ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-12273/2021 от 04.08.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-20965/2022

г. Казань                                                 Дело № А72-12273/2021

11 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобуГосударственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022

по делу №А72-12273/2021

по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1027301162580, ИНН 7325000479), гор. Димитровград к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (ОГРН 1027300536328, ИНН 7302015020), гор. Димитровград о взыскании финансовых санкций,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ответчик, ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области) финансовых санкций в сумме 52 500 рублей за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год.

Определением арбитражного суда от 12.11.2021 произведена процессуальная замена Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2021 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что предусмотренный частью 22 статьи 17 Закона Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» трехгодичный срок давности, являющийся пресекательным для рассматриваемых отношений, не истек.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит основания для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

При проведении анализа представленной страхователем отчетности в Федеральную налоговую службу и Пенсионный фонд Российской Федерации за отчетный период 2017 год, выявлены расхождения, а именно: страхователем представлены не полные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год на 105 застрахованных лиц, о чем 08.07.2020 направлено уведомление об устранении в 5-дневный срок ошибок и (или) несоответствий в сведениях персонифицированного учета и в налоговой отчетности - расчете по страховым взносам с приложением списка по застрахованным лицам.

22.01.2021 Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 083S18210000334, выразившегося в нарушении ответчиком требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) и вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.02.2021 № 083S19210001489, которым ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 указанного закона в виде штрафа в размере 52 500 рублей.

Требованием от 22.03.2021 № 083S01210002193, направленным страхователю заказным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить сумму штрафа в срок до 09.04.2021. Неисполнение требования ответчиком в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд.

04.06.2021 Арбитражным судом Ульяновской области выдан судебный приказ на взыскание спорных сумм.

Определением от 17.06.2021 указанный судебный приказ отменен, в связи с чем, заявитель предъявил требования в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Проанализировав собранные по делу доказательства и доводы сторон в совокупности и во взаимосвязи, руководствуясь положениями Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании), Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»,суды пришли к выводу о пропуске срока обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций.

Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.

Так, согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 06.12.2018 № 507п (до 01.01.2019 – постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 11.01.2017 № 3п).

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).

Из статьи 2 Закона об обязательном пенсионном страховании следует, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом об индивидуальном учете за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

При этом Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 60 постановления от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.

В пункте 31 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 10 дней на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+1 месяц), 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Из содержания части 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) страхователя по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.

Учитывая, что правонарушение в части представления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год совершено страхователем 01.03.2018, заявитель должен был обратиться в суд не позднее 23.01.2019, однако, обратился в суд за взысканием финансовой санкции 20.08.2021, то есть с пропуском срока.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о нарушении Пенсионным фондом пресекательного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании с заинтересованного лица штрафа в сумме 52 500 рублей.

Судами первой и апелляционной инстанции отмечено, что срок исполнения требования, установленный страховщиком 09.04.2021, не является основанием для исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с указанной даты, поскольку момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовой санкции со страхователя подлежит определению с установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете) срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за соответствующий отчетный период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 указанного закона.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований.

Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.

 Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по делу № А72-12273/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                    И.Ш. Закирова

Судьи                                                                                         А.Н. Ольховиков

Л.Ф.Хабибуллин