ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-13616/20 от 30.11.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11752/2021

г. Казань                                                 Дело № А72-13616/2020

07 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Желаевой М.З.,

судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Скулкиной Р.В.,

при участии в судебном заседании представителей присутствовавших:

в Арбитражном суде Ульяновской области:

Правительства Ульяновской области – Брызгалиной О.А., доверенность от 19.10.2021,

Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области – Брызгалиной О.А., доверенность от 25.11.2021,

в Арбитражном суде Поволжского округа

общества с ограниченной ответственностью «Т1» – Виноградова М.П., доверенность от 20.05.2020; Ганиева М.И., доверенность от 01.09.2020,

в отсутствие иных представителей лиц, привлеченных к участию в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Т1»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021

по делу № А72-13616/2020

по исковому заявлению Правительства Ульяновской области (ОГРН 1027301175110) к обществу с ограниченной ответственностью «Т1», с.п. Мирновское Ульяновской области (ОГРН 1127329001645) о расторжении соглашения от 30.10.2017 № 149-ДП,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области; акционерного общества «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск»; Министерства экономического развития Российской Федерации; акционерного общества «Авиастар-СП» (обособленное подразделение аэропорт «Ульяновск-Восточный»),

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Правительство Ульяновской области (далее – Правительство УО, истец) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Т1» (далее – ООО «Т1», ответчик), о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в портовой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25 (в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019 № 54-ДП).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области; акционерное общество «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск»; Министерство экономического развития Российской Федерации; акционерное общество «Авиастар-СП» (обособленное подразделение аэропорт «Ульяновск-Восточный»).

В порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Т1» предъявило встречное исковое заявление о разрешении возникших разногласий при внесении изменений в соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25, исключив из предмета соглашения условия о создании резидентом ООО «Т1» ангарного комплекса для обслуживания воздушных судов с суммарной площадью помещений не менее 35 800 кв.м, приложение № 1 к соглашению принять в редакции бизнес-плана ООО «Т1» от 28.07.2020.

ООО «Т1» также ходатайствовало о назначении по делу судебной экспертизы.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.04.2021 ходатайство ответчика о назначении судебной экспертизы оставлено без удовлетворения. Встречное исковое заявление возвращено. ООО «Т1», из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 6000 руб. Исковое заявление Правительства УО удовлетворено: расторгнуто соглашение об осуществлении деятельности в портовой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25 (в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019 № 54-ДП). С ООО «Т1» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 6000 руб.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.04.2021 оставлено без изменения.

Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ответчика, который полагает, что арбитражным судом при исследовании и вынесении обжалуемых решения и постановления нарушены нормы как материального, так и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. Доводы подробно изложены в жалобе, по существу которых заявитель просит отменить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Правительства УО.

В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы суда соответствующими представленным в дело доказательствам и нормам права, отметив, что доводы ответчика несостоятельны, направлены исключительно на переоценку установленных судами обстоятельств.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ульяновской области.

В процессе рассмотрения кассационной жалобы представители ООО «Т1» настаивали на доводах, приведенных в обоснование жалобы; представитель Правительства УО и Министерства экономического развития и промышленности УО возражала против позиции заявителя.

Иные лица, привлеченные к участию в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством публичного размещения соответствующей информации в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru) и уведомления на официальном сайте суда кассационной инстанции, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для ее рассмотрения.

Рассмотрев кассационную жалобу, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права, соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению, в связи со следующим.

Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, между Министерством экономического развития Российской Федерации (далее – Министерство), открытым акционерным обществом «Особые экономические зоны» (далее – ОАО «Особые экономические зоны», Управляющая компания) и обществом с ограниченной ответственностью «ААР Рус» (далее – ООО «ААР Рус»,  Резидент) 04.10.2012 было заключено соглашение об осуществлении деятельности в портовой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области № С-473-ОС/Д25 (далее – Соглашение), предметом которого определена деятельность Резидента в портовой особой экономической зоне в соответствии с прилагаемым к Соглашению бизнес‑планом, а именно:

складирование и хранение товаров, за исключением подакцизных;

операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, сборка или разборка, деление партии, маркировка);

оптовая торговля не подакцизными товарами;

создание Резидентом складских и административно-хозяйственных помещений общей площадью не менее 6700 кв.м. в соответствии с прилагаемым к настоящему Соглашению бизнес-планом;

создание управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных настоящим Соглашением, характеристики которых отвечают необходимым потребностям Резидента (л.д.37, том 1).

Условиями договора определены права и обязанности сторон, сроки его действия – до 30.12.2058, а также условия изменения и прекращения его действия.

Согласно пунктов 2.1.1; 2.1.8 Соглашения  Министерство должно было заключить с Резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны, а также уведомить Резидента о передаче отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной органу(ам) исполнительной власти субъекта(ов) Российской Федерации, Управляющей компании.

Согласно пункту 2.5.2 Соглашения Резидент обязался осуществить инвестиции в сумме 219 000 000 руб.

Пунктами 4.4;4.6;4.7 Соглашения предусмотрено, что оно может быть расторгнуто по требованию Министерства, одной из сторон при существенном нарушении его условий другой стороной, при нарушении части 3 статьи 20 Федерального закона об особых экономических зонах, при нарушении Резидентом условий и сроков выполнения обязательств по проектированию и строительству (л.д.43, том 1).

В пункте 7.6 Соглашения указано, что его неотъемлемой частью являются: Бизнес-план, копия решения (протокола ) Экспертного совета по портовым особым экономическим зонам, перечень и график капитального строительства объектов Резидента, перечень и график строительства объектов инфраструктуры (объектов капитального строительства) особой экономической зоны.

Дополнительным соглашением от 09.08.2013 № С-313-ОС/Д14 к указанному Соглашению, заключенному между Министерством, ОАО «Особые экономические зоны» и ООО «ААР Рус» внесены изменения, касающиеся предмета соглашения и установлено, что  предметом Соглашения является ведение Резидентом деятельности в портовой особой экономической зоне в соответствии с прилагаемым бизнес-планом, а именно: складирование, хранение товаров, за исключением подакцизных; операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка); оптовая торговля неподакцизными товарами; техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; создание Резидентом складских и административно-хозяйственных помещений, ангарного комплекса для технического обслуживания и ремонта авиационной техники в соответствии с прилагаемым бизнес-планом; создание Управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных настоящим Соглашением, характеристики которых отвечают необходимым потребностям Резидента.

Согласно названному дополнению изменена сумма инвестиций Резидента до 2 547 800 000 рублей.

Дополнительным соглашением уточнено, что к Соглашению прилагаются: Бизнес-план от 17.05.2013, копия решения (протокола) Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам от 24.04.2013 № 3, перечень и график капитального строительства объектов Резидента (л.д. 49-50, т 1).

Между Министерством, ОАО «Особые экономические зоны» и ООО «ААР Рус» 02.02.2015 заключено соглашение № С-23-АЦ/Д14 о замене Управляющей компании по Соглашению об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25 (в редакции дополнительного соглашения от 09.08.2013 № С-313-ОС/Д14), согласно которому  прекращены полномочия ОАО «Особые экономические зоны» и привлечено в качестве Управляющей компании акционерное общество «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» (далее – АО «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск») (л.д.55-57, том 1).

В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации «О передаче Правительству Ульяновской области отдельных полномочий по управлению портовой особой экономической зоной, созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 18.04.2016 № 245 Правительству Ульяновской области (далее Правительству УО) переданы определенные полномочия по управлению портовой особой экономической зоной, предусмотренные частью 1 статьи 8 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ((далее – Федеральный Закон) (л.д.59, том 1).

В соответствии с названным приказом от имени Министерства с Правительством УО было заключено Соглашение о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной Правительству УО от 05.09.2016 № С-627-АЦ/Д14 сроком на 10 лет, согласно статье 2 которого перечислены делегируемые Правительству УО полномочия по управлению особой экономической зоной (далее – ОЭЗ).

Министерство в соответствии со статьями 3, 6 Соглашения осуществляет контроль за исполнением переданных Правительству УО полномочий (л.д. 60, том 1).

Дополнительными соглашениями от 28.12.2018 № С-256-ВЖ/Д14 и от 27.12.2019 № С-324-СГ/Д14/170-ДП в Соглашение о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной Правительству УО от 05.09.2016 № С-627-АЦ/Д14 внесены были соответствующие изменения, касающиеся переданных полномочий (л.д.80, том 1).

Между Правительством УО, Управляющей компанией – АО «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» и правопреемником Резидента - ООО «Т1» 29.04.2019 заключено дополнительное соглашение № 54-ДП к Соглашению от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25.

В соответствии с пунктом 1 данного дополнительного соглашения  предмет, определенный условиями  Соглашения от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25, дополнен следующим:  производство компонентов и запасных частей; создание Резидентом в соответствии с прилагаемым к настоящему Соглашению бизнес-планом объектов капитального строительства общей площадью не менее 38800 кв. м, в том числе:

- складского комплекса класса «А» площадью не менее 3000 кв.м;

- ангарного комплекса для обслуживания воздушных судов с суммарной площадью помещений не менее 35 800 кв.м.

К настоящему соглашению согласно пункту 7.6 приложены и являются его неотъемлемой частью: бизнес-план от 15.03.2019; план-график реализации бизнес-плана, копия решения экспертного совета по портовой ОЭЗ от 28.02.2019 № 27-ПС (л.д.95-103, том 1).

Согласно пункту 2.5.1 настоящего соглашения Резидент обязан вести на территории портовой особой экономической зоны только деятельность, предусмотренную соглашением.

В соответствии с пунктом 2.5.2 соглашения в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, Резидент должен был осуществить инвестиции в сумме не менее чем 3 876 100 000 руб., в том числе капитальные вложения в сумме не менее чем 3 561 581 000 руб.

Соглашение заключается на срок до 30.12.2058 и вступает в силу с даты его подписания сторонами (пункт 3.1 соглашения).

В разделе 4 названного соглашения  предусмотрены условия изменения и прекращения действия соглашения, в том числе условие, при котором соглашение может быть расторгнуто в судебном порядке по требованию Органа  исполнительной власти. 

В обоснование первоначального иска указано на неосуществление ответчиком инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением, являющихся в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 20 Федеральный Закон существенным нарушением Резидента соглашния, а именно: несоответствие фактического объема инвестиций объему, предусмотренному пунктом 2.5.2 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019 № 54-ДП).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии с пунктом 4.7. Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019 существенными нарушениями при исполнении сторонами принятых на себя обязательств являются нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 20 Федерального Закона, а также иные существенные нарушения условий соглашения, установленные по соглашению сторон, в том числе:

- неосуществление резидентом капитальных вложений в объеме и в сроки, предусмотренные таблицей раздела 7.8 «Финансовый план проекта» бизнес-плана резидента, формат которой соответствует формату таблицы № 2 приложения к форме бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 12.03.2011 № 101;

- неосуществление резидентом создания объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 соглашения с количественными параметрами, предусмотренными пунктом 1 соглашения (пункты 4.7.1; 4.7.2. названного Соглашения).

Частью 1 статьи 7 Федерального Закона предусмотрено, что управление особыми экономическими зонами возложено на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Статьей 8 Федерального Закона определен перечень полномочий, возложенных на орган, осуществляющий управление особыми экономическими зонами, и носящих публичный характер.

Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» (далее – Положение).

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального Закона отдельные полномочия по управлению особыми экономическими зонами могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации по решению руководителя уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Пунктом 4 статьи 8 Федерального Закона установлено, что полномочия, предусмотренные пунктами 2, 3, 5, 5.1, 6, 7, 9 и 11 части 1 настоящей статьи, а также полномочия, предусмотренные пунктом 8 части 1 настоящей статьи, за исключением полномочий по отчуждению указанных объектов недвижимости, могут быть переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном частью 2 статьи 7 настоящего Федерального Закона.

В порядке пункта 7 названной статьи, в случае, если органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия по управлению особыми экономическими зонами, контроль за исполнением переданных полномочий осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании приказа Министерства «О передаче Правительству Ульяновской области отдельных полномочий по управлению портовой особой экономической зоной, созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 18.04.2016 № 245 было заключено соглашение о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной Правительству УО от 05.09.2016 № С‑627-АЦ/Д14 (с дополнительными соглашениями от 28.12.2018 № С‑256‑ВЖ/Д14 и от 27.12.2019 № С-324-СГ/Д14/170-ДП), по условиям которого Правительству УО были делегированы отдельные полномочия по управлению особой экономической зоной созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, в том числе, полномочия по осуществлению контроля за исполнением Резидентом ОЭЗ соглашения в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 16.03.2009 № 82.

За Министерством остались полномочия по осуществлению контроля за исполнением переданных Правительству УО полномочий в соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального Закона.

Приказ Минэкономразвития России от 16.03.2009 № 82 утратил силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 23.08.2016 № 530 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне» (далее – Порядок).

Согласно пункту 20 указанного Порядка право на обращение в суд с заявлением о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне в случае не устранения Резидентом существенных нарушений отнесено к мероприятиям по осуществлению контроля за исполнением Резидентом ОЭЗ Соглашения об осуществлении деятельности.

Судом отмечено, что из письма Минэкономразвития России от 06.12.2016 №Д-14и-3668 следует, что в случае расторжения соглашения об осуществлении деятельности по соглашению сторон или в судебном порядке Правительство УО действует в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.04.2016 № 245 и соглашением от 05.09.2016 № С-627-АЦ/Д14.

Вывод суда о том, что Правительство УО вправе обратиться в арбитражный суд с иском о расторжении соглашения, правомерен.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального Закона особая экономическая зона – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального Закона Соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне заключается между Резидентом ОЭЗ, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального Закона, и управляющей компанией.

Частью 3 статьи 20 Федерального Закона предусмотрено, что существенным нарушением Резидентом ОЭЗ условий Соглашения об осуществлении деятельности является:

- неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом

- непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;

- неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.

Судом отмечено, что согласно бизнес-плану инвестиционного проекта «Создание предприятия по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, а также логистического центра» (л.д. 110-111, том 4, табл. 30), плану-графику реализации бизнес-плана (приложение № 2 к дополнительному соглашению от 29.04.2019 № 54-ДП, л.д. 52, том 5) определена дата сдачи ангарного комплекса в эксплуатацию – 31.12.2021.

Актом от 29.01.2020 № 1 внеплановой проверки исполнения условий соглашения  выявлены нарушения условий соглашения от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25 в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019 № 54-ДП (л.д. 130-144, том 1).

Согласно указанному акту внеплановой проверки обязательства по осуществлению капитальных вложений в ангарный комплекс на 01.01.2019 в размере 37 900 000 руб. исполнены частично, неисполнение составляет 92%. Документы, подтверждающие исполнение обязательства по осуществлению инвестиционных затрат в размере 47 400 000 руб., за исключением капитальных вложений, на 01.01.2019 Резидентом не представлены. Выводы об исполнении Соглашения в данной части сделать не представляется возможным.

В адрес ООО «Т1» направлено 10.02.2020 уведомление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, а именно:

- в срок до 01.03.2020 направить в АО «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» заявления о предоставлении технических условий на подключение/присоединение объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, на технологическое присоединение к электрическим сетям, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, с приложением расчетов и обоснований требуемых объемов мощностей топливно-энергетических ресурсов, по объектам капитального строительства, требующим такого подключения/присоединения;

- в срок до 20.04.2020 произвести проектные работы по ангарному комплексу;

- в срок до 20.05.2020 оплатить расходы, связанные с проведением экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, в случае если проведение экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- в срок до 20.05.2020 направить в АО «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» положительные заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, необходимые для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, за исключением случаев, когда проведение обязательной государственной экспертизы не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- в срок до 20.05.2020 осуществить инвестиционные затраты, в том числе капитальные вложения, в размере, предусмотренном бизнес-планом.

В связи с тем, что ответчик не устранил выявленные нарушения в установленный срок, в адрес ООО «Т1» направлено 14.07.2020  предложение о расторжении соглашения от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25, в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019 № 54-ДП.

Согласно пункту 2 Порядка осуществления контроля за исполнением Резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.08.2016 № 530 (далее – Порядок осуществления контроля), контроль осуществляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление особыми экономическими зонами, либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему на основании соглашения о передаче органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий по управлению особой экономической зоной, в форме проверки исполнения резидентами условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.

Согласно пунктам 15, 16 Порядка осуществления контроля по результатам плановых и внеплановых проверок не позднее 5 (пяти) рабочих дней после ее окончания составляется акт проверки в двух экземплярах и подписывается всеми проверяющими.

Первый экземпляр акта проверки вручается Резиденту под расписку, второй экземпляр акта проверки остается в федеральном органе исполнительной власти либо в органе исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 19 Порядка осуществления контроля в случае, если в результате проверки выявлен факт неисполнения Резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня истечения срока, предоставленного Резиденту для обжалования результатов проверки, направляет Резиденту уведомление об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

По истечении срока, указанного в уведомлении, федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти проводит в соответствии с настоящим Порядком проверку на предмет устранения резидентом ранее выявленных нарушений условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.

При этом пунктом 20 Порядка осуществления контроля предусмотрено, что в случае если Резидентом в указанные в уведомлении сроки не устранены существенные нарушения, федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.

В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 11 Федерального Закона Резидент вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Акт от 29.01.2020 № 1 внеплановой проверки исполнения условий соглашения направлен в адрес Резидента и им не оспорен.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что ответчиком существенно нарушены условия Соглашения от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25, в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019 № 54-ДП, в связи с чем пришел к выводу о расторжении Соглашения в связи с существенным нарушением Резидентом его условий.

Доводы ответчика об отсутствии его вины в невозможности возведения ангарного комплекса отклонены судом.

Вопросы, изложенные ответчиком в ходатайстве о назначении судебной экспертизы по делу, признаны судом не имеющими существенного значения для разрешения настоящего спора, поскольку не могут повлиять на квалификацию существенности либо несущественности нарушения Резидентом условий соглашения.

Встречное исковое заявление возвращено судом со ссылкой на положения статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что встречное требование не направлено к зачету первоначального требования; удовлетворение встречного иска не сможет исключить полностью или в части удовлетворение первоначального иска; совместное рассмотрение первоначального и встречного исков не приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела, а напротив, увеличит длительность его рассмотрения в связи с большим количеством подлежащих исследованию документов и применяемых норм права.

Вместе с тем судом при рассмотрении заявленных исковых требований не дана правовая оценка следующим обстоятельствам.

Соглашение от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25 заключено между Министерством, Управляющей компанией и Резидентом, определена деятельность Резидента в портовой особой экономической зоне в соответствии с прилагаемым к Соглашению бизнес-планом на период до 30.12.2058, характеристики которых отвечают необходимым потребностям Резидента (л.д. 37, том 1).

Дополнительным соглашением от 09.08.2013 № С-313-ОС/Д14 к указанному Соглашению, заключенному между теми же сторонами внесены изменения, касающиеся предмета соглашения. Данным дополнением уточнено, что к Соглашению прилагаются: Бизнес-план от 17.05.2013, копия решения (протокола) Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам от 24.04.2013 № 3, перечень и график  капитального строительства объектов Резидента (л.д. 49-50, том 1).

Между Министерством, ОАО «Особые экономические зоны» и ООО «ААР Рус» 02.02.2015 заключено соглашение № С-23-АЦ/Д14 о замене Управляющей компании по Соглашению об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25 (в редакции дополнительного соглашения от 09.08.2013 № С-313-ОС/Д14), согласно которому прекращены полномочия ОАО «Особые экономические зоны» и привлечено в качестве Управляющей компании АО «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» (л.д. 55-57, том 1).

В соответствии с приказом Министерства от 18.04.2016 № 245 Правительству УО переданы определенные полномочия по управлению портовой особой экономической зоной (л.д. 59, том 1).

С Правительством УО на основании названного приказа было заключено соглашение о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной от 05.09.2016 № С-627-АЦ/Д14 сроком на 10 лет, в пункте 2 которого перечислены делегируемые Правительству УО полномочия  по управлению ОЭЗ (л.д. 60, том 1).

Дополнительными соглашениями от 28.12.2018 № С-256-ВЖ/Д14 и от 27.12.2019 № С-324-СГ/Д14/170-ДП в соглашение о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной Правительству УО от 05.09.2016 № С-627-АЦ/Д14 внесены были соответствующие изменения, касающиеся переданных полномочий (л.д. 80, том 1).

Между Правительством УО, Управляющей компанией, правопреемником Резидента - ООО «Т1» 29.04.2019 заключено дополнительное соглашение № 54-ДП к соглашению от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25.

В соответствии с пунктом 1 данного дополнительного соглашения предмет, определенный условиями Соглашения от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25, дополнен следующим: производство компонентов и запасных частей; создание Резидентом в соответствии с прилагаемым к настоящему соглашению бизнес-планом объектов капитального строительства общей площадью не менее 38800 кв. м, в том числе:

- складского комплекса класса «А» площадью не менее 3000 кв.м;

- ангарного комплекса для обслуживания воздушных судов с суммарной площадью помещений не менее 35 800 кв.м.

К настоящему  соглашению согласно пункту 7.6 приложены и являются его неотъемлемой частью: бизнес-план от 15.03.2019; план-график реализации бизнес-плана, копия решения экспертного совета по портовой ОЭЗ от 28.02.2019 № 27-ПС (л.д. 95-103, том 1).

Согласно статье 12 Федерального Закона соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне заключается между резидентом, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и управляющей компанией.

Полномочия истца по управлению ОЭЗ основаны на полномочиях, переданных ему в соответствии с приказом Министерства от 18.04.2016 № 245, соглашением о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной от 05.09.2016 № С-627-АЦ/Д14, в редакции дополнительных соглашений от 28.12.2018 № С-256-ВЖ/Д14 и от 27.12.2019 № С-324-СГ/Д14/170-ДП.

Анализ названным полномочиям судом не дана при оценке условий дополнительное соглашения от 29.04.2019  № 54-ДП, заключенного между Правительством УО, Управляющей компанией и Резидентом.

Истец 02.02.2021 заявил по делу ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просил:

- расторгнуть дополнительное соглашение от 29.04.2019 № 54-ДП к Соглашению об осуществлении деятельности в портовой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25;

- а также Соглашение об осуществлении деятельности в портовой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25.

В судебном заседании 09.02.2021 представитель ответчика заявил ходатайство об истребовании дополнительных доказательств у Правительства УО:

- всех материалов Экспертного совета по заявке ООО «Т1» от 05.10.2020 за № 035в/20 на внесение изменений в соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, от 04.10.2012 № С473-ОС/Д25, включая решение экспертного совета об отказе в изменении условий соглашения, экспертного заключения рабочей группы; экспертное заключения рабочей группы по рассмотрению бизнес-плана проекта ООО «Т1» с измененным наименованием «Логистический центр «Technic One», письменных мнений членов Код доступа к оригиналам актов, подписанных электронной подписью судьи 3 экспертного совета Алексича К.В., Брюхановой Н.Г., Зверкова В.И., Дроновой СВ., Лазарева Е.А. и Лашманова Е.П. об отказе в поддержке бизнес‑плана;

- всех материалов Экспертного совета по заявке ООО «Т1» от 28.07.2020г. № 025в/20 на внесение изменений в соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, от 04.10.2012 № С473-ОС/Д25, включая решение экспертного совета об отказе в изменении условий соглашения, экспертное заключение рабочей группы; экспертное заключение рабочей группы по рассмотрению бизнес-плана проекта ООО «Т1» с измененным наименованием «Логистический центр «Technic One», письменные мнения членов экспертного совета Алексина К.В., Брюхановой Н.Г., Зверкова В.И., Дроновой СВ., Лазарева Е.А. и Лашманова Е.П. об отказе в поддержке бизнес‑плана.

Ходатайство ответчика об истребовании дополнительных доказательств удовлетворено судом частично, истребовано у Правительства УО экспертное заключение рабочей группы по рассмотрению бизнес‑плана по заявке ООО «Т1» от 05.10.2020; экспертное заключение рабочей группы по рассмотрению бизнес-плана по заявке ООО «Т1» от 28.07.2020.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.02.2021 удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.04.2021 расторгнуто Соглашение об осуществлении деятельности в портовой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 04.10.2012 № С-473-ОС/Д25, с указанием на редакцию с соответствии дополнительным соглашением от 29.04.2019 № 54-ДП.

При этом суд не установил, заявлены ли истцом требования о расторжении двух самостоятельных соглашений или одного соглашения и его полномочия по расторжению каждого из них в соответствии с Федеральным Законом, а также переданными Министерством в установленном порядке полномочиями.

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального Закона все изменения, вносимые в соглашение об осуществлении деятельности, оформляются дополнительным соглашением к соглашению об осуществлении деятельности в соответствии с  порядком, определенным в статье 18 названного закона.

Согласно встречному исковому заявлению Резидент просит исключит из предмета Соглашения условие о создании ангарного комплекса  обслуживания воздушных судов с суммарной площадью помещений не менее 35 800 кв.м., приложение № 1 к соглашению принять в редакции истребованного судом по делу  Бизнес-плана от 28.07.2020 (л.д. 141, том 6).

В статье 18 Федерального Закона, предусматривающем порядок изменения условий соглашения об осуществлении деятельности, установлено, что в случае, если резидент особой экономической зоны намерен изменить условия соглашения об осуществлении деятельности, связанные с изменением бизнес-плана, он представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, заявление, а также бизнес-план, форма которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом не дана оценка доводам ответчика о принятии им мер по изменению дополнительного соглашения, заключенного с истцом, на предмет соответствия его порядку и условиям, установленным Федеральным Законом.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском.

Предъявление встречного иска осуществляется по общим правилам предъявления исков в силу части 2 статьи 132  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия условий, предусмотренных частью 3 данной статьи, арбитражный суд возвращает встречный иск по правилам статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На это обращено внимание в пункте 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.04 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в котором также указывается, что поскольку определение о возвращении искового заявления может быть обжаловано, то может быть обжаловано и определение о возвращении встречного иска. В случае обжалования определения о возвращении встречного иска до вынесения решения по первоначальному иску рассмотрение первоначального иска может быть отложено до рассмотрения жалобы на названное определение или производство по делу может быть приостановлено.

Вывод суда о возвращении встречного искового заявления изложен в решении суда, принятому по делу по существу первоначальных исковых требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на том, что судом необоснованно возвращено встречное исковое требование, с нарушением установленных норм процессуального права. Срок на обжалование определения о возвращении встречного искового заявления  не был предоставлен ответчику по делу судом первой инстанции при разрешении дела по существу.

При указанных обстоятельствах, выводы судебных инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Правительства УО являются преждевременными, подлежащими дополнительному исследованию, а потому не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку не выяснены все существенные для дела фактические обстоятельства применительно к подлежащим применению нормам материального и процессуального права. Обжалуемые судебные акты подлежат отмене в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу ограничения полномочий.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, установить обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценить имеющиеся в материалах дела доказательства, дать оценку всем доводам и доказательствам сторон, приведенным в обоснование своих позиций, в зависимости от установленного суду надлежит правильно применить нормы права, регулирующие правоотношения участников спора и разрешить заявленный спор.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу № А72-13616/2020отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.

Судебные расходы по кассационной жалобе распределить суду, вновь рассматривающему дело.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            М.З. Желаева

Судьи                                                                                    Э.Г. Гильманова

                                                                                              М.М. Сабиров