблюдением Стандартов субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды обоснованно признали подтвержденным факт наличия в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, поскольку заявителем в сроки, установленные в п. 12 Стандартов, на Интернет-сайте по адресу http://udmurtenergoneft.ru не опубликована информация, перечисленная в подп. "а", абзацах 1-14 подп. "б", подп. "д", абзаце 2 подп. "ж", абзаце 2 подп. "з" п. 11, абзаце 17 подп. "б" п. 11, абзаце 3 подп. "ж" п. 11 Стандартов. Кроме того, установив, что у ООО "Удмуртэнергонефть" имелась возможность для соблюдения сроков опубликования информации на Интернет-сайте, однако им не были предприняты все меры для своевременного опубликования информации, суды пришли к выводу, что вина заявителя в совершении правонарушения также подтверждена.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, противоречат содержанию норм материального права.

Согласно ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются, в связи с чем ошибочно уплаченная по платежному поручению от № 4011 от 10.12.2014 государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 2000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

         Руководствуясь ч. 4 ст. 208, ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.09.2014 по делу       № А71-6936/2014 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Удмуртэнергонефть» – без удовлетворения.

        Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Удмуртэнергонефть» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы платёжным поручением № 4011 от 10.12.2014.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                         А.Н. Токмакова

Судьи                                                                                      Г.В. Анненкова

Е.А. Кравцова