ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А71-8254/20 от 22.02.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9619/21

Екатеринбург

24 февраля 2022 г.

Дело № А71-8254/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Столярова А. А.,

судей Сулейменовой Т. В., Татариновой И. А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемортан И.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Геограв» (далее – общество «Геограв») на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.07.2021 по делу № А71-8254/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по тому же делу.

Судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи и веб-конференции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу – Морозова М.А. (доверенность от 29.12.2021);

общества с ограниченной ответственностью «Флагман инжиниринг» - Барвинко Н.В. (доверенность от 04.09.2020).

Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Антонова А.А. (прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры Свердловской области), (поручение от 21.01.2022
№ 08-14/290-22-20940001, доверенность от 20.12.2021 № 8/2-15-2021);

общество «Геограв» не обеспечил техническое подключение для участия в онлайн-заседании, на связь не вышел.

Общество «Геограв» обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (далее – Департамент, Приволжскнедра), обществу с ограниченной ответственностью «Флагман инжиниринг» (далее – общество «Флагман инжиниринг») о признании недействительными торгов от 23.12.2019 и лицензии ИЖВ 02048 НР.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Публичное акционерное общество «Татнефть» (далее – ПАО «Татнефть»).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.07.2021 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с обжалуемыми судебными актами, общество «Геограв» обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение судами обстоятельств по делу, не соответствие выводов судов обстоятельствам дела. Кассатор указывает, что согласно пункту 6 Порядка проведения аукциона из границ Западно-Камского участка недр исключается участок недр местного значения «Каракулинское-I, участок 2», предоставленный в пользование обществу «Геограв» по лицензии УДМ 80088 ТЭ. Границы Западно-Камского участка сформированы с наложением на площадь горного отвода, выданного обществу «Геограв», что подтверждено заключениями общества с ограниченной ответственностью «Горный Сервис» о пространственном положении объектов и общества с ограниченной ответственностью «НПФ «ИСИЗ» о пространственном положении объектов, данное обстоятельство подтверждено и письменными пояснениями Минприроды Республики Татарстан. Пересечение границ участков стало возможным вследствие неправильного применения нормативных актов при подготовке документов для включения участка недр в перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, использование неактуальной и недостоверной информации. Считает, что имеет место наложение участка недр «Западно-Камский» на площадь горного отвода к лицензии УДМ 80088 ТЭ, установление общей площади участка недр «Западно-Камский», факт установления данного наложения подлежит установлению путем проведения экспертизы, в проведении которой необоснованно отказано судами. Податель жалобы полагает, что общая площадь участка недр «Западно-Камский» неопределима, поскольку в нарушение нормативных правовых актов в лицензии не указаны географические координаты угловых точек участка. Согласно ответам Управления Росреестра по Республике Татарстан и Управления Росреестра по Удмуртской Республике границы указанных субъектов РФ не согласованы, не определены. Заявитель ссылается, что подготовка документов для включения участка недр Западно-Камский Удмуртской Республики в перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, проведена с нарушением нормативных правовых актов. Материалами дела не подтверждается, что Приволжскнедра после получения ответа от 30.07.2018 предприняло попытку установить координаты горного отвода, получить согласие пользователя недр, которому предоставлен горный отвод, на предоставление в пользование участка недр в границах горного отвода. При таких обстоятельствах отсутствие такого согласия влечет недействительность сделки по предоставлению в пользование участка недр на основании статьи 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. При подготовке документации к аукциону не устанавливались границы горных отводов, не учтены Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и Положение об установлении и изменении границ участков недр. Выданная по результатам проведения торгов лицензия на право пользования недрами не содержит указание всех географических координат угловых точек, площадь участка недр определена произвольно. Указанные фактические обстоятельства, свидетельствующие о допущенных нарушениях в ходе проведения торгов (предмет торгов не определен), по мнению заявителя жалобы, являются основаниями для признания торгов и лицензии недействительными.

В отзывах на кассационную жалобу Департамент и ПАО «Татнефть» просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Прокурор также просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.12.2019 Департаментом проведены торги в форме открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Западно-Камском участке недр в Удмуртской Республике площадью 57,4 кв. метра, что подтверждается извещением о проведении торгов № 051119/0923413/01, размещенным на сайте http://torgi.gov.ru/.

Аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья па Западно-Камском участке недр в Удмуртской Республике, объявлен на основании приказа Приволжскнедра от 05.11.2019 № 472.

Этим же приказом утвержден состав аукционной комиссии, а также Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Западно-Камском участке недр в Удмуртской Республике.

Аукционная комиссия утверждена в составе 8 человек. На заседании Комиссии присутствует 6 членов комиссии. В соответствии с пунктом 5.2. утвержденного Порядка и условий проведения аукциона комиссия правомочна принимать решения.

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка и условий проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологическою изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Западно-Камском участке недр в Удмуртской Республике, утвержденных приказом Приволжскнедра от 05.11.2019 № 472 Приволжскнедра заключен договор о задатке с обществом с ограниченной ответственностью «Дальнромсинтез» от 18.11.2014 № 894, договор о задатке с обществом с ограниченной ответственностью «УПК-Пермь» от 20.11.2019 № 895, а также договор о задатке с обществом «Флагман инжиниринг» от 02.12.2019.

В соответствии с пунктами 3.1. и 3.2. Порядка и условий проведения аукциона в установленном порядке общество «Дальнромсинтез» и общество «Флагман инжиниринг» оплатили сбор за участие в аукционе (85 300 руб.) и задаток (920 000 руб.):

- от общества «Дальнромсинтез» на лицевой счет Приволжскнедра поступил сбор за участие в аукционе, перечисленный по платежному поручению от 27.11.2019 № 3389.

Поступление денежных средств подтверждено Выпиской из лицевого счета администратора доходов бюджета № 04321777430 за 27.11.2019.

Задаток поступил на счет Приволжскнедра 27.11.2019 по платежному поручению от 27.11.2019 № 3388.

Поступление денежных средств подтверждено Выпиской из лицевого счета для учета операции со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств № 05321777430 за 27.11.2019;

- от общества «Флагман инжиниринг» на лицевой счёт Приволжскнедра сбор за участие в аукционе поступил 03.12.2019, о чем свидетельствует платежное поручение от 03.12.2019 № 4.

Поступление денежных средств подтверждено Выпиской из лицевого счета администратора доходов бюджета № 04321777430 за 04.12.2019.

Задаток поступил на счет Приволжскнедра 03.12.2019 (платежное поручение от 03.12.2019 № 3).

Поступление денежных средств подтверждено Выпиской из лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств № 05321777430 за 04.12.2019.

В соответствии с пунктом 1.9. Порядка и условий проведения аукциона в остановленный срок до 17.00 (местное время) 05.12.2019 в отдел геологии и лицензирования Приволжскнедра но Удмуртской Республике поступили и были зарегистрированы заявки и приложения к ним на участие в аукционе от следующих заявителей:

- от общества «Дальнромсинтез», заявка зарегистрирована 04.12.2019 № УР-ПФО-10-00-20/1584, 16 часов 30 мин (местное время);

- от общества «Флагман инжиниринг», заявка зарегистрирована 05.12.2019 № УРПФО-10-00-20/1592, 16 часов 30 мин (местное время).

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка и условий проведения аукциона вскрытие конвертов с заявочными материалами на участие в аукционе и проверка соответствия, представленных материалов описям произведено рабочей группой, созданной приказом Приволжскнедра от 15.11.2019 № 488, и оформлено протоколом от 06.12.2019.

После вскрытия конвертов заявочные материалы с оформленным протоколом были направлены для рассмотрения в аукционную комиссию Приволжскнедра.

В соответствии с пунктами 4.1. и 4.2. Порядка и условий проведения аукциона членами аукционной комиссии проведено рассмотрение зарегистрированных заявок на участие в аукционе с целью проверки финансовых, кадровых и технических возможности заявителей, а также и соответствия поданных заявок утвержденному и размещенному на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.torgi.eov.ru Порядку и условиям проведения аукциона.

Согласно приказу Приволжскнедра № 567 от 27.12.2019 победителем аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Западно-Камском участке недр в Удмуртской Республике признано общество «Флагман инжиниринг», которому выдана лицензия на пользование недрами ИЖВ 02048 HP от 06.02.2020.

Полагая, что торги проведены с нарушением правил, установленных законом, результаты торгов нарушают его права в сфере экономической деятельности, истец обратился в арбитражный суд с иском о признании данных торгов недействительными.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из отсутствия нарушения порядка проведения торгов и соответственно отсутствия оснований для признания их недействительными.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Исходя из положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет арбитражный суд, при этом способ защиты нарушенного права лицо, обратившееся с арбитражный суд, избирает самостоятельно. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

В соответствии со статьей 12 указанного Кодекса одним из способов защиты гражданских прав является признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности.

В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации оспоримой сделкой является сделка, недействительная по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом.

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (пункт 2 статьи 166 указанного Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги.

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 449 указанного Кодекса, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из вышеизложенных положений закона следует, что, по общему правилу, обращаясь с иском о признании недействительными торгов и заключенного по итогам таких торгов договора, истец должен доказать нарушение порядка проведения торгов, наступление или возможность наступления вследствие такого нарушения порядка установленных законом последствий, а также наличие защищаемого права или законного интереса истца.

Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Как следует из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 5 информационного письма от 22.12.2005 № 101, основанием для признания торгов недействительными могут выступать существенные нарушения процедуры (правил) их проведения, установленной законом, которые могли привести к неправильному определению результатов торгов. При обращении с заявлением о признании торгов недействительными заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов допущенным нарушением установленного порядка проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными как по нарушению правил (процедуры) проведения торгов, так и в силу противоречия требованиям действующего законодательства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 по делу № 309-ЭС15-6227).

Порядок организации и проведения торгов предусмотрен статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Законом о недрах решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых является основанием возникновения у соответствующего лица, признанного победителем конкурса или аукциона, права пользования участком недр.

Согласно статье 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В силу пункта 4 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр, в числе прочего, является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения. Конкурсы и аукционы являются одними из основных установленных законом способов предоставления участков недр в пользование.

Общие требования к порядку проведения конкурсов на право пользования участком недр определены статьей 13.1 Закона о недрах. Принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются Правительством Российской Федерации.

Порядок организации и проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды Российской Федерации от 17.06.2009 № 156 (далее - Административный регламент № 156), определяющим последовательность и сроки действий (административных процедур) по осуществлению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, за исключением участков недр федерального значения, участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения.

Согласно положениям пункта 76 Административного регламента № 156 реализация Роснедр и его территориальными органами государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов на право пользования участками недр включает в себя: а) принятие решений о проведении конкурсов на право пользования участками недр; б) подготовку и опубликование извещений о проведении конкурсов на право пользования участками недр; в) регистрацию заявок на участие в конкурсах на право пользования участками недр; г) рассмотрение и прием заявок на участие в конкурсе на право пользования участками недр; д) регистрацию техникоэкономических предложений по освоению участка недр заявителей, чьи заявки на участие в конкурсе были приняты; е) проведение конкурсов на право пользования участками недр; ж) утверждение итогов конкурсов на право пользования участками недр.

Согласно положениям статьи 13.1 Закона о недрах, пункту 113 Административного регламента № 156 основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, учет интересов национальной безопасности Российской Федерации (далее - основные критерии).

В соответствии с положениями статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.

Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса. Вместе с тем, по смыслу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса, части 1 статьи 4 Кодекса целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав (интересов) истца (заявителя).

При этом под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы нарушены оспариваемой сделкой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 № 3668/05 и от 28.11.2006 № 9148/06).

Таким образом, судами правильно отмечено, что, ссылаясь на нарушение оспариваемой сделкой своих прав и законных интересов, общество обязано было доказать обстоятельства, обосновывающие исковые требования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.07.2009 № 739-О-О, торги, проведенные с нарушением установленных законодательством требований, могут быть признаны незаконными по иску заинтересованного лица только в случае, если признание их недействительными повлечет реальное восстановление нарушенных прав указанного лица.

Как установлено судами, истцом не представлены доказательства того, что победителем торгов допущено или может быть допущено нарушение каких-либо конкретных прав истца.

Как следует из обстоятельств дела, установленных судами, согласно приказу Приволжскнедра № 472 от 05.11.2019 открытый аукцион проведен в соответствии Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного Приказом Минприроды России от 22 декабря 2017 г. № 698, Перечнем участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование по Удмуртской Республике на 2019 год, для разведки и добычи, а также геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, утвержденным Роснедра 24.09.2019 года.

Согласно приложению № 2 к лицензии на пользование недрами ИЖВ 02048 HP от 06.02.2020 года указано: Район (районы): Каракулинский. Субъект Российской Федерации: Удмуртская Республика. Схема расположения участка недр приведена в приложении № 3 к настоящей лицензии.

В пределах Западно-Камского участка недр отсутствуют участки недр федерального значения, а также особо охраняемые природные территории федерального значения. В пределах Западно-Камского участка недр отсутствуют особо охраняемые природные территории регионального я местного значения.

Судами учтено, что согласно части 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

В случае если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается.

Принимая во внимание изложенное, как верно отмечено судами, добыча полезных ископаемых допускается только в границах участка недр, предоставленного в пользование в установленном порядке. Уточнение границ горного отвода не связано с изменением границ участка недр, в связи с чем как до, так и после включения документов, уточняющих горный отвод, в состав лицензии на право пользования недрами, осуществление добычи полезных ископаемых в границах уточненного горного отвода, но за пределами лицензионного участка, не допускается.

Как указано ранее, в силу статьи 11 Закона «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия на пользование недрами удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Таким образом, вывод судов о том, что выдача такой лицензии удостоверяет лишь право пользования недрами, на которое истец не претендует, является правильным.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Кроме того, законодательство о недрах не запрещает выдавать лицензии на пользование недрами в случаях, если в границах проекции участка недр на земную поверхность присутствует земельный участок, обремененный правом аренды или вещным правом.

Судами обоснованно принято во внимание, что обременение земельного участка, необходимого для использования участка недр, являвшегося предметом аукциона, само по себе не является препятствием для выставления соответствующего участка недр на торги. Обладателю права недропользования (лицензиату) представляется в этом случае ряд правовых средств для обеспечения своих прав на использование участка недр в виде приобретения прав на соответствующие земельные участки.

Согласно статье 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.

После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что пользователь недр имеет право пользования недрами, а не земельными участками, под которыми залегают недра. При этом действующим законодательством (статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 25.1 Закона о недрах) регламентирован порядок и условия предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно ответу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР № 01-20/07448 от 07.06.2021 указано, что максимальная отметка уровня полезного ископаемого на месторождении Каракулинское I (участок 2) в Балтийской системе высот составляет 47 м, при этом согласно лицензии ИЖВ 02048 HP, нижней границей лицензии установлено: нижняя граница части земной коры, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения. Таким образом, граница лицензии общества «Флагман Инжиниринг» расположена ниже границы общества «Геограв».

Истцом также не предоставлено доказательств того, что после получения уточненных границ горного отвода в горноотводный акт и графические приложения, были внесены изменения в границы лицензионного участка.

Материалами дела также установлено, что в соответствии с приложением № 3 к лицензии ИЖВ 02048 HP, предоставленной по результатам проведенного аукциона, из границ участка недр ЗападноКамский исключается ряд областей, в том числе горный отвод, предоставленный в пользование по лицензии УДМ 80088 ТЭ.

С учетом вышеизложенного, обстоятельства, на которые ссылается истец, не свидетельствуют о допущенных на торгах нарушениях и о нарушении права истца результатами данных торгов.

Исследовав материалы дела и фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что порядок проведения торгов не нарушен, в связи с чем исковые требования о признании торгов недействительными, а также признания недействительным договора, заключенного по результатам торгов (отсутствие иных доказательств нарушения прав истца) удовлетворению не подлежат.

Вопреки доводу заявителя жалобы о том, что оспариваемыми торгами нарушаются его права на пользование недрами, поскольку имеет место наложение площадей горных отводов, предоставленных истцу и ответчику – обществу «Флагман Инжиниринг», добыча полезных ископаемых допускается только в границах участка недр, предоставленного в пользование в установленном порядке. Уточнение границ горного отвода не связано с изменением границ участка недр, в связи с чем как до, так и после включения документов, уточняющих горный отвод, в состав лицензии на право пользование недрами, осуществление добычи полезных ископаемых в границах уточненного горного отвода, но за пределами лицензионного участка не допускается.

Следовательно, обладая исключительным правом на пользование недрами в границах определенного горного отвода, истец не наделен правом на земельный участок, расположенный над участком недр, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 № 15737/05.

Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.07.2021 по делу № А71-8254/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Геограв» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.А. Столяров

Судьи Т.В. Сулейменова

И.А. Татаринова