Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-3377/22
Екатеринбург
16 июня 2022 г.
Дело № А71-899/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Сухановой Н. Н., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателяФИО3 (далее – ответчик, ИП ФИО1) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 по делу № А71-899/2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ИП ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 27.01.2022).
Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее – истец, общество «САХ») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к ИП ФИО1 о взыскании 123 321 руб. 99 коп. задолженности за период с января 2019 года по декабрь 2020 года по договору от 15.04.2020 № ТКО2020-005188 по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
Решением суда от 08.07.2021 (судья Мелентьева А.Р.) заявленные требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции на основании части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению спора по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, установив факт нарушения норм процессуального права, допущенного судом первой инстанции.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 (судьи Муталлиева И.О., Бояршинова О.А., Дружинина Л.В.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены, с ИП ФИО1 в пользу общества «САХ» взыскано 123 321 руб. 99 коп. основного долга, а также 4 700 руб. 00 коп. государственной пошлины, также обществу «САХ» из федерального бюджета Российской Федерации возвращено
3 781 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 549 от 28.01.2021.
В кассационной жалобе ответчик просит указанный судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы считает, что в постановлении апелляционного суда содержатся взаимоисключающие выводы, противоречащие имеющимся в деле доказательствам, а именно после подачи 13.05.2020 расчет стоимости услуг по обращению с ТКО, должен осуществляться по фактическому объему, однако ввиду отсутствия доказательств согласования с региональным оператором расчета по факту, расчет производился на основании типового договора от 15.04.2020.
Как следует из материалов дела, обществом «САХ» (региональный оператор) оформлен проект договора от 15.04.2020 № ТКО2020-005188 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – договор).
Согласно пункту 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (ИП ФИО1) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019 (пункт 4 договора).
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Оплата услуг за отчетный месяц осуществляется потребителем на основании акта оказанных услуг, счета-фактуры или универсального передаточного документа (если данный документ применяется региональным оператором) независимо от подписания акта оказанных услуг или УПД потребителем.
Способ расчета объема ТКО по договору за период с января 2019 года по март 2020 года определен по нормативу, исходя из нормативов учета объема и массы ТКО, утвержденных в приложении № 1 к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 № 528 по категориям отходообразования организации (объекты общественного питания; годовой норматив накопления ТКО – 109, 63 кг на 1 место в год), а также исходя из единого тарифа, утвержденного на услугу регионального оператора в 2019-2020 годах
(4 765 руб. 96 коп. за 1 тонну – 2019 год, 5 713 руб. 56 коп. за 1 тонну – 2020 год).
В приложении № 1 к договору указано наименование объекта (<...> кафе «Для Вас»), количество расчетных единиц (250 мест), объем принимаемых ТКО, периодичность вывоза.
Ответчиком 13.05.2020 в адрес регионального оператора направлена заявка на заключение договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из объема фактически вывезенного ТКО по адресу <...> контейнера объемом 0,75 кубических метров 1 раз в неделю.
С апреля 2020 года по декабрь 2020 года расчет объема стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО произведен региональным оператором исходя из фактического объема вывезенного ТКО.
Согласно расчету регионального оператора за период с января 2019 года по декабрь 2020 года предпринимателю ФИО1 оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую
сумму 244 687 руб. 87 коп.
Потребителем услуги по обращению с ТКО за спорный период оплачены частично на сумму 121 365 руб. 88 коп. согласно платежным поручениям
от 03.03.2021 № 16, от 22.04.2021 № 37, от 20.05.2021 № 43.
Обращаясь с настоящим иском, региональный оператор указал на то, что потребителем обязанность по оплате оказанных по договору услуг исполнена ненадлежащим образом.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 309, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации
от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156) и исходили из того, что оказание региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в сфере его деятельности, предполагается; ответчиком не представлено доказательств ненадлежащего оказания услуг, между тем факт оказания истцом спорных подтвержден материалами дела, доказательств своевременного погашения задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО потребителем не представлено.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 23 Закон № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8 статьи 23 Закона № 458-ФЗ).
Правилами № 1156, установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании положений Закона № 89-ФЗ региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта 1 статьи 24.7 указанного Закона.
На основании пунктов 8 (4) - 8 (5) Правил № 1156 договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
Согласно пункту 8(17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил № 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил № 1156.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора (пунктом 8.18 Правил № 1156).
Согласно пункту 8(15) Правил № 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Как указано судами, предпринимателем ФИО1 13.05.2020 вручалась заявка региональному оператору на заключение договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которой потребитель просил осуществлять расчет стоимости услуг по обращению с ТКО исходя из объема фактически вывезенного ТКО по адресу <...> контейнера объемом 0,75 кубических метров 1 раз в неделю). Вместе с тем доказательств направления региональным оператором потребителю проекта договора с учетом изменений, предложенных ФИО1 в заявке от 13.05.2020, материалы дела не содержат. Указанное позволило судам прийти к выводу о том, что отношения сторон в спорный период регулировались положениями типового договора от 15.04.2020 № ТКО2020-005188.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что истец оказывал ответчику услуги по вывозу ТКО с ближайшей расположенной к потребителю контейнерной площадки – <...>, а после оборудования ИП ФИО1 собственной контейнерной площадки – с адреса <...>.
Согласно пункту 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для освобождения потребителя от обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг. К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе 6 типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, образовавшихся в период ведения хозяйственной деятельности предпринимателя ФИО1, материалы дела не содержат.
Проверив расчет стоимости услуг, суды признали его верным.
При расчете стоимости оказываемых услуг по обращению с ТКО за период до обращения ответчика с заявкой к региональному оператору (с января 2019 года по март 2020 года), общество «САХ» исходило из нормативов учета объема и массы ТКО, утвержденных в приложении № 1 к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 № 528 по категориям отходообразования организации (объекты общественного питания; годовой норматив накопления ТКО – 109, 63 кг на 1 место в год), а также из единого тарифа, утвержденного на услугу регионального оператора в 2019-2020 годах (4 765 руб. 96 коп. за 1 тонну – 2019 год, 5 713 руб. 56 коп. за 1 тонну – 2020 год).
Из материалов дела следует, что сведения о вместимости помещения кафе ИП ФИО1 составляет 250 мест, данные сведения документально ответчиком не опровергнуты (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), каких-либо доказательств того, что количество мест в кафе в период с января 2019 года по март 2020 года не превышало 70, ответчиком в материалы дела также не представлено.
Таким образом, апелляционным судом сделан верный вывод о том, что у регионального оператора отсутствовали основания для осуществления перерасчета платы за услуги по обращению с ТКО за периоды, предшествующие подачи заявки от 13.05.2020, поскольку такой перерасчет в силу пункта 8(18) Правил № 1156 осуществляется при условии заключения договора сторонами.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив расчет истца, суды признали его арифметически верным и в отсутствие иных доказательств, опровергающих факт оказания услуг и неисполнения обязанности по их оплате, удовлетворили требования истца о взыскании задолженности за период 01.01.2019 по 31.12.2020 в полном объеме.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 по делу № А71-899/2021 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи Н.Н. Суханова
Е.А. Кравцова