ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-14963/14 от 07.07.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-24971/2015

г. Казань                                                 Дело № А72-14963/2014

07 июля 2015 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Сафина Н.Н., Кормакова Г.А.,

при участии представителей:

истца – Анисимовой Л.И., по доверенности от 01.07.2015 (б/н),

ответчика – Востровой Н.Н., по доверенности от 12.01.2015 № 3,

в отсутствие:

третьего лица – извещено надлежащим образом, не явилось,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альфаком-У»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2015 (судья Тимофеев В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М.. судьи: Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)

по делу № А72-14963/2014

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфаком-У», г. Ульяновск, к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, г. Ульяновск, третье лицо – Министерство экономического развития Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительным и отмене предписания от 06.10.2014 № С-363,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Альфаком-У» (далее – ООО «Альфаком-У», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (далее – административный орган) о признании недействительным и отмене предписания от 06.10.2014 № С-363.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство экономики по Ульяновской области (далее – Минэкономики).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.

Как усматривается из материалов дела, административным органом в отношении общества вынесено Предписание от 06.10.2014 № С-363 об устранении нарушения жилищного законодательства в части расчета размера платы за коммунальные услуги «Горячее водоснабжение на ОДН», «Холодное водоснабжение на ОДН», «Электроснабжение на ОДН» жителям квартир 37, 38 многоквартирного дома № 40 по ул. Кузоватовская в г. Ульяновске, что, по мнению Главрегионнадзора по Ульяновской области, противоречит абз. 2 п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление № 354).

Считая данное предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

Из материалов дела следует, что начисление платы за коммунальные услуги «Горячее водоснабжение на общедомовые нужды», «Холодное водоснабжение на общедомовые нужды», «Электроснабжение на общедомовые нужды» жителям, проживающим по адресам: г. Ульяновск, ул. Кузоватовская, д. 40, кв. 37, кв. 38, в период с июля 2014 года по август 2014 года производились согласно пункту 11 формулы № 11, пункту 13 формулы № 12 приложения № 2 к Правилам № 354.

В силу определения Верховного суда РФ № 80-АПГ14-5 от 04.06.2014 № 80-АПГ14-5 приказ Минэкономики № 06-243 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образовании «город Ульяновск» Ульяновской области» признан противоречащим законодательству и не действующим со дня вступления решения в законную силу, то есть с 04.06.2014.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 № 80-АПГ14-4 решение Ульяновского областного суда от 06.02.2014 о признании не действующим приказа Минэкономики от 17.08.2012 № 06-265 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета электрической энергии на территории Ульяновской области» (с изменениями) в части утверждения приложения № 2 к приказу, предусматривающему нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, оставлено без изменения, резолютивная часть решения уточнена по срокам, а именно: приказ признан недействующим со дня вступления решения Ульяновского областного суда от 06.02.2014 в законную силу, то есть с 21.05.2014.

Согласно абзацам 2, 3 пункта 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил № 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения № 2 к Правилам № 354.

В решении суда указано, что предписание содержит четкую формулировку нарушения законодательства, поскольку инспекция не предписывала – не взимать с жителей плату за коммунальные услуги ГВС, ХВС, электроэнергия на общедомовые нужды. Было предписано провести мероприятия по устранению выявленных нарушений, а именно, устранить нарушения жилищного законодательства в части начисления платы за коммунальные услуги «Горячее водоснабжение на ОДН», «Холодное водоснабжение на ОДН», «Электроснабжение на ОДН» жителям квартир 38, 37 по ул. Кузоватовской г. Ульяновска в период с июля по август 2014.

Обязанность потребителей по внесению платы за ОДН не отменялось обжалуемым предписанием.

Федеральным законом от 4.07.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) изменен порядок оплаты коммунальных услуг.

В силу частей 6.3, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.

Абзацы второй и третий пункта 44 Правил № 354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил № 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил № 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 названного Федерального закона.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1-2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.

Данная правовая позиция, отраженная в Решении Верховного Суда РФ от 11.06.2013 № АКПИ13-205, применима и к ситуации, сложившейся в городе Ульяновске при отсутствии нормативов потребления.

Нормативного обоснования того, что управляющая компания имеет право, при наличии общедомовых приборов учета, определять плату расчетным путем в отсутствии нормативов потребления без решения собственников помещений многоквартирного дома, не представлено.

Материалами дела установлено, что весь объём коммунальных услуг (холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения), предоставленных на ОДН, зафиксированный общедомовыми приборами учёта, выставляется потребителям в полном объёме, тем самым нарушается порядок начисления платы за коммунальные услуги ОДН, предусмотренный абзацем вторым п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Порядок начисления платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, а именно: выставление потребителю полного объёма коммунального ресурса без учёта установленного норматива при способе управления управлением многоквартирным домом управляющей организацией, который стал применяться ООО «Альфаком-У» после отмены нормативов на ОДН, противоречит законодательству (абзац второй пункта 44 Правил № 354), а, следовательно, нарушает права жителей, которыми, наряду с иными обязательными платежами, вносится плата за управление многоквартирным домом.

Отсутствие законно установленных нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН не дает право ООО «Альфаком-У» не применять положения пункта 44 Правил № 354 и руководствоваться только теми положениями Правил № 354, которые позволяют защитить коммерческие интересы управляющей организации в ущерб законным интересам потребителей.

В силу пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах определен порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.

Закрепленный абзацем вторым пункта 44 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.

В соответствии с пунктом 44 предусмотрено только два случая оплаты гражданами всего объема коммунальных услуг на общедомовые нужды, при наличии общедомового прибора учета: 1) когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитаным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения; в случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств; 2) абзацем четвертым установлены случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу № А72-14963/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альфаком-У» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                                      Э.Г. Баширов

Судьи                                                                                    Н.Н. Сафин

                                                                                              Г.А. Кормаков