ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-1221/2022 от 28.11.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-9743/2023

г. Казань Дело № А72-1221/2022

05 декабря 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,

судей Ивановой А.Г., Третьякова Н.А.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1

на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023

по делу № А72-1221/2022

по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о включении в реестр требований кредиторов,

с участием заинтересованного лица - администрации Губернатора Ульяновской области в лице Департамента контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ Управления контроля (надзора) и регуляторной политики,

в рамках дела по заявлению акционерного общества «Оникс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью Домостроительный комбинат «Эталон» (ИНН <***>, ОГРН <***> о признании его несостоятельным (банкротом),

УСТАНОВИЛ:

28.01.2022 в Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление акционерного общества «Оникс» (далее – АО «Оникс») о признании несостоятельным (банкротом) ликвидируемого должника общества с ограниченной ответственностью Домостроительный комбинат «Эталон», ИНН <***>, ОГРН <***> (далее - ООО ДСК «Эталон»), введении в отношении него процедуры конкурсного производства сроком на 6 месяцев и проведении ликвидации должника в порядке параграфа 1 главы 11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 763 389 095,98 руб., как обеспеченной залогом имущества должника; об утверждении в качестве временного управляющего должника ФИО2 - члена Ассоциации Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие».

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.02.2022 заявление принято к производству, назначено судебное заседание.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.05.2022 (резолютивная часть оглашена 13.05.2022) ООО ДСК «Эталон» признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, в отношении него открыта процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев; конкурсным управляющим утвержден ФИО2, член Ассоциации Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие».

Сведения о введении процедуры конкурсного производства опубликованы в газете «Коммерсантъ» № 83 от 14.05.2022.

27.06.2022 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требований в размере 123 100 000 руб.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.05.2023 к участию в обособленном споре в качестве заинтересованного лица привлечена: администрация Губернатора Ульяновской области в лице Департамента контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ Управления контроля (надзора) и регуляторной политики; ходатайство ФИО1 о вызове свидетеля принято к рассмотрению.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.06.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023, требование Министерства в размере 123 100 000 руб. основного долга признано обоснованным и включено в третью очередь реестра требований кредиторов ООО ДСК «Эталон».

ФИО1 (далее - ФИО1) обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 отменить, принять по обособленному спору новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Министерства в полном объеме, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Арбитражного суда Поволжского округа и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы обособленного спора, проверив в порядке статей 286, 287 и 288 АПК РФ законность обжалованных судебных актов исходя из доводов, приведенных в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов обособленного спора и установлено судами, в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Ульяновской области от 25.12.2007 № 515, на основании распоряжений Правительства Ульяновской области от 21.08.2020 № 471-пр «О выделении средств» и от 11.11.2020 № 655-пр «О выделении средств» Министерству Правительства Ульяновской области в 2020 году уведомлениями об изменении сводных ассигнований от 21.08.2020 № 7176 и от 17.11.2020 № 7883 доведены бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Ульяновской области в общей сумме 123 100 000 руб. на финансовую поддержку юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), которые осуществляют на территории Ульяновской области производство строительных материалов и пострадали в результате введения на указанной территории режима повышенной готовности, обусловленного распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях возмещения части недополученных доходов, в связи с осуществлением деятельности.

Решения о выделении указанных средств приняты на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области в целях минимизации влияния кризисных явлений на строительную отрасль и поддержки организаций, осуществляющих производство строительных материалов на территории Ульяновской области, в целях возмещения части недополученных доходов, возникающих в связи с осуществлением данной деятельности (протоколы комиссии от 07.08.2020 № 30, от 21.08.2020 № 33, от 23.10.2020 № 39).

В порядке, предусмотренном Правилами предоставления в 2020 году юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), которые осуществляют на территории Ульяновской области производство строительных материалов и пострадали в результате введения на указанной территории режима повышенной готовности, обусловленного распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19, утвержденных Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.08.2020 № 461-П «О финансовой поддержке юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), которые осуществляют на территории Ульяновской области производство строительных материалов и пострадали в результате введения на указанной территории режима повышенной готовности, обусловленного распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» - далее Правила от 18.08.2020 № 461-П, в Минстрой Ульяновской области на получение субсидий поданы заявления только от ООО ДСК «Эталон» (заявления от 20.08.2020 № 0403 на сумму 93 100 000 руб., от 21.08.2020 № 0411 на сумму 10 000 000 руб., от 23.11.2020 № 0534 на сумму 20 000 000 руб.).

На основании представленных ООО ДСК «Эталон» документов Минстрой Ульяновской области заключил с Обществом соглашения от 21.08.2020 № 153 (с дополнениями, внесенными дополнительным соглашением от 27.08.2020 № 1) и от 26.11.2020 № 160 (с дополнениями, внесенными дополнительным соглашением от 30.11.2020 № 1), в соответствии с которыми перечислил обществу платежными поручениями от 24.08.2020 № 301970 и от 27.11.2020 № 725870 средства субсидии на общую сумму 123 100 000 руб.

В период с 03.03.2022 по 20.03.2022 в отношении ООО ДСК «Эталон» проведена проверка целевого использования бюджетных ассигнований, по итогам проведения проверки в отношении Общества составлен Акт плановой выездной проверки от 21.04.2022 № 20.01-01/10.

Указанным актом установлено нарушение пункта 4 и подпункта 4 пункта 5 Правил от 18.08.2020 № 461-П.

В частности, установлено, что Так, при подаче заявлений от 20.08.2020 № 0403 и от 21.08.2020 № 0411 ООО ДСК «Эталон» в Минстрой Ульяновской области представлены справка о соответствии организации и гарантийное письмо, свидетельствующие о соответствии Общества требованиям, установленным подпунктами 1 и 4-8 пункта 4 Правил от 18.08.2020 № 461-П, по состоянию на 18.08.2020.

С учетом названных требований пунктов 4 и 5 Правил от 18.08.2020 № 461-П, а также того, что заявления о предоставлении субсидий подавались ООО ДСК «Эталон» в августе 2020 года, указанная справка должна содержать информацию о соответствии установленным требованиям по состоянию не позднее 01.07.2020 (по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения).

Следовательно, в результате проверки установлено, что представленная ООО ДСК «Эталон» справка о соответствии организации требованиям, установленным подпунктами 1 и 4-8 пункта 4 Правил от 18.08.2020 № 461-П, по состоянию на 18.08.2020 не соответствует требованиям пункта 4 Правил от 18.08.2020 № 461-П ввиду того, что не подтверждает соответствие данным требованиям на установленную названными Правилами дату (01.07.2020).

Аналогичное нарушение допущено ООО ДСК «Эталон» при предоставлении заявления от 23.11.2020 № 0534.

Кроме того, из материалов проверки усматривается следующее.

ООО ДСК «Эталон» в Минстрой Ульяновской области с указанным заявлением предоставлены справка о соответствии организации и гарантийное письмо, свидетельствующие о соответствии Общества требованиям, установленным подпунктами 1 и 4-8 пункта 4 Правил от 18.08.2020 № 461-П, по состоянию на 23.11.2020, тогда как информация о соответствии указанным требованиям должна быть представлена по состоянию не позднее 01.10.2020.

Кроме того, согласно требованиям подпункта 4 пункта 5 Правил от 18.08.2020 № 461-П для получения субсидий организация представляет в Минстрой Ульяновской области документ, содержащий сведения об объеме доходов от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 Правил, полученных организацией в 2020 году в период введения на территории Ульяновской области режима повышенной готовности, обусловленного распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и в сопоставимый период 2019 года.

Режим повышенной готовности, обусловленный распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), фактически был введен на территории Ульяновской области с 18.03.2020 - в день вступления в силу указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности».

С учетом даты введения указанного режима, а также исходя из положений пункта 1 и подпункта 4 пункта 5 Правил от 18.08.2020 № 461-П, организацией должны указываться сведения об объеме доходов от осуществления деятельности по производству строительных материалов, полученных в 2019 году и 2020 году, в период с 18.03.2020.

При подаче заявлений от 20.08.2020 № 0403 и от 21.08.2020 № 0411 ООО ДСК «Эталон» представлена в Минстрой Ульяновской области справка об объеме доходов от осуществления деятельности, в которой отражена информация о доходах за первое полугодие 2019 года и первое полугодие 2020 года, и приложен отчет о финансовых результатах (форма 0710002), содержащий информацию о финансовых показателях за январь - июнь 2020 года и аналогичный период 2019 года, что не соответствует требованиям подпункта 4 пункта 5 Правил от 18.08.2020 № 461-П в части установленного периода получения доходов, который должен исчисляться с 18.03.2020 (и аналогично в 2019 году), а не с 01.01.2020.

Аналогичное нарушение допущено ООО ДСК «Эталон» при предоставлении заявления от 23.11.2020 № 0534.

ООО ДСК «Эталон» с указанным заявлением представлена в Минстрой Ульяновской области справка об объеме доходов от осуществления деятельности, в которой отражена информация о доходах за 9 месяцев 2019 года и 9 месяцев 2020 года, и отчет о финансовых результатах (форма 0710002), содержащий информацию о финансовых показателях за январь - сентябрь 2020 года и аналогичный период 2019 года, что также не соответствует требованиям подпункта 4 пункта 5 Правил от 18.08.2020 № 461-П в части установленного периода получения доходов, который должен исчисляться с 18.03.2020 (и аналогично в 2019 году), а не с 01.01.2020.

Кроме того, при анализе истребованных в процессе проведения контрольного мероприятия в ООО ДСК «Эталон» документов бухгалтерского учета, а именно оборотно-сальдовых ведомостей по счету 90.01 «Выручка» за 2019-2020 годы установлено, что предоставляемые в августе и ноябре 2020 года справки об объеме доходов содержат сведения обо всех доходах от деятельности организации, полученных в соответствующем периоде, в том числе не связанных с деятельностью по производству строительных материалов, что нарушает требования подпункта 4 пункта 5 Правил от 18.08.2020 № 461-П, исходя из положений которого получателем субсидии должны быть указаны сведения об объеме доходов от осуществления деятельности по производству строительных материалов, полученных в 2020 году и 2019 году.

Из данных регистров бухгалтерского учета (оборотно-сальдовых ведомостей) о выручке, полученной в период с 01.04.2020 по 30.06.2020 и в аналогичный период 2019 года (с учетом требований подпункта 4 пункта 5 Правил в отношении периода) следует, что выручка ООО ДСК «Эталон» от реализации строительных материалов за апрель - июнь 2020 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 49 027 920 руб., а снижение дохода сформировалось от деятельности по сдачи в аренду имущества в сумме 1 857 500 руб. и деятельности по перепродаже товаров в сумме 447 301 890 руб.

Данные регистров бухгалтерского учета о выручке, полученной в период с 01.04.2020 по 30.09.2020 и в аналогичный период 2019 года (с учетом требований подпункта 4 пункта 5 Правил от 18.08.2020 № 461-П в отношении периода), также свидетельствуют об увеличении за апрель - сентябрь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года выручки от производства строительных материалов на 26 662 560 руб., и о снижении дохода в указанный период от сдачи в аренду имущества в сумме 2 107 500 руб. и от перепродажи товаров в сумме 456 595 000 руб.

Вместе с тем при анализе доходов от перепродажи товаров установлено, что Обществом в расчет дохода от его деятельности, полученного в соответствующем периоде, включались доходы от продажи в апреле 2019 года земельных участков на общую сумму 415 000 000 руб., а также доходы от продажи в августе 2020 года автомобиля на сумму 3 200 000 руб. и иные доходы, не связанные с реализацией строительных материалов.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств на предоставление субсидии возлагается на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (пункт 10 Правил от 18.08.2020).

Согласно пункту 1 указа Губернатора Ульяновской области от 10.12.2021 № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 14.12.2021 № 7300202112140003) функции Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в сфере строительства и промышленности строительных, материалов и изделий в связи с упразднением с 01.04.2022 переданы Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

На основании Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/52-П, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, обеспечения комфортной городской среды, строительства, промышленности строительных материалов и изделий.

Кроме того, в силу пункта 2.15 раздела 2 «Полномочия Министерства» Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 123 100 000 руб.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Обществом представлены в Минстрой Ульяновской области для получения субсидий документы, несоответствующие установленным требованиям, а также содержащие недостоверные сведения, что является нарушением условий предоставления субсидий, повлекшим причинение ущерба бюджету Ульяновской области и влекущим в соответствии с пунктом 10 Правил возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области в полном объеме.

При этом суд первой инстанции отклонил доводы конкурсного управляющего о том, что у должника не имелось намерений предоставлять заведомо ложные документы ввиду отсутствия подробных инструкций по заполнению и составлению перечня документов; представленные документы были приняты Министерством без замечаний, отметив, что указанные доводы не опровергают факта отсутствия у должника права на получения такой субсидии.

Суд первой инстанции также указал, что в рассматриваемом случае несоблюдение заявителем условий пункта 5.1.4 Соглашений не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующим законодательством не предусмотрен претензионный порядок для заявлений о включении в реестр требований кредиторов должника.

Судом первой инстанции учтено, что основания для отсутствия у ООО ДСК «Эталон» права на получение субсидии установлено в результате проверки, итоги которой отражены в акте контрольного органа 21.04.2022, в указанный период на рассмотрении арбитражного суда находилось заявление АО «Оникс» о признании ООО ДСК «Эталон» несостоятельным (банкротом) (принято к производству определением суда от 04.02.2022), при этом решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.05.2022 (резолютивная часть оглашена 13.05.2022) ООО ДСК «Эталон» признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.

Доводы ФИО1 об отсутствии оснований для возврата субсидий в связи с целевым использованием должником субсидий, поскольку дополнительными соглашениями к соглашениям № 153 от 21.08.2020, № 160 от 26.11.2020, заключенными между Министерством и ООО ДСК «Эталон», изменен пункт 1.1 соглашений, а именно исключена ссылка на предоставление субсидии на возмещение части неполученных доходов в связи с осуществлением деятельности именно по производству строительных материалов, отклонены судом первой инстанции с указанием, что в отсутствие доказательств правомерности выдачи Обществу субсидии в соответствии с установленным порядком и полномочий у Министерства на внесение изменений в Правила от 18.08.2020 № 461-П заключение названных соглашений противоречит существу законодательного регулировании соответствующего вида обязательства, в связи с чем не может повлечь отказ в удовлетворении требования Министерства.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев обособленный спор, поддержал выводы суда первой инстанции, отметив, что доводы Министерства о необоснованном включении в расчет недополученных расходов от иных видов деятельности, кроме деятельности от производства и продажи строительных материалов, никем из лиц, участвующих в деле, не опровергнуты, у ООО ДСК «Эталон» что на момент подачи заявлений на получение субсидий (20.08.2020, 21.08.2020, 23.11.2020) отсутствовали недополученные доходы от деятельности по производству строительных материалов, доказательства соответствия должника на момент получения субсидий должник установленным требованиям для предоставления указанной субсидии, не представлены.

Суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.

Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 71 и 100 Закона о банкротстве в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника. Статьей 100 Закона о банкротстве установлен специальный порядок предъявления требований кредиторов к должнику. Закон о банкротстве предусматривает обязанность заявителя приложить документы, позволяющие проверить правомерность требований кредитора, а в необходимых случаях и обоснованность признания должником требований кредитора.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченным органом исполнительной власти, а также в случае их неиспользования в установленные сроки.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.08.2020 № 461-П (ред. от 21.09.2020) «О финансовой поддержке юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), Правила устанавливают порядок предоставления в 2020 году юридическим лицам, которые осуществляют на территории Ульяновской области производство строительных материалов и пострадали в результате введения на указанной территории режима повышенной готовности, обусловленного распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части недополученных доходов в связи с осуществлением деятельности при условии соответствия требованиям, перечисленным в пункте 4 Правил.

В соответствии с пунктом 10 Правил от 18.08.2020 № 461-П в случае нарушения организацией условий и порядка, которые установлены при предоставлении субсидий, установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений, выявленных по результатам проведенных Министерством или уполномоченным органом государственного финансового контроля проверок, а равно в случае неисполнения организацией обязательства, указанного в пункте 7 настоящих Правил, или непредставления в установленный Соглашением срок отчетности о его исполнении, субсидии подлежат возврату в областной бюджет Ульяновской области в полном объеме.

С учетом изложенного право на получение стимулирующей субсидии не является абсолютным, поскольку субсидии выделяются строго на определенные цели, лицо, претендующее на получение субсидии, обязано использовать эту субсидию по строго целевому назначению, а в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидии, эти денежные средства подлежат возврату.

Суды двух инстанций, оценив фактические обстоятельства по делу и имеющиеся доказательства, и установив, что у ООО ДСК «Эталон» в заявленный период отсутствовали недополученные доходы от осуществления производства строительных материалов, обществом предоставлены недостоверные сведения и документы для получения субсидии, пришли к правомерному выводу о наличии оснований для ее возврата.

Судами обоснованно отмечено, что причины предоставления директором обществом недостоверных документов (возможное введение его в заблуждение должностными лицами относительно условий получения субсидии, недостаточная определенность для заявителя этих условий в соответствии с Правилами от 18.08.2020 № 461-П), как и отсутствие умысла на незаконное получение субсидии, значения в рассматриваемом случае не имеют.

Отсутствие со стороны директора общества умысла, направленных на незаконное получение субсидии, не освобождает его от обязанности по возврату в бюджет средств, которые оказались незаконно предоставленными обществу в качестве субсидии.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие представленным в материалы дела доказательствам, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, по существу доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы по приведенным в жалобе доводам отсутствуют.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы не рассматривался, поскольку согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы по данной категории споров государственная пошлина не уплачивается.

На основании изложенного и руководствуясьпунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу № А72-1221/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Ф. Фатхутдинова

Судьи А.Г. Иванова

Н.А. Третьяков