АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-17837/2022
г. Казань Дело № А72-14110/2021
20 мая 2022 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Сибгатуллина Э.Т.
без вызова сторон,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергомодуль»
на резолютивную часть решения Арбитражного суда Ульяновской области от 22.11.2021 (мотивированное решение от 01.12.2021) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022
по делу № А72-14110/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергомодуль» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области об оспаривании постановления о назначении административного наказания и представления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Энергомодуль» (далее – ООО «Энергомодуль», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее – Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными постановления о назначении административного наказания от 13.09.2021 № 138 и представления от 13.09.2021.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Резолютивной частью решения Арбитражного суда Ульяновской области от 22.11.2021 (мотивированное решение от 01.12.2021), оставленной без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022, в удовлетворении требований ООО «Энергомодуль» отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ООО «Энергомодуль» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и заявленные им требования удовлетворить, считая, что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, а их выводы не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя жалобы, в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения.
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 07.06.2021 в Управление поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая промышленная группа» (далее – ООО «Энергопром ГРУПП») на действия (бездействие) ООО «Энергомодуль», выразившиеся в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям при подаче заявки на технологическое присоединение в связи с увеличением ранее присоединенной (существующей) мощности ТП-284 400 кВА 10/0,4 кВ по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Куйбышева, д. 6, с величины 180 кВт до 330 кВт от питающего центра – опора № 72 ВЛ-10 кВ яч. № 16 РП-3.
По результатам рассмотрения данного заявления Управлением вынесено определение от 15.07.2021 о возбуждении в отношении ООО «Энергомодуль» дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и проведении административного расследования.
Управлением при проведении административного расследования установлено, что ООО «Энергомодуль» в ответ на заявку ООО «Энергопром Групп» о технологическом присоединении (в целях увеличения максимальной мощности) определило плату за технологическое присоединение в сумме 4 109 998, 82 руб., в которую включена стоимость работ по новому строительству ЛЭП-10 кВ от РУ-10 кВ РП-3 до точки подключения, что является нарушением Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).
Усмотрев по результатам административного расследования в действиях ООО «Энергомодуль» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП, Управление составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 13.08.2021 № 121 и вынесло постановление от 13.09.2021 № 138 по делу № 073/04/9.21-425/2021 о привлечении ООО «Энергомодуль» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Кроме того, 13.09.2021 Управлением в адрес ООО «Энергомодуль» внесено представление об обязании принять меры по устранению условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением антимонопольного органа, ООО «Энергомодуль» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО «Энергомодуль» является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям, выступает субъектом естественной монополии.
Отношения в области электроэнергетики урегулированы Законом об электроэнергетике, Правилами № 861.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Такой договор является публичным.
Правила № 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункту 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
На основании абзаца 1 пункта 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8.1 настоящих Правил.
Согласно пункту 28 Правил № 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;
г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливноэнергетическом комплексе.
В соответствии с пунктом 29 Правил № 861 в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
В соответствии с пунктом 30.1 Правил № 861 если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее – заявление об установлении платы).
Суды установили, что 01.04.2021 ООО «Энергопром ГРУПП» обратилось к смежной сетевой организации – ООО «Энергомодуль» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Энергомодуль» в связи с увеличением ранее присоединенной (существующей) мощности трансформаторной подстанции.
16.04.2021 ООО «Энергомодуль» в адрес ООО «Энергопром ГРУПП» направлена оферта договора об осуществлении технологического присоединения от 16.04.2021 № 26 и технические условия от 16.04.2021 № 26. В соответствии с пунктом 10 названного договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18.12.2020 № 344-П и составляет 4 109 998,82 руб., в которую включена стоимость работ по новому строительству ЛЭП-10 кВ от РУ-10 кВ РП-3 до точки подключения.
22.04.2021 ООО «Энергопром ГРУПП» указало ООО «Энергомодуль» на допущенные последним нарушения действующего законодательства в сфере электроэнергетики, предложив внести соответствующие изменения в договор об осуществлении технологического присоединения в части изменения размера платы за технологическое присоединение, а также в части исключения из технических условий мероприятий по строительству ЛЭП.
20.05.2021 ООО «Энергомодуль» сообщило об отсутствии оснований для внесения изменений в договор в связи с тем, что строительство ЛЭП не является развитием существующей инфраструктуры и связей между объектами сетевой организации, а является способом получения технической возможности увеличить максимальную мощность объекта в соответствии с представленной заявкой.
При рассмотрении дела в антимонопольном органе ООО «Энергомодуль» представило расчет, подтверждающий, что величина максимальной мощности абонентов, фактически присоединенных в настоящее время к ВЛ-10 кВ РП-3 яч. 16, к которой осуществлено технологическое присоединение объектов ООО «Энергопром ГРУПП» с максимальной мощностью 180 кВт, превышает пропускную способность данной ВЛ (пропускная способность – 3269 кВт, присоединено – 3319 кВт).
В этой связи суды посчитали верными выводы Управления об отсутствии у ООО «Энергомодуль» технической возможности технологического присоединения заявленной ООО «Энергопром ГРУПП» мощности (с величины 180 кВт до 330 кВт) в существующей точке присоединения; заявленное технологическое присоединение возможно только при строительстве новых объектов электросетевого хозяйства – ЛЭП-10 кВ от РУ-10 кВ РП-3 до точки подключения, в связи с чем меняется внешняя схема электроснабжения ООО «Энергопром ГРУПП», поскольку изменяется точка присоединения (в настоящее время по акту от 25.12.2019 – опора ж/б № 72 ВЛ-10 кВ РП-3 яч.16, в соответствии с предлагаемыми техническими условиями – опора проектируемой ВЛ-10кВ РП-3), что является развитием существующей сети ООО «Энергомодуль» за счет потребителя.
В силу пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
На основании пункта 17 Правил № 861 включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается.
В соответствии с абзацем 5 пункта 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе с развитием связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, расходов на реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.
Согласно пункту 30 Правил № 861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, в том числе и по согласованию с уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов размера платы, что в рассматриваемом случае также не было сделано ООО «Энергомодуль».
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, установив, что факт выявленных в деятельности ООО «Энергомодуль» как субъекта естественной монополии нарушений подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, суды обоснованно пришли к выводу о наличии в деянии ООО «Энергомодуль» события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Также судами установлено, что оспариваемое постановление вынесено антимонопольным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, а наказание назначено заявителю в пределах санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ – в размере 100 000 руб.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительного характера допущенного заявителем административного правонарушения, судами сделан вывод об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
Согласно положениям части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Как верно отметили суды, в данном случае антимонопольный орган, установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, внес 13.09.2021 в его адрес представление в целях пресечения выявленного правонарушения, а также устранения причин возможного совершения правонарушений в будущем, то есть в целях предупреждения совершения заявителем новых правонарушений, что не возлагает на заявителя дополнительных обязанностей, не нарушает его прав и законных интересов, не создает препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемые постановление и представление Управления законными и обоснованными, а потому суды правильно отказали в удовлетворении заявления ООО «Энергомодуль».
Довод заявителя о необоснованном рассмотрении дела в порядке упрощенного производства судом округа отклоняется, поскольку обстоятельства, препятствующие рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 АПК РФ, отсутствовали и суд первой инстанции не установил оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суд кассационной инстанции подобных нарушений не установил.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
резолютивную часть решения Арбитражного суда Ульяновской области от 22.11.2021 (мотивированное решение от 01.12.2021) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по делу № А72-14110/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья Э.Т. Сибгатуллин