ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-11865/2021 от 02.08.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-20513/2022

г. Казань Дело № А72-11865/2021

09 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «Агава» – ФИО1, доверенность от 13.04.2022,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022

по делу №А72-11865/2021

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агава» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань, к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск, с привлечением в качестве третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным бездействия, выраженного в невключении объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:021001:12566 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный Приказом от 27.11.2019 № 192-np, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный Приказом от 11.11.2020 № 245-np,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Агава» (далее – ООО «Агава», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство), выраженного в невключении объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:021001:12566 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный Приказом от 27.11.2019 № 192-пp, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный Приказом от 11.11.2020 № 245-пp, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, об обязании Министерства включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2020 год, и в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2021 год, объект недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером 73:24:02001:12566, общей площадью 43 595,1 м 2 , расположенное по адресу: <...>, направить уточненные Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год и Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области и разместить указанные перечни на официальном сайте Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Суд первой инстанции привлек к участию в деле в порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее – Росреестр).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.02.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 решение Арбитражного суда Ульяновской области оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт.

Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит основания для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

ООО "Агава" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - помещения 1 и 2 этажей площадью 43 595,1 м2 в здании многофункционального торгово-административного центра по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, район Заволжский, проспект Созидателей, 116, постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности, на который была произведена - 27.07.2018.

Земельный участок, на котором расположен указанный спорный объект, также принадлежит ООО "Агава" на праве собственности, дата регистрации права - 05.03.2015, на кадастровый учет данный земельный участок поставлен 05.03.2007, вид разрешенного использования - многофункциональные объекты, объекты по обслуживанию автомобилей (автомобильная мойка).

Министерством изданы Приказы, соответственно от 27.11.2019 № 192-пp "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" и от 11.11.2020 № 245-пp "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".

Принадлежащий на праве собственности ООО "Агава" спорный объект недвижимого имущества в данные перечни Министерством не был включен.

Полагая, что спорный объект недвижимого имущества подлежал включению Министерством в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость на 2020 и 2021 года, ООО "Агава" обратилось в Министерство с заявлением от 19.04.2021 о включении объекта в указанные перечни с 01.01.2020.

Письмом от 28.05.2021 Министерство сообщило ООО "Агава" о включении спорного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 73:24:021001:12566 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость только на 2022 год в связи с тем, что согласно абзацу 1 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) спорный объект выявлен - 27.05.2021, то есть в течение налогового периода - 2021 года и не включен по состоянию на 01 января 2020 года и на 01 января 2021 года в перечни, утвержденные Приказами Министерства, соответственно: от 27.11.2019 № 192-пр и от 11.11.2020 № 245-пр.

Не согласившись с бездействием Министерства, выразившегося в невключении принадлежащего на праве собственности ООО "Агава" спорного объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2020 год и на 2021 год, данное общество обратилось в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными судами обстоятельствами, руководствуясь положениями статей 372, 375, 378.2 НК РФ, Закона Ульяновской области от 02.09.2015 № 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области", сделали вывод о наличии бездействия, допущенного Министерством, нарушающего права и законные интересы ООО «Агава» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.

Так, согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.

На территории Ульяновской области в соответствии со статьей 1.1 Закона Ульяновской области от 02.09.2015 N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" определена налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, в отношении, в том числе, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров.

Судами установлено, что спорный объект, поставленный на кадастровый учет 05.03.2007, отвечает критериям, указанным законодателем в статье 378.2 НК РФ с особенностями, установленными в статье 1.1 Закона Ульяновской области от 02.09.2015 N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области", подлежит включению в перечни объектов недвижимого имущества.

В соответствии с Положением "О Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области", утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/557-П формирование перечня объектов в Ульяновской области осуществляется Министерством, вместе с тем, меры по включению спорного объекта в указанные перечни на 2020, 2021 годы не приняты, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд общества с настоящим заявлением.

Объект недвижимого имущества ООО "Агава" с кадастровым номером 73:24:021001:10174, в котором располагается спорный объект, был включен Министерством в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2022 годы, что подтверждается соответствующими Приказами,

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что сведения о спорном объекте не были ему предоставлены Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее – Росреестр по Ульяновской области) при формировании Перечней на 2020-2021 годы отклоняется судебной коллегией кассационной инстанции, поскольку не подтверждает законность бездействия уполномоченного органа.

Как обоснованно указали суды, отсутствие сведений об объекте недвижимого имущества в перечнях (сведениях) по Ульяновской области, с учетом положений Налогового Кодекса Российской Федерации, не может являться достоверным подтверждением несоответствия спорного объекта ООО "Агава" установленным законодателем требованиям.

То обстоятельство, что общество не обращалось в уполномоченный орган в 2019 и 2020 годах с заявлением о включении спорного объекта в Перечни на 2020-2021 годы в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку законодатель не связывает включение объекта недвижимости в перечень с обращением его правообладателя и не подменяет обязанность госоргана по выявлению всех подлежащих включению в перечень объектов.

Довод заявителя кассационной жалобы относительно неправомерного восстановления срока для обращения в суд с настоящими требованиями отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку положения части 4 статьи 198 АПК РФ позволяют суду восстановить срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, если срок пропущен по уважительной причине.

Приведенные заявителем обстоятельства признаны судом в качестве уважительных причин пропуска срока подачи в суд упомянутого заявления, в связи с чем суд счел возможным восстановить срок подачи заявления о признании недействительным ненормативного правового акта.

Все доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу № А72-11865/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.Ш. Закирова

Судьи А.Н. Ольховиков

Л.Ф.Хабибуллин