ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-14549/17 от 02.10.2018 АС Поволжского округа

459/2018-39219(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-37743/2018

г. Казань Дело № А72-14549/2017  05 октября 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года. 

Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Егоровой М.В., 

судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:

Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно- канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» – ФИО1  (доверенность от 04.07.2017), 

Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району  г. Ульяновска – ФИО2 (доверенность от 26.12.2017), 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району  г. Ульяновска 

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.04.2018 (судья  Каргина Е.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного 


апелляционного суда от 07.06.2018 (председательствующий судья  Юдкин А.А., судьи Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.) 

по делу № А72-14549/2017

по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия  водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции Федеральной  налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска об оспаривании  акта ненормативного характера в части, 

УСТАНОВИЛ:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно- канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» (далее - УМУП  «Ульяновскводоканал») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской  области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции  Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска  (далее – налоговый орган, инспекция, ИФНС России по Заволжскому  району г. Ульяновска) от 07.07.2017 № 3734. 

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.04.2018  заявленные требования удовлетворены. 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 07.06.2018 решение Арбитражного суда Ульяновской области  от 06.04.2018 оставлено без изменения. 

Инспекция не согласилась с указанными судебными актами и  обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по  основаниям, указанным в жалобе. 

Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал  доводы, изложенные в кассационной жалобе. 

Представитель УМУП «Ульяновскводоканал» в судебном заседании  отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы  кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное 


заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в  соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых  судебных актов, не находит оснований для их отмены. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, УМУП  «Ульяновскводоканал» является землепользователем земельных участков с  кадастровыми номерами 73:24:020907:1, 73:24:020405:43, 73:24:021105:54,  73:24:020914:20. 

В кадастровых выписках в отношении данных земельных участков,  расположенных в городе Ульяновске, относящихся к землям населенных  пунктов, указаны виды разрешенного использования: 73:24:020907:1 - для  размещения КНС 4-0, 73:24:020405:43 - под станцией ПУ и станцией  обезжелезивания, 73:24:021105:54 - под производственной базой,  73:24:020914:20 - под очистными сооружениями. 

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка в  отношении УМУП «Ульяновскводоканал» на основе налоговой  декларации по земельному налогу за 2016 год, по результатам которой  составлен акт от 16.05.2017 № 3085, принято решение от 07.07.2017   № 3734 о привлечении УМУП «Ульяновскводоканал» к ответственности за  совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым  налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового  правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской  Федерации (далее – НК РФ) за неполную уплату земельного налога в виде  штрафа в размере 1 228 164,2 руб. Кроме того, указанным решением  налоговый орган предложил УМУП «Ульяновскводоканал» уплатить  недоимку по земельному налогу в сумме 6 140 821 руб., соответствующие  пени в размере 591 755,24 руб. 

Решением Управления Федеральной налоговой службы по  Ульяновской области от 18.09.2017 № 07-07/15260 апелляционная жалоба  налогоплательщика оставлена без удовлетворения. 


УМУП «Ульяновскводоканал», полагая, что решение налогового  органа противоречит закону и нарушает его права, обратилось в  арбитражный суд с соответствующим заявлением. 

Удовлетворяя требования заявителя, суды правомерно исходили из  следующего. 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ,  налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами  представительных органов муниципальных образований (законами  городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут  превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых  жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры  жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на  земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к  жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры  жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для  жилищного строительства. 

Согласно статье 275.1 НК РФ к обслуживающим производствам и  хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно- коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые  комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы,  осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам,  так и сторонним лицам. 

Решением Ульяновской городской Думы от 13.07.2005 № 135 «О  земельном налоге на территории муниципального образования «Город  Ульяновск» в редакции, действовавшей в 2015 году, в отношении  земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением  доли в праве общей долевой собственности на земельный участок,  приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду (в том  числе нежилые помещения в состав жилого дома) и к объектам 


инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или  приобретенных (предоставленных) для жилищного строительств  установлена налоговая ставка в размере 0,15 процента от кадастровой  стоимости земельного участка. 

Суды с учетом положений пункта 1 статьи 19, пункта 2 статьи 15  Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 24 статьи 1, пункта 5  статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 20  части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ  «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,  пунктов 28, 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О  водоснабжении и водоотведении», Правилами определения и  предоставления технических условий подключения объекта капитального  строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены  постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №  83) и, учитывая положения части 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса  Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что  спорные земельные участки по функциональному назначению относятся к  землям, занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса. 

В соответствии со статьями 30, 32, 37 Градостроительного кодекса  Российской Федерации вид разрешенного использования земельного  участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую  землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное  использование земельного участка, основанное на зонировании  территории, заключается в определении конкретных видов деятельности,  которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему  земельном участке. 

При этом разрешенное использование определяется не  собственником земельного участка применительно к конкретному участку, 


а градостроительным регламентом применительно к каждой  территориальной зоне. 

Судами установлено, что земельные участки с кадастровыми  номерами 73:24:020907:1, 73:24:020405:43, 73:24:021105:54,  73:24:020914:20 отнесены к категории земель поселения. Видами  разрешенного использования указанных участков является: под  канализационные насосные станции (КНС 4-0, КНС-10), под станцию ПУ,  под станцию обезжелезивания, под производственную базу, под очистные  сооружения, что подтверждает то, что на спорных земельных участках  находятся не промышленные объекты, а объекты коммунального  хозяйства. 

Нахождение на земельных участках объектов коммунального  хозяйства, необходимых для оказания коммунальных услуг населению,  также подтверждено осуществляемыми МУП «Ульяновскводоканал»  уставными видами деятельности - забор, очистка, подача и распределение  воды (код по ОКВЭД 36.00); сбор и обработка сточных вод (код по  ОКВЭД 37.00). 

Согласно классификатору ОК 004-93, действующему в спорный  период, находящиеся на спорных участках станция обезжелезивания  (4527375), сооружение очистное водоснабжения (4527363) и  канализационная насосная станция (код 4527373) относятся к объектам  жилищно-коммунального хозяйства. 

Исходя из изложенного, судами сделан обоснованный вывод о том,  что оказываемые МУП «Ульяновскводоканал» виды деятельности - забор,  очистка и распределение воды (код по ОКВЭД 36.00), сбор и обработка  сточных вод (код по ОКВЭД 37.00) относятся к видам экономической  деятельности «Жилищно-коммунальное хозяйство». 

Как верно указали суды, станция обезжелезивания (Чердаклинский  район, с. Архангельское) и станция водоподготовки (пр. Инженерный, 11  кадастровый номер 73:24:020405:43) - это часть системы коммунальной 


инфраструктуры, обеспечивающая уровень очистки воды в соответствии с  обязательными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода.  Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем  питьевого водоснабжения. 

На территории муниципального образования г. Ульяновск  отсутствует иная инженерная инфраструктура жилищно-коммунального  комплекса (включающая в себя водопроводные сети, централизованные  системы водоотведения, станции обезжелезивания и головные насосные  станции), осуществляющая холодное водоснабжение и прием сточных вод  от населения Заволжского района г. Ульяновска и пригородной зоны,  кроме принадлежащих УМУП «Ульяновскводоканал». 

МУП «Ульяновскводоканал» является единственным поставщиком  жилищно-коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению с  использованием комплекса технологически связанных между собой  инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки,  транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам  Заволжского района г. Ульяновска и пригородной зоны, в том числе на  объектах, расположенных на спорных земельных участках, в соответствии  с постановлением Администрации г. Ульяновска от 02.07.2013 № 2874  МУП «Ульяновскводоканал» наделено статусом гарантирующей  организации для централизованной системы холодного водоснабжения и  водоотведения на территории муниципального образования г. Ульяновск, к  водопроводным и канализационным сетям которого присоединено  наибольшее количество объектов. Зона деятельности МУП  «Ульяновскводоканал» установлена в соответствии с границами  муниципального образования г. Ульяновск. 

Как установлено судами, объекты недвижимости, расположенные на  спорных земельных участках, а именно КНС 4-0, станция ПУ и станция  обезжелезивания, производственная база, очистные сооружения и 


предназначены для выполнения вышесказанной задачи, и являются  объектами единой инженерной инфраструктуры. 

МУП «Ульяновскводоканал» является организацией жилищно- коммунального комплекса, имеющей на праве хозяйственного ведения  объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального  комплекса, в том числе очистные сооружения, производящие очистку  стоков, оказывая соответствующие коммунальные услуги потребителям -  населению и юридическим лицам. 

При таких обстоятельствах суды предыдущих инстанций пришли к  правомерному выводу о том, что на земельных участках: 73:24:020907:1,  73:24:020405:43, 73:24:021105:54, 73:24:020914:20 расположены  сооружения, которые являются объектами инженерной инфраструктуры, в  том числе жилищно-коммунального комплекса, предназначенные для  обслуживания жилищного фонда и используемые для нужд потребителей  жилищного комплекса муниципального образования г. Ульяновска и  пригородной зоны, что является основанием для применения к спорным  земельным участкам ставки земельного налога 0,15 процента. 

Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебную практику по  иным делам является несостоятельной в силу различия фактических  обстоятельств дел, а также представленных доказательств. 

При таких обстоятельствах суды правомерно признали  недействительным оспариваемое решение инспекции. 

Положенные в основу кассационной жалобы доводы налогового  органа не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих  инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных  актов. 

Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела  и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в  силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287  АПК РФ


Нормы права при разрешении спора применены судами правильно.  Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов  (статья 288 АПК РФ), не установлено. 

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований  для отмены судебных актов. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.04.2018 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 07.06.2018 по делу № А72-14549/2017 оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья М.В. Егорова 

Судьи О.В. Логинов 

 А.Н. Ольховиков