Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-10966/21
Екатеринбург
24 февраля 2022 г.
Дело № А71-7501/2021
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О., рассмотрел кассационную жалобу Дагестанской таможни (далее – таможня, таможенный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу№ А71-7501/2021 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судьей единолично без вызова сторон.
Общество с ограниченной ответственностью «Орион» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможни от 27.05.2021 № 10801000-3338/2020 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 50 000 руб. и о прекращении производства по делу.
Решением суда первой инстанции от 12.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 решение суда первой инстанции отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе таможенный орган просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что перечень подкарантинной продукции, указанный в Положении о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (далее – Решение № 318), содержит однозначное разделение товаров по категориям «лесоматериалы» и «пиломатериалы» по соответствующим товарным позициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС). По мнению таможни, в рассматриваемом случае установлено, что обществом в нарушение требований статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), при убытии товара с таможенной территории ЕАЭС не представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных Решением № 318, что является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Кроме того, таможенный орган ссылается на то, что фитосанитарный сертификат, выданный федеральным органом власти – Россельхознадзором, осуществляющим функции по контролю и надзору в области растений не определяет правильность указания заявителем в заявлении наименования товара, а лишь указывает, подпадает ли данная партия товара под категорию карантинной продукции, и как следствие необходимо ли в отношении этого товара выдача сертификата.
Таможенный орган также отмечает, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, регламентированных ТК ЕАЭС.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит производство по кассационной жалобе прекратить.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из судебных актов, основанием для привлечения общества к ответственности послужили выводы таможни, о нарушении требований статьи 7 ТК ЕАЭС, выразившемся в том, что в целях убытия товара с таможенной территории ЕАЭС получены и представлены разрешительные документы - фитосанитарные сертификаты от 22.10.2020 № 031180109221020003 и от 29.10.2020 № 031180101291020016 на товар «Пиломатериалы из хвойных пород», что согласно заключениям специалиста от 10.11.2020 № 12405020/0028598 и от 13.11.2020 № 12405020/0029095 не соответствует товару, фактически предъявленному к вывозу с таможенной территории ЕАЭС («Лесоматериал обрезной»).
Таможней 12.04.2021, 16.04.2021 в отношении общества составлены протоколы об административном правонарушении № 10801000-3124/2020, 10801000-3338/2020 ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, вынесены постановления от 27.05.2021 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению.
Полагая, что названные постановления незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, сделав вывод об отсутствии в действиях общества события вмененного правонарушения, отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив заявленные обществом требования.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Пунктом 4 пунктом 128 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств - членов (пункт 3 статьи 7 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1.4. Решения № 318, при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза уполномоченные органы по карантину растений руководствуются законодательством своего государства, в случае если отношения, возникающие при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, прямо не урегулированы данным Положением.
Разделом VIII Решения № 318 предусмотрено оформление партий подкарантинной продукции при вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза.
При этом в указанном Положении (Решении № 318) под партией подкарантинной продукции понимается количество подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю; под перемещением партии подкарантинной продукции через таможенную границу Евразийского экономического союза понимается ввоз партии подкарантинной продукции на таможенную территорию Евразийского экономического союза или вывоз партии подкарантинной продукции с таможенной территории Евразийского экономического союза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 № 995 в соответствии с Решением № 318 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, в пункте 2 которых установлено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Вывозимые товары по коду 4407 ТН ВЭД ЕАЭС включены в раздел I («Лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущеные, строганые или нестроганые, шлифованные или нешлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм») Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением № 318.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее – Федеральный закон № 206-ФЗ) вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
На основании части 1 статьи 29 Федерального закона № 206-ФЗ фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции, вывоз которой осуществляется из Российской Федерации, выдается на основании заявления участника внешнеэкономической деятельности, заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой подкарантинной продукции, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений.
Пунктом 28 статьи 2 Федерального закона № 206-ФЗ определено, что партия подкарантинной продукции - это количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
В силу пункта 37 статьи 2 Федерального закона № 206-ФЗ фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции и удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.
Согласно пункту 2 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.07.2016 № 293 (далее - Порядок № 293), фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (далее - Постановление № 201) определено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере карантина и защиты растений (пункт 1). Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 3).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Постановления № 201 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет выдачу ветеринарных, карантинных, фитосанитарных и иных разрешений (сертификатов) и свидетельства на поднадзорные грузы при их перевозках.
На основании пункта 5.2.9 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору предоставлены полномочия по выдаче фитосанитарных сертификатов.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что спорная продукция относится к подкарантинной. Фитосанитарный контроль производился в отношении определенной, а именно спорной партии товара в целом и груз был выпущен по ДТ с тем же весом, который указан в сертификате (сертификатах).
При этом судом апелляционной инстанции выявлено, что при вынесении постановления таможенным органом неправомерно не принято во внимание, что 11.02.2021 таможней в адрес Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике направлены запросы № 3814/03038, 38-14/Э04568 о необходимости предоставления информации, необходимой для разрешения дела об административном правонарушении.
В ответ на указанные обращения Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике письмом от 01.03.2021 № 03-20/18-654 сообщило, что фитосанитарные сертификаты оформляются в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 206-ФЗ и Приказом № 293.
Каждая партия подкарантинной продукции перед оформлением фитосанитарных сертификатов подлежит осмотру и досмотру, которые проводят сотрудники Управления и аккредитованной в области карантина растений и подведомственной Россельхознадзору организации. По результатам указанного мероприятия оформляется заключение о карантинном фитосанитарном состоянии продукции.
В соответствии с ГОСТом 20562-2013 «Карантин растений. Термины и определения» «древесина» - категория товара, обозначающая круглую древесину, пиломатериалы, древесную щепу, сучья или крепежную древесину с корой или без коры; «пиломатериалы (в области карантина растений)» - древесина с корой или без коры, распиленная продольно, сохраняющая или не сохраняющая часть ее естественной округлой формы.
С учетом анализа терминов и определений Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике сообщило, что при оформлении фитосанитарного сертификата наименование продукции было указано верно. Группа товаров «лесоматериалы», как следует из межгосударственных стандартов, включает в себя материалы из древесины как в круглом, так и в обработанном виде, тогда как «пиломатериалы» это и есть обработанная древесина.
Доказательств невозможности идентификации товара, либо заявления в таможенном режиме вывоза иной партии товара, не прошедшей фитосанитарный контроль, суду не представлено.
В связи с этим судом апелляционной инстанции верно указано, что сертификаты, выданные обществу Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, соответствуют требованиям международного и российского законодательства в области карантина растений, с соблюдением всех необходимых процедур, основаны на экспертном заключении Россельхознадзора о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции от 14.10.2020 № УРФК-01-3337-20, также содержат информацию о способе транспортировки с указанием номера железнодорожной платформы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемых обстоятельствах таможенным органом надлежащим образом не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу№ А71-7501/2021 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Дагестанской таможни – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья Е.О. Черкезов