ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-13846/2022 от 29.02.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-1018/2024

г. Казань Дело № А72-13846/2022

11 марта 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2024 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой Л.А.,

при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя истца – ФИО1 (доверенность от 15.06.2023),

в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023

по делу № А72-13846/2022

по исковому заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Народная компания комплекс сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Народная компания комплекс сервис» (далее – ООО «НККС», ответчик) о взыскании 9 773 руб. 45 коп. задолженности за период с июня по июль 2022 года. Делу присвоен № А72-13846/2022.

Кроме того, ПАО «Т Плюс» было подано исковое заявление к ООО «НККС» о взыскании 9 889 руб. 68 коп. задолженности за период с августа по сентябрь 2022 года. Делу присвоен № А72-17761/2022.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.06.2023 дела № А72-13846/2022 и № А72-17761/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А72-13846/2022.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2023, оставленным без изменения постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО «Т Плюс»обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением ими норм права и дело направить на новое рассмотрение.

Заявитель жалобы оспаривает выводы судов об отсутствии оснований для взыскания спорных сумм, ссылаясь на то, что наличие в спорном МКД разных систем - открытой и закрытой, а также отсутствие в ПАО «Т Плюс» достоверных сведений, необходимых для расчета ГВС на содержание общего имущества, является основанием для расчета объема потребленного коммунального ресурса только исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги.

Считает, что объем энергетических ресурсов должен определяться прибором учета, которые фиксируют весь потребленный объем МКД, независимо от места установки и количества приборов учета. Приборы учета, установленный в жилой части дома и нежилых помещениях, в таком случае являются частью коллективного прибора учета.

Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании, проведенном посредством системы веб-конференции, представитель истца поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителя в суд не направил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 №1775-р муниципальное образование «город Ульяновск», отнесен к ценовой зоне теплоснабжения.

ПАО «Т Плюс» производит снабжение тепловой энергией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (далее - МКД), управление которым осуществляет ООО «НККС».

В свою очередь, ООО «НККС» приобретает энергетические ресурсы в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названном МКД коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

Согласно протоколу общего собрания от 14.06.2018 № 2/2018 собственниками помещений спорного МКД было принято решение о заключении прямых договоров на водоснабжение и водоотведение – с УМУП «Ульяновскводоканал», на электроэнергию – с ОАО «Ульяновскэнерго», на отопление и горячее водоснабжение – с ПАО «Т Плюс» (вопрос повестки дня № 8).

ПАО «Т Плюс» (теплоснабжающая организация) направило в адрес ООО «НККС» (потребитель) оферту договора теплоснабжения и поставки горячей воды № 777341однАК от 01.01.2020 (потребляемых при содержании общего имущества МКД), который последним подписан не был, мотивированный отказ от его подписания не представлен.

Неисполнение ООО «НККС» обязанности по оплате потребленного коммунального ресурса в исковой период в полном объеме явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ООО «НККС» не согласилось с расчетом истца и указало на отсутствие спорной задолженности. Считает неправомерным расчет объема потребленного коммунального ресурса исходя из норматива потребления.

По мнению ООО «НККС», объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение № 2 к Правилам предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354)).

Отказывая в удовлетворении иска, суды руководствовались статьями 309, 310, 438, 445, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 4, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Приложением№2, пунктами 4, 13, 54, 61 Правил № 354, пунктами 3, 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034), пунктами 1, 17 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), и указали, что требования истца, основанные на расчете объема ресурса на содержание общего имущества с применением не утвержденного в установленном законом порядке норматива потребления, противоречат пункту 54 Правил № 354 и формуле 20.2 Приложения № 2 к указанным Правилам и не могут возлагать на исполнителя коммунальных услуг дополнительные обязанности по оплате коммунальных ресурсов.

Судебная коллегия суда округа по доводам кассационной жалобы приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 ГК РФ).

В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно условиям пункта 1.1. договора договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение горячей воды в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД) от 01.01.2020 № 777341однАК ПАО «Т Плюс» (теплоснабжающая организация) обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть теплоноситель и горячую воду (энергетические ресурсы), а ООО «НККС» (потребитель) обязалось принимать и оплачивать энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.

В пункте 2.1.1 договора указано, что расчет за теплоноситель производится по регулируемым тарифам, утвержденным органом регулирования.

Расчет за горячую воду производится по регулируемым тарифам, утвержденным органом регулирования, установленным в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием: компонента на тепловую энергию, определенного в соответствии с пунктом 2.1.2 договора; компонента на теплоноситель, равного тарифу на теплоноситель, утвержденному органом регулирования.

Теплоснабжающая организация осуществляет публикацию компонентов тарифа на горячую воду в виде числовых значений на официальном сайте теплоснабжающей организации и направляет с описанием порядка его расчета потребителю в форме уведомления вместе с платежными документами. В течение срока действия договора тарифы на теплоноситель и на горячую воду в виде компонента на теплоноситель могут быть изменены органами регулирования. Новые тарифы применяются без предварительного уведомления потребителя.

Расчет компонента на тепловую энергию, являющегося частью тарифа на горячую воду, производится по цене на тепловую энергию, рассчитанной теплоснабжающей организацией на соответствующий расчетный период в соответствии с порядком определения цены с потребителями коммунальной услуги по отоплению МКД, в отношении которого заключается договор.

В соответствии с пунктом 2.1.1 договора в целях удобства расчета компонента на тепловую энергию (мощность) теплоснабжающая организация в течение 15 дней с даты опубликования приказа об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на очередной календарный год осуществляет расчет цены на тепловую энергию (мощность), публикует цену на тепловую энергию (мощность) в виде числового значения на официальном сайте теплоснабжающей организации и направляет указанную цену с описанием порядка ее расчета потребителю в форме уведомления вместе с платежными документами за первый расчетный период после вступления в силу договора или изменения цифрового значения цены.

Стоимость принятого потребителем за расчетный период теплоносителя определяется как произведение тарифа на теплоноситель на количество потребленного теплоносителя, рассчитанного в соответствии с условиями теплоснабжения к договору.

Пунктом 2.2. договора определено, что стоимость принятого потребителем за расчетный период количества горячей воды, рассчитанного в соответствии с условиями теплоснабжения к договору, определяется как сумма произведений: компонента на тепловую энергию на количество потребленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения; компонента на теплоноситель на количество потребленного теплоносителя на нужды горячего водоснабжения.

В силу пункта 2.3 договора оплата за потребленные энергетические ресурсы производится потребителем в срок до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.

Их содержания пункта 13 Правил № 354 следует, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом данных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, отраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2021 № 305-ЭС21-10615, вышеприведенные положения в их системном толковании рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию – исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами – пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Следовательно, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил № 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в МКД осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД (при наличии такого оборудования).

Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под нецентрализованной системой горячего водоснабжения понимаются сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.

Индивидуальный тепловой пункт – это комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения (абзац 10 пункта 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034)).

Из материалов дела видно, что в сентябре 2021 года в результате капитального ремонта и модернизации системы отопления и горячего водоснабжения жилой части МКД, произведенных ООО «НККС» на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом № 4/2019 от 01.09.2019, жилая часть здания была переведена на закрытую систему горячего водоснабжения, в связи с чем тепловые пункты № 1 и № 2 были объединены в один, вместо них был смонтирован индивидуальный тепловой пункт с подключением систем отопления (вентиляции) по независимой схеме с одной точкой присоединения (одним вводом), централизованная система горячего водоснабжения была ликвидирована, снабжение потребителей горячей водой стало осуществляться путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутри домовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений данной многоквартирного жилого дома (теплообменников), узел ввода жилой части дома был оборудован общедомовыми приборами коммерческого учета горячего и холодного водоснабжения, установленными на вводе в здание (рабочая документация 2-800 АОВ «Модернизация систем отопления и ГВС. Автоматизация системы теплоснабжения», 2020 г.).

Данные обстоятельства также отражены в акте отдела тепловой инспекции, составленного представителем филиала «Ульяновский» ПАО «Т Плюс» инспектором ФИО2 в присутствии представителя ООО «НККС» директора ФИО3, которым установлено, что система горячего водоснабжения жилого дома по адресу: пр-кт Ульяновский, 19 относится к категории с закрытой (циркуляционной) системой горячего водоснабжения с наружной сетью с изолированными стояками и неизолированными полотенцесушителями (т. 2 л.д. 50).

Письмом с исх. № 619 от 27.09.2021, в связи с переводом системы горячего водоснабжения вышеназванного МКД в категорию закрытой (циркуляционной) системы ГВС с наружной сетью с изолированными стояками и неизолированными полотенцесушителями ООО «НККС» просило ПАО «Т Плюс» внести изменения в договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 777341однАК от 01.01.2020, путем составления дополнительного соглашения и разъяснить новый порядок расчета платы за коммунальные услуги ГВС (включая ОДН) и центрального отопления для населения, проживающего в указанном МКД, после выполнения модернизации системы отопления и горячего водоснабжения жилой части указанного дома.

В письме от 21.10.2021 исх. № 71500-05/1-06930 ПАО «Т Плюс» сообщило ООО «НККС», что внесение изменений в договор теплоснабжения № 777341 от 01.01.2020 не требуется в связи с тем, что ОДН по закрытой системе не выставляется.

Судами верно отмечено, что применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию – исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации; объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения № 2 к Правилам № 354.

Согласно абзацу 5 пункта 54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 Приложения № 2 к данным Правилам, как сумма 2-х составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на ОДН.

При таких данных судами верно отмечено, что расчет ПАО «Т Плюс» причитающейся ему стоимости тепловой энергии, используемой исполнителем коммунальной услуги только на подогрев воды на ИТП в целях приготовления горячей воды, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, противоречит указанным формулам, в которых при определении объема соответствующего коммунального ресурса должен учитываться удельный расход этого ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (qv kp).

Следовательно, требования ПАО «Т Плюс», основанные на расчете объема ресурса на содержание общего имущества с применением не утвержденного в установленном законом порядке норматива потребления, противоречат пункту 54 Правил № 354 и формуле 20.2 Приложения № 2 к этим Правилам, и не могут возлагать на исполнителя коммунальных услуг дополнительные обязанности по оплате коммунальных ресурсов.

Аналогичная правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 № 305-ЭС19-1381.

При таком положении суд кассационной инстанции полагает, что судами установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.

Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу № А72-13846/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи Н.А. Тюрина

И.В. Арукаева