АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-24741/2015
г. Казань Дело № А72-10681/2014
17 июня 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Желаевой М.З., Гильмановой Э.Г.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1, Ульяновская область, р.п. Глотовка,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2014 (судья Чудинова В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Кузнецов С.А., Туркин К.К.)
по делу № А72-10681/2014
по исковому заявлению муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Инзенский район», Ульяновская область, г. Инза, к индивидуальному предпринимателю ФИО1, Ульяновская область, р.п. Глотовка (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о расторжении соглашения и взыскании 422 776 руб. 60 коп. перечисленных субсидий и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Инзенский район» (далее – Администрация) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – Предприниматель) о расторжении соглашений № 12 и № 13 от 13.12.2011, взыскании 422 776 руб. 60 коп. перечисленных субсидий и неустойки.
Исковое заявление мотивировано наличием у Предпринимателя обязанности по возврату полученных субсидий в связи с допущенными нарушениями соглашений о предоставлении субсидий.
Предприниматель в отзыве на исковое заявление указала на незаконность и необоснованность требований, поскольку субсидии являются безвозмездной и безвозвратной выплатой за счёт бюджета, нецелевое использование субсидий не доказано, анализ хозяйственной деятельности Предпринимателя Администрацией не проводился.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2014 исковые требования в части расторжений соглашений оставлены без удовлетворения, в остальной части исковые требования удовлетворены.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: в части оставления требований без рассмотрения – не соблюдением Администрацией досудебного порядка урегулирования спора; в части удовлетворения иска – отсутствием доказательств продолжения реализации проекта Предпринимателем, отсутствием доказательств создания трёх рабочих мест, сдачей приобретённого на средства субсидий имущества в аренду, условия соглашений Предпринимателем не исполнены, начисление неустойки предусмотрено условиями соглашений.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 решение суда первой инстанции от 23.12.2014 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Предприниматель ссылается на незаконность судебных актов. Судебными инстанциями, по мнению Предпринимателя, не учтено отсутствие доказательств нецелевого использования денежных средств Предпринимателем, отсутствием проверок хозяйственной деятельности Предпринимателя, рекомендации конкурсных комиссий о возврате Предпринимателем полученных субсидий отсутствуют, Администрацией перечислена только часть субсидии, неправомерно не привлечено к участию в деле Министерство экономики Ульяновской области.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Предпринимателя, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
08.12.2011 конкурсной комиссией по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Инзенского района принято решение о заключении соглашений о предоставлении субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе Предпринимателю в размере 300 000 руб.
13.12.2011 между Администрацией и Предпринимателем были заключены соглашения № 12 и № 13 о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидии (гранта).
В соответствии с разделом 1 соглашения заключены в соответствии с Бюджетным и Гражданским кодексами Российской Федерации, Порядком предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на открытие собственного дела, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Инзенский район» от 30.07.2010 № 464.
Разделом 2 соглашений предусмотрено предоставление субсидий на открытие собственного дела на возмещение затрат по финансированию проекта «Разработка лесосечных фондов и заготовка древесины».
В соответствии с пунктами 3.1.1 соглашений Администрация обязалась предоставить бюджетные средства в форме субсидии в размере 15 000 руб. и 285 000 руб. соответственно, на осуществление Предпринимателем расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом и сметой расходов.
Платёжными поручениями от 20.12.2011 № 2484095 и № 2434347 в адрес Предпринимателя перечислены предусмотренные соглашениями субсидии в общей сумме 300 000 руб.
Согласно разделу 3 соглашений Предприниматель обязалась в срок до 31.03.2012 использовать полученные бюджетные средства по целевому назначению в соответствии со сметой расходов, обеспечить в срок с января 2012 по июнь 2012 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществлять финансирование проекта за счёт собственных средств в размере не менее 33000 руб.
Дополнительным соглашением от 08.10.2012 к соглашениям № 12 и № 13 от 13.12.2011 срок реализации проекта установлен сторонами с января по август 2012 года.
Согласно пункту 5.2 соглашений не позднее 31.03.2012 Предприниматель представляет Администрации отчёт о расходовании бюджетных средств по форме, приведённой в приложении к соглашениям.
В силу пункта 5.3 соглашений не позднее 5 числа каждого квартала, начиная с января 2012 до окончания проекта в соответствии с бизнес-планом, Предприниматель представляет Администрации отчёт о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом.
27.05.2014 письмом № 1994 Администрация уведомила Предпринимателя, что конкурсной комиссией на состоявшемся 22.05.2014 заседании принято решение о возврате полученной ранее Предпринимателем субсидии в связи с неисполнением соглашений.
Поскольку уведомление оставлено Предпринимателем без ответа, Администрация обратилась в суд с требованиями по настоящему делу о расторжении соглашений и взыскании денежных средств.
Оставляя исковые требования о расторжении соглашений без рассмотрения, судебные инстанции правомерно сослались на не соблюдение Администрацией досудебного порядка разрешения спора, предусмотренного частью 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования Администрации в части взыскания денежных средств, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путём предоставления субсидий.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 8.4 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на открытие собственного дела, утверждённого постановлением Администрации от 30.07.2010 № 464, субъект малого и среднего предпринимательства обязан осуществить возврат бюджетных средств в бюджет муниципального образования «Инзенский район» при выявлении факта их нецелевого использования или ненадлежащего исполнения договора.
Пунктами 5.6 соглашений предусмотрено, что в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также при непредставлении в срок отчётов, предусмотренных пунктами 5.2, 5.3 раздела 5 соглашения, Предприниматель в бесспорном порядке по письменному требованию Администрации производит возврат бюджетных средств в областной бюджет на лицевой счёт Администрации.
Согласно бизнес-плану и условиям соглашений субсидии были предоставлены Предпринимателю для проекта «Разработка лесосечных фондов и заготовка древесины».
Использование Предпринимателем полученных субсидий в размере 300 000 руб. на приобретение трактора, иных материалов подтверждено материалами дела.
В то же время, Предпринимателем в материалы дела не представлены доказательства продолжения реализации проекта, в том числе, за счёт собственных средств на сумму не менее 33 000 руб., доказательства осуществления предпринимательской деятельности, связанной с реальной разработкой лесосечных фондов и заготовкой древесины, для ведения которой были получены субсидии.
При этом судебными инстанциями так же установлено, что приобретенный Предпринимателем на выделенные субсидии трактор передан ООО «Берегиня» в арендное пользование, что подтверждает неосуществление Предпринимателем деятельности, на развитие которой были выделены субсидии.
Указанные установленные судебными инстанциями обстоятельства свидетельствуют об отсутствии доказательств, подтверждающих осуществление Предпринимателем деятельности, для ведения которой были получены субсидии, и нарушение условий соглашений, которые в силу пункта 5.6 заключённых между сторонами соглашений влекут возникновение у Предпринимателя обязанности по возврату полученных от муниципального образования субсидий.
Пунктами 6.2 соглашений предусмотрено, что в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также при непредставлении в срок отчётов, предусмотренных пунктом 5.2 раздела 5 соглашений, Предприниматель обязуется уплатить неустойку – проценты за пользование соответствующими денежными средствами в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ за период с даты предоставления Администрацией Предпринимателю бюджетных средств до даты их поступления в областной бюджет.
С учётом положений статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6.2 соглашений, установив нарушение соглашений со стороны Предпринимателя, судебные инстанции пришли к выводу о наличии правовых оснований и для привлечения Предпринимателя к предусмотренной соглашениями ответственности.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не могут служить основанием к отмене обжалованных судебных актов.
Указание на то, что субсидии являются безвозмездными и безвозвратными является ошибочным. Бюджетным законодательством предусмотрено установление органами местного самоуправления оснований для возврата получателями субсидий в случае нарушения обязательств.
Указание на перечисление средств Правительством Ульяновской области противоречит материалам дела, поскольку согласно имеющимся в материалах дела платёжным поручения средства субсидий на счёт Предпринимателя перечислялись с лицевого счёта Администрации.
Непроведение Администрации проверок хозяйственной деятельности не освобождает Предпринимателя от предоставления предусмотренной соглашениями отчётности.
Непривлечение к участию в деле Министерства экономики Ульяновской области не может служить основанием к отмене обжалованных судебных актов, поскольку обжалованные по делу судебные акты не влияют на права и интересы и не создает обязанностей для лиц, не участвующих в настоящем деле.
Фактически доводы Предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении и апелляционной жалобе, и не опровергают выводов судебных инстанций.
Судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены, выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы судебная коллегия в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по делу № А72-10681/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья М.М. Сабиров
Судьи М.З. Желаева
Э.Г. Гильманова