ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-12833/2022 от 28.11.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11075/2023

г. Казань Дело № А72-12833/2022

28 ноября 2023 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Махмутовой Г.Н., Хисамова А.Х.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гариповой Л.А.

при участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции представителя истца – Тойматовой О.Б., доверенность от 09.01.2023 б/н,

при участии присутствующего в Арбитражном суде Поволжского округа представителя ответчика – Неверовой Т.А., председатель товарищества,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости «Алексеевское»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023

по делу № А72-12833/2022

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» (ИНН 7328073933, ОГРН 1137328003955) к товариществу собственников недвижимости «Алексеевское» (ИНН 7328089235, ОГРН 1167325060572) о взыскании основного долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» (далее – ООО «УК Экостандарт», истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости «Алексеевское» (далее – ТСН «Алексеевское», ответчик) о взыскании 194 000 руб. 25 коп. долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.11.2021 по 31.05.2022, 6616 руб. 08 коп. пени за период с 27.12.2021 по 31.03.2022.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.09.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 28.10.2022 суд принял от истца заявление о взыскании судебных расходов и перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Протокольным определением от 09.02.2023 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований: истец просил взыскать с ответчика 10 175 руб. 64 коп. основного долга за период с 01.11.2021 по 31.05.2022, 8828 руб. 91 коп. неустойки за период с 31.12.2021 по 31.03.2022, а также пени с 02.10.2022 по день фактической оплаты основного долга, исходя из размера 1/130 ключевой ставки Банка России, 40 000 руб. судебных расходов.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.05.2023 исковые требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 принят отказ истца от иска в части взыскания неустойки в размере 1858 руб. 72 коп., решение по делу в указанной части отменено, производство по делу прекращено.

В остальной части решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.05.2023 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ТСН «Алексеевское» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на отсутствие у ответчика обязанности по предоставлению региональному оператору персональных данных о собственниках многоквартирных домов (МКД), находящихся в управлении ответчика, необходимых истцу для перерасчета платы за предоставляемые коммунальные ресурсы.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ООО «УК Экостандарт» (региональный оператор) и ТСЖ «Алексеевское» (исполнитель) заключен договор от 01.02.2019 № ТСЖ/ЖСК-0035 на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены договором, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ и Ульяновской области, а исполнитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Договор подписан сторонами с протоколом разногласий, протоколом согласования разногласий.

Как указывает ООО «УК Экостандарт» в своем иске, во исполнение условий вышеназванного договора истец оказал ответчику услуги по вывозу ТКО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Ульяновск, пр-т Авиастроителей, 10 в период с 01.11.2021 по 31.05.2022 на общую сумму 10 175 руб. 64 коп. (с учетом уточнения). Ответчик задолженность в указанной части не оплатил, на претензию не отреагировал, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 45, 46, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных), а также разъяснениями, приведенными в Определении Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 № 2173-О, установленными по делу обстоятельствами и пришел к выводу о том, что между сторонами сложились фактические отношения по оказанию услуг по обращению с ТКО, в результате которых у ответчика образовалась задолженность перед истцом в размере 10 175 руб. 64 коп. Данную задолженность суд взыскал с ответчика в пользу истца вместе с неустойкой, начисленной за нарушение сроков оплаты оказанных услуг.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Установлено, что с соблюдением вышеприведенных положений закона ООО «УК Экостандарт» на основании протокола конкурсного отбора от 04.05.2018 № 2 присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности № 3 – Заволжский район г. Ульяновска, Чердаклинский район и Старомайнский район Ульяновской области), и 14.05.2018 между Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ООО «УК Экостандарт» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ульяновской области, согласно которому региональный оператор обязался в течение срока действия договора (до 13.05.2018) обеспечивать сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Ульяновской области (зона деятельности № 3) в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области, утвержденной приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 № 50-од и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

Согласно пункту 4.1 данного Соглашения взаимодействие регионального оператора с собственниками ТКО осуществляется на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждено Правилами № 1156 (пункт 4.4 Соглашения).

Дополнительным соглашением от 25.10.2018 в указанном Соглашении Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области заменено на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Типовая форма договора региональным оператором (ООО «УК Экостандарт») опубликована в газете «Ульяновск сегодня» № 123 (1850) от 14.12.2018. Повторно договор был опубликован 14.05.2019 в газете «Ульяновская правда» в выпуске № 33 (24.205).

Согласно статье 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4), а также оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2).

Факт оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО в указанный в иске период ответчиком не отрицается.

Спор между истцом и ответчиком в отношении взысканной по решению суда денежной суммы заключается в отсутствии перерасчета по услуге «обращение с ТКО» в отношении ряда жильцов МКД № 10 по пр-ту Авиастроителей г. Ульяновска, временно не проживавших в своих жилых помещениях. ТСН «Алексеевское» указывает, что передавало ООО «УК Экостандарт» сведения о временно отсутствующих жильцах в обобщенном виде – об изменении общего количества человек, проживающих в доме, для осуществления перерасчета. При этом персональные данные о таких жильцах ответчик передавал истцу только в отношении тех жильцов, которые дали согласие на передачу их персональных данных. ООО «УК Экостандарт» считает, что ТСН «Алексеевское» должно передавать персональные данные всех временно отсутствующих жильцов, в отношении тех отсутствующих жильцов, по которым ответчик данные не передавал, перерасчет не производился.

В силу части 6.2 статьи 155 ЖК РФ товарищество собственников жилья, которое получает плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляет расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО, с которым товариществом собственников жилья заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Норматив накопления ТКО на территории Ульяновской области утвержден приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 № 06-77. Норматив накопления утвержден на количество проживающих.

В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья обязано вести реестр собственников помещений в МКД, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в МКД, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в МКД является юридическое лицо, номер помещения в МКД, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.

Согласно пункту 148(1-1) Правил № 354 правление товарищества предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО сведения из реестра собственников помещений в МКД, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в МКД. полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в МКД является юридическое лицо, номер помещения в МКД, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.

Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.

Таким образом, для начисления платы за коммунальный ресурс истец должен обладать необходимыми сведениями в отношении всех собственников МКД, полученными от ответчика для корректного начисления платы за коммунальную услугу, в том числе и для проведения перерасчета за услугу «обращение с ТКО».

Ссылка ответчика на положения Закона о персональных данных в обоснование своей позиции о том, что ТСН «Алексеевское» не должно было передавать сведения о персональных данных тех собственников МКД, которые не дали своего согласие на передачу персональных данных, обоснованно отклонена судами.

Законом о персональных данных на операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, возложена обязанность не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Вместе с тем в пункте 7 части 1 статьи 6 данного Закона указано, что обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных в том случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.07.2019 № 2173-0, положения пункта 7 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных, допускающие обработку персональных данных оператором персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных, если такая обработка необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права субъекта персональных данных.

В обоснование своей позиции об отказе в предоставлении сведений в отношении потребителей коммунальной услуги, в отношении которых необходимо произвести перерасчет, ответчик также сослался на протокол общего собрания собственников помещений в МКД от 31.01.2019 № 1/2019, а именно – на 13-й вопрос повестки, по которому принято решение о даче согласия на передачу персональных данных региональному оператору по обращению с ТКО не всеми собственниками. За решение указанного вопроса проголосовало: «согласен» 67,18%, «не согласен» 32,82%. В связи с чем ТСН не предоставляет региональному оператору информацию для перерасчета в отношении лиц, входящих в 32,82% проголосовавших против.

Данный довод ответчика также является необоснованным.

В соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в МКД, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в МКД, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Таким образом, передача региональному оператору персональных данных для проведения перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО, в отношении лиц, проголосовавших против этого, также является обязанностью ответчика и для этого не нужно согласие на обработку персональных данных указанных лиц.

В силу положений частей 15 и 16 статьи 155 ЖК РФ при привлечении лицами, указанными в части 15 ЖК РФ, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Совокупность указанных положений свидетельствует о том, что обработка персональных данных может осуществляться как с согласия на обработку персональных данных, так и в отсутствие такого согласия субъекта персональных данных.

Пунктом 148 (24) Правил № 354 предусмотрено право потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО требовать изменения размера платы за данную коммунальную услугу за период временного отсутствия в занимаемом жилом помещении.

Временным считается отсутствие потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд (пункт 148(44) Правил № 354).

В силу пункта 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Для подтверждения продолжительности периода временного отсутствии потребителя по месту постоянного жительства к заявлению о перерасчете прикладываются документы, перечисленные в пункте 93 Правил № 354.

В соответствии с пунктом 91 Правил № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Как установлено судами, заявления о проведении перерасчета начисления платы за ТКО поданы ответчиком с нарушением указанного срока, что дает истцу право отказать в проведении перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Однако, несмотря на это, истец сделал перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО после предоставления ответчиком в материалы дела документов, подтверждающих основания для перерасчета, за исключением тех собственников, в отношении которых ответчик не передал персональные данные.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца основной долг за услугу по обращению с ТКО в размере 10 175 руб. 64 коп.

Арифметический размер задолженности истца ответчиком не оспорен, контррасчет долга не представлен.

Суд апелляционной инстанции проверил указанный расчет задолженности и признал его правильным.

Кроме того, истец заявлял требование о взыскании с ответчика неустойки за нарушение срока оплаты оказанных услуг за период с 31.12.2021 по 31.03.2022 в размере 8828 руб. 91 коп., а также пени с 02.10.2022 по день фактической оплаты основного долга исходя из размера 1/130 ключевой ставки Банка России.

Пунктом 7.2 договора № ТСЖ/ЖСК-0035 стороны предусмотрели, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по оплате договора, региональный оператор вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Данный пункт договора соответствует пункту 22 типового договора, утвержденного Правилами № 1156.

Ответчик своего контррасчета пеней не представил.

Суд первой инстанции удовлетворил данное требование истца.

Вместе с тем, как было указано выше, в суде апелляционной инстанции ООО «УК Экостандарт» отказалось от взыскания пеней в размере 1858 руб. 72 коп.

Данный отказ от части исковых требований был принят судом апелляционной инстанции, поскольку он соответствует требованиям пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 474, в котором указано, что начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении с ТКО, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Банка России из следующих значений: ключевая ставка Банка России, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка Банка России, действующая на день фактической оплаты.

В связи с чем истец произвел перерасчет размера неустойки, исходя из ключевой ставки Банка России 7,5% годовых, действовавшей на дату вынесения решения, в то время как изначально расчет пеней был произведен по ключевой ставке Банка России 9,5% годовых, действовавшей на дату предъявления требования об оплате.

С учетом отказа от взыскания пеней на сумму 1828 руб. 72 коп., размер взыскиваемой с ответчика в пользу истца неустойки составляет 6970 руб. 19 коп.

Размер судебных расходов (государственная пошлина и оплата услуг представителя) был взыскан судом первой инстанции с ответчика в пользу истца с учетом факта удовлетворения исковых требований в полном объеме, а также принципа разумности и справедливости.

Довод ответчика о несоразмерности взысканных расходов на оплату услуг представителя (40 000 руб.) отклонен судом апелляционной инстанции.

Факт несения истцом указанных судебных расходов подтвержден представленными в материалы дела документами, а размер этих расходов соответствует объему услуг, фактически оказанных истцу его представителем (подготовка и направление в суд искового заявления, представительство в шести судебных заседаниях суда первой инстанции) и не превышает расценок, установленных Инструкцией о порядке определения минимальных ставок оплаты труда адвокатов Ульяновской области.

Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.

Поскольку судом апелляционной инстанции частично отменено решение суда первой инстанции, оставлению без изменения подлежит постановление суда апелляционной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 по делу № А72-12833/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи Г.Н. Махмутова

А.Х. Хисамов