ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-14196/18 от 27.12.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2018 по делу № А72-14196/2018 (судья Коннова О.В.) рассмотренному в порядке упрощенного производства

по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад № 231 (ОГРН <***>), г. Ульяновск,

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (ОГРН <***>), г. Ульяновск,

третье лицо:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска, г.Ульяновск,

о признании  недействительным решения от 24.08.2018 № 083V12180000096 в части,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 231 (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее – Пенсионный фонд, Управление) о признании  недействительным решения от 24.08.2018 № 083V12180000096 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначислений: взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 12 002 руб. 43 коп., взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 2 782 руб. 38 коп., штрафа в размере 2 956 руб. 96 коп., пени в сумме 343 руб. 14 коп.

Определением от 13.09.2018 суд привлек Инспекцию Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2018 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Пенсионный фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе указывает, что выплаты работникам муниципальных образовательных организаций в размере 50 % от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных организациях по своей природе хоть и не закреплены в трудовом договоре, однако и не отражены в коллективном договоре и представляют собой стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) за присмотр и уход за детьми.

Проводя анализ нормативно-правовых и законодательных актов, усматривается, что выплаты работникам муниципальных образовательных организаций в размере 50 % от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных организациях, являются элементами оплаты труда, основанными на стимулирующем и поощрительном виде выплат.

Кроме того, данные выплаты представляют собой выплаты стимулирующего характера за содержание детей, то есть являются деятельностью, связанной с бытовым обслуживанием, предоставлением питания, соблюдением гигиенических процедур, контроль за соблюдением режима дня (присмотр и уход за детьми), что и является одной из основ трудовой деятельности работников Учреждения.

В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Управлением в отношении Учреждения была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, результаты которой отражены в акте проверки от 03.08.2018 № 083V10180000258.

В ходе проведения проверки Управлением установлено, что в нарушение Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) Учреждением не начислены страховые взносы на суммы выплат в размере 50 % от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в организациях, при условии, что их дети посещают дошкольные организации, за 2016 год на сумму 54 556 руб. 50 коп.

Решением Управления от 24.08.2018 № 083V12180000096 заявителю доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 12 002 руб. 43 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 2 782 руб. 38 коп., начислены пени в общей сумме 343 руб. 14 коп., а также штраф в размере 2 956 руб. 96 коп.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Из материалов дела следует, что заявитель привлечен к ответственности в 2018 году за допущенные в 2016 году правонарушения. В рассматриваемый временной период правоотношения в сфере исчисления, уплаты, взыскания страховых взносов, а также привлечения к ответственности регулировались Законом № 212-ФЗ, в связи с чем суд первой инстанции применил к рассматриваемому периоду положения Закона № 212-ФЗ, действующего до 01.01.2017.

Исходя из положений ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ, заявитель как страхователь по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному медицинскому страхованию обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе:

- государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

- все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт «д» пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт «и» пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт «б» пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.

Согласно ст. 4 Закона Ульяновской области от 13.08.2013 № 134-ЗО «Об образовании в Ульяновской области» Правительство Ульяновской области устанавливает порядок обращения родителей (законных представителей) детей, посещающих находящиеся на территории Ульяновской области образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, за получением компенсации, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, и порядок предоставления указанной компенсации, а также средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2013 № 609-П «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими муниципальные и частные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования» утверждены Порядок расходования субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий по предоставлению родителям (законным представителям) детей, посещающих муниципальные и частные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, компенсации части внесенной в соответствующие образовательные организации родительской платы за присмотр и уход за детьми, и Положение о порядке обращения родителей (законных представителей) детей, посещающих находящиеся на территории Ульяновской области образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, за получением компенсации части внесенной в соответствующие образовательные организации родительской платы за присмотр и уход за детьми и порядке предоставления указанной компенсации.

Названный Порядок определяет механизм расходования субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий по предоставлению родителям (законным представителям) детей, посещающих муниципальные и частные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, компенсации части внесенной в соответствующие образовательные организации родительской платы за присмотр и уход за детьми.

Вышеуказанное Положение в соответствии с Законом Ульяновской области от 13.08.2013 № 134-ЗО «Об образовании в Ульяновской области» определяет механизм обращения родителей (законных представителей) детей, посещающих находящиеся на территории Ульяновской области образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, за получением компенсации части внесенной в соответствующие образовательные организации родительской платы за присмотр и уход за детьми и порядок предоставления указанной компенсации.

Решением Ульяновской Городской Думы от 21.12.2012 № 223 утверждена Программа дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании «город Ульяновск» «Забота».

Пунктом 5.4 раздела 5 названной Программы предусмотрена мера социальной поддержки работников муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск», из числа воспитателей, младших воспитателей, помощников воспитателей в виде выплаты в размере 50 процентов от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных организациях при условии, что их дети посещают учреждения, в размере 50 процентов от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных организациях, пропорционально времени нахождения ребенка в образовательной организации, ежемесячно в течение календарного года на заявительной основе.

Постановлением администрации г. Ульяновска от 04.07.2013 № 2914 утверждены порядки предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий специалистов, постоянно или преимущественно проживающих в муниципальном образовании «город Ульяновск».

Этим же постановлением утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки работников муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск», из числа воспитателей, младших воспитателей, помощников воспитателей в виде выплаты в размере 50 процентов от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных организациях при условии, что их дети посещают образовательные организации.

Согласно п. 1 Порядка он определяет механизм предоставления меры социальной поддержки работников муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск», из числа воспитателей, младших воспитателей, помощников воспитателей в виде выплаты в размере 50 процентов от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в муниципальных образовательных организациях муниципального образования «город Ульяновск» (далее - образовательная организация) при условии, что их дети посещают образовательные организации (далее - мера социальной поддержки).

В силу п. 2 названного Порядка мера социальной поддержки предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (далее - заявители, получатели меры социальной поддержки), ежемесячно в течение календарного года на заявительной основе в размере, установленном строкой 5.4 раздела 5 Программы дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании «город Ульяновск» «Забота». Мера социальной поддержки предоставляется пропорционально количеству дней нахождения ребенка в образовательной организации, начиная с месяца подачи заявления.

Для получения меры социальной поддержки заявитель подает в образовательную организацию, которую посещает ребенок, заявление по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку с приложением документов, указанных в п. 4 Порядка.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, заявление о получении меры социальной поддержки подается не работодателю, а в образовательную организацию, которую посещает ребенок.

Из материалов дела следует, что заявителем произведены вышеуказанные выплаты, размер и основание этих выплат Управлением не оспорены.

Согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и иными законами.

Как правильно указал суд первой инстанции, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В рассматриваемом случае спорные выплаты носят характер социальной поддержки. При этом спорные выплаты не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Исходя из материалов дела, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что в указанных ситуациях спорные социальные компенсации не зависели от квалификации, сложности, качества, количества, условий выполнения работы.

Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Доказательства, свидетельствующие о том, что такие выплаты являются оплатой труда работников, Управление в материалы дела не представило.

Исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что выплаты, произведенные Учреждением, как иные выплаты, относящиеся к мерам социальной поддержки, не подлежат обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа на основании Закона № 212-ФЗ.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 16954/13 по делу № А73-13807/2012.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2018 по делу № А72-14196/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                   Т.С. Засыпкина