АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-22894/2017
г. Казань Дело № А72-13131/2013
02 августа 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 30.01.2017),
заинтересованного лица – администрации г. Ульяновска – ФИО2 (доверенность от 07.04.2017),
в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобуадминистрации г. Ульяновска,Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Корнилов А.Б.)
по делу № А72-13131/2013
по заявлению администрации г. Ульяновска о прекращении исполнительного производства от 27.06.2014 № 12444/15/73017-ИП,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Симбирск- Ойл», г. Ульяновск (ОГРН <***>) заинтересованные лица: администрация г. Ульяновска, г. Ульяновск, Комитет архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, г.Ульяновск, третье лицо: Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа, с извещением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО3, г.Ульяновск, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, г.Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Ульяновска обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о прекращении исполнительного производства от 27.06.2014 № 12444/15/73017-ИП, заявленным в рамках дела № А72-13131/2013. Определением от 20.12.2016 суд привлек к участию в деле по рассмотрению заявления о прекращении исполнительного производства в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.01.2017 исполнительное производство от 27.06.2014 № 12444/15/73017-ИП в отношении администрации города Ульяновска о выполнении решения по делу № А72-13131/2013 прекращено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 определение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.01.2017 о прекращении исполнительного производства по делу № А72-13131/2013 отменено. В удовлетворении заявления администрации города Ульяновска о прекращении исполнительного производства № 12444/15/73017-ИП отказано.
В кассационной жалобе администрация г. Ульяновска,Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска просят постановление апелляционной инстанции отменить, определение суда первой инстанции оставить в силе по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.02.2014 суд признал недействительным отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 31.05.2013 № 01-13/3677. Обязал администрацию города Ульяновска в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г.Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 № 90, обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 35 955 кв. м, под строительство гостиничного комплекса, южнее дома № 27 по ул.Орловской в Засвияжском районе г.Ульяновска, согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью «Симбирск-Ойл» (далее – ООО «Симбирск-Ойл») от 29.02.2012 в срок не более двух недель с даты вступления в силу настоящего решения. Обязал администрацию города Ульяновска в установленные сроки в соответствии с частями 5-7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г.Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 № 90, принять одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения. Арбитражным судом Ульяновской области на основании указанного решения 08.05.2014 выданы исполнительные листы, в том числе исполнительный лист серия АС 003853398.
Судебным приставом-исполнителем 27.06.2014 на основании указанного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство № 12444/15/73017-ИП.
Согласно части 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава- исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В силу части 2 статьи 327 АПК РФ приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава - исполнителя.
Статьей 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены основания прекращения исполнительного производства, в числе которых указана утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
В данном случае решением от 20.02.2014 суд обязал администрацию города Ульяновска в установленные сроки в соответствии с частями 5-7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 № 90, принять одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление администрации г. Ульяновска, исходил из следующего: Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был регламентирован статьями 30-32 земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) (в редакции до 01.03.2015).
Суд апелляционной инстанции, отменяя определение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.01.2017, исходил из того, что с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области от 17.01.2014 администрация не предпринимала действий, направленных на его исполнение, что является грубым нарушением требований закона, установленных частью 1 статьи 16 АПК РФ, частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации», статьей 8 Федерального закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в период действия данного закона), а также статьей 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой государство обязано обеспечивать любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты.
Суд апелляционной инстанции указал, что судом первой инстанции при рассмотрении заявления о прекращения исполнительного производства неправильно истолкованы нормы Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В данном случае соответствующие положения не регулируют и не применяются к действиям и правоотношениям, которые должны быть осуществлены при добросовестном поведении ответчика (заинтересованного лица), но отсутствовали по причине незаконности действий и бездействий, которые установлены судебным актом или связаны с его неисполнением.
Поскольку изменения земельного законодательства возникли позднее вступившего в законную силу и подлежащего немедленному исполнению судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что такие изменения не могут применяться в сложившейся ситуации, так как административный спор уже разрешен, спорные правоотношения связаны со старым законодательством и прежней компетенцией должника и подлежат, соответственно, применению и осуществлению в силу противоправного изменения обычного порядка и очевидного отклонения от предполагаемого законного поведения, в связи с чем отказал администрации в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства от 27.06.2014 № 12444/15/73017-ИП.
Между тем судом апелляционной инстанции не принято во внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В силу части 2 статьи 327 АПК РФ приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
В статье 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указаны случаи прекращения исполнительного производства. Одним из оснований прекращения указана утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.01.2014 на администрацию возложена обязанность в установленные сроки в соответствии со статьей 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 № 90, статьей 31 ЗК РФ принять одно из решений: о выборе либо об отказе в выборе испрашиваемого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был регламентирован статьями 30-32 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ.
При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ). В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ) статьи 30-32 ЗК РФ утратили силу с 01.03.2015.
ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, не предусматривает предоставления для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта.
В статье 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ закреплены переходные положения, в частности земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2018 предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (пункт 1 названной статьи).
Конституционность данной нормы подтверждено Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2016 № 2465-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО4 на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ.
Законодателем определен юридический факт, наличие которого является основанием для продолжения процедуры предоставления земельного участка для строительства, начатой до 01.03.2015. Таким фактом является принятое до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка.
Однако, до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом ООО «Симбирск-Ойл» земельном участке принято не было, в связи с чем в настоящее время предоставление взыскателю земельного участка для строительства по ранее действовавшей процедуре предоставления таких участков невозможно в силу прямого указания закона.
Ссылка суда апелляционной инстанции на положения статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ несостоятельна, основана на ошибочном толковании данной нормы, не подлежащей применению к процедуре предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Также следует отметить, что вопросы о прекращении исполнительного производства по принятым в сфере нарушения земельных правоотношений судебным актам, в том числе в части невыполнения уполномоченным органом различных административных (публичных) процедур, должны в каждом конкретном случае разрешаться с учетом, в том числе упразднения законодателем отдельных этапов таких процедур по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также возможности восстановления прав участников гражданского оборота, в пользу которого состоялось судебное решение, после изменения действующего законодательства и с учетом переходных положений нового закона, предусматривающего (либо исключающего) возможность такого предоставления после вступления его в законную силу.
Наличие вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области от 20.02.2014 по делу № А72-13131/2013, которым на администрацию возложена обязанность принять решение по заявлению ООО «Симбирск-Ойл» от 29.02.2012 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 35 955 кв. м, расположенного южнее дома № 27 по ул.Орлова в Засвияжском районе г.Ульяновска, для размещения гостиничного комплекса, не опровергает необходимости соблюдения установленной законом процедуры предоставления земельного участка в аренду.
Кроме того, исполнение решения суда не приведет к восстановлению прав ООО «Симбирск-Ойл», поскольку принятие какого-либо из решений, касающихся вопросов о выборе испрашиваемого земельного участка, не будет являться основанием для решения вопроса о предоставлении земельного участка в силу прямого указания закона ввиду отсутствия правовых механизмов, позволяющих продолжить процедуру предоставления такого земельного участка.
Сами по себе судебные акты также не предопределяют право ООО «Симбирск-Ойл» на предоставление земельного участка. При такой ситуации (длительное нахождение на исполнении решения суда) ООО «Симбирск-Ойл» не лишено возможности защитить свои права предусмотренными законом способами, в том числе путем подачи иска о взыскании убытков при наличии таковых.
Аналогичные правовые позиции изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2016 № 306-КГ16-10552 по делу № А55-8656/2012, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 21.12.2016 по делу № А72-4160/2014, от 18.07.2017 по делу № А72-13130/2013, от 24.07.2017 по делу № А72-7951/2013 постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2015 по делу № А51-370/2015, от 21.12.2015 по делу № А51-34574/2013.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 отменить, оставить в силе определение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.01.2017.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 по делу № А72-13131/2013 отменить.
Оставить без изменения определение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.01.2017 по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья В.А. Карпова
Судьи С.Ю. Муравьев
А.Ф. Фатхутдинова