ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
21 марта 2022 года Дело № А72-15603/2021
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2022 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 марта 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального учреждения Администрации Муниципального образования «Старомайнский район» на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 декабря 2021 года по делу № А72-15603/2021
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>), г. Ульяновск
к Муниципальному учреждению Администрации Муниципального образования «Старомайнский район» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), область Ульяновская, р.п. Старая Майна
об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственности за плату без проведения торгов, выраженного в письме №73-ИОМСУ-16.01/3400исх от 27.09.2021,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Муниципальному учреждению Администрации Муниципального образования «Старомайнский район» (далее - ответчик), об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственности за плату без проведения торгов, выраженного в письме №73-ИОМСУ-16.01/3400исх от 27.09.2021.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение главы администрации Муниципального образования «Старомайнский район» об отказе в предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, выраженного в письме №73-ИОМСУ-16.01/3400исх от 27.09.2021.
На муниципальное учреждение Администрацию Муниципального образования «Старомайнский район» возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем организации продажи земельного участка с кадастровым номером 73:16:030101:25, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для организации крестьянского хозяйства, общая площадь 430 000 кв.м., адрес (местонахождение) Ульяновская область, Старомайнский район, Старомайнский лесхоз за плату без проведения торгов главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.
С Муниципального учреждения Администрации Муниципального образования «Старомайнский район» в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 взыскано 300 руб. госпошлины.
Не согласившись с выводами суда, Муниципальное учреждение Администрации Муниципального образования «Старомайнский район» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым в удовлетворении заявленных требований Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 73:16:0301016:25, принадлежащий ФИО1 на праве пожизненного наследуемого владения, по данным автоматизированной географической информационной системы ГИС ИнГео и официального электронного ресурса Росреестра, расположен за границами населенного пункта, что в силу положений п. 3.1 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ не позволяет признать за ФИО1 право на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов.
Считает, что у заявителя ФИО1 отсутствуют правовые основания на приобретение земельного участка с кадастровым номером 73:16:030101:25 в соответствий с требованиями Федерального закона № 101-ФЗ и Федерального закона № 137-ФЗ.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Кроме того, также заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Исходя из текста нормы, пункт 3.1 статьи 3 Закона №137-Ф3 говорит о приобретении земельных участков в границах населенного пункта по льготной цене, которая применяется также и для выкупа земельных участков земель сельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, как указано в п.7 ст. 10 Закона №101-ФЗ.
Ограничений права на приватизацию земельных участков земель сельскохозяйственного назначения в зависимости от их нахождения в границах населенных пунктов или за их пределами нормами Закона № 101-ФЗ, как и Закона № 137- ФЗ, не установлено.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на праве пожизненного наследуемого владения принадлежит земельный участок, кадастровый номер 73:16:030101:25, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для организации крестьянского хозяйства, общая площадь 430 000 кв.м., адрес (местонахождение) Ульяновская область, Старомайнский район, Старомайнский лесхоз, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.03.2016 г. за № 73-73/007-73/001/003/2016-538/2.
21 сентября 2021 г. ФИО1 как Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратился в Администрацию МО «Старомайнский район» Ульяновской области (далее - Администрация МО «Старомайнский район») с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Письмом №73-ИОМСУ-16.01/3400исх от 27.09.2021 Администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области отказала ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственности за плату без проведения торгов на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Не согласившись с вынесенным решением Глава КФХ ФИО1 обратился в суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование заявленных требований указывает, что в настоящее время указанный земельный участок используется им по прямому назначению, на земельном участке отсутствуют какие либо здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен главе КФХ ФИО1 как крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве пожизненного наследуемого владения. Следовательно, у главы КФХ ФИО1 в соответствии с положениями ч. 7 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101 - ФЗ имеется право на приобретение данного земельного участка в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости. Кроме того, ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ прямо предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Однако, Администрация МО «Старомайнский район» отказывая в предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов, такого основания из данной правовой нормы не указало, что также ставит под сомнение законность и обоснованность отказа.
Ответчик считает вынесенное решение законным и обоснованным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В письменном отзыве указывает, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № 73-73/007-73/001/003/2016-538/2 от 30.03.2016 и выпиской из ЕГРН № КУВИ-002/2021-127071864 земельный участок с кадастровым номером 73: 16:030101:25 принадлежит ФИО1 на праве пожизненного наследуемого владения и не может быть ему предоставлен в собственность без торгов в нарушение требований Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», поскольку расположен за границами населенного пункта, соответственно на заявителя требования пункта 3.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не могут быть распространены.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие); обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления этого участка в собственность за плату.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В подпункте 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ) оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого назначения земельных участков. Пунктом 4 статьи 1 Закона № 101 -ФЗ предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (п.1 ст.10 Закона №101-ФЗ)
На основании пункта 7 статьи 10 Закона № 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ). Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п.3 ст.3 Закона №137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
Из указанных норм следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций, или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положениями данной статьи предусмотрено, что для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением, содержание которого определено пунктом 1 названной нормы.
Согласно пункту 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, уполномоченный орган обязан в тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего заявления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в предоставлении земельного участка с указанием мотивов.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Исходя из текста оспариваемого решения Администрации Старомайнского района от 27.09.2021, основанием для отказа Главе КФХ в предоставлении используемого на праве пожизненного наследуемого владения земельного участка в собственность за плату без проведения торгов послужило отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Однако подпункт 8 пункта 2 ст.39.3 ЗК РФ прямо предусматривает право продажи земельных участков без проведения торгов крестьянскому фермерскому хозяйству.
Кроме того, Администрацией указано, что испрашиваемый земельный участок принадлежит Главе КФХ ФИО1 на праве пожизненного наследуемого владения и предоставлен не установленным Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» способом, в связи с чем, основания предоставления, установленные Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» отсутствуют.
Администрация сослалась на пункт 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, согласно которому земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Как верно отмечено судом первой инстанции, из представленной выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 73:16:030101:25 принадлежит ФИО1 на праве пожизненного наследуемого владения, на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом 22.03.2016, что подтверждается свидетельством №73-73/007-73/001/003/2016-538/2 о государственной регистрации права. Право муниципальной собственности на данный земельный участок не зарегистрировано, в связи с чем ссылка ответчика на пункт 5.1 статьи 10 Закона № 101 -ФЗ не обоснована.
В отзыве на заявление ответчик указывает, что земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность без проведения торгов, поскольку расположен за границами населенного пункта, в связи с чем на него не распространяются требования п.3.1 ст.3 Закона №137-ФЗ.
Согласно пункту 3.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.
Однако данный пункт 3.1 невозможно применять без пункта 3 статьи 3 Закона №137-ФЗ (приведен выше), который говорит о праве граждан на переоформление в собственность земельных участков, ранее предоставленных в пожизненное наследуемое владение, без ограничения срока.
Исходя из текста нормы, пункт 3.1 статьи 3 Закона №137-ФЗ говорит о приобретении земельных участков в границах населенного пункта по льготной цене, которая применяется также и для выкупа земельных участков земель сельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, как указано в п.7 ст.10 Закона №101-ФЗ.
Ограничений права на приватизацию земельных участков земель сельскохозяйственного назначения в зависимости от их нахождения в границах населенных пунктов или за их пределами нормами Закона №101 -ФЗ, как и Закона №137-ФЗ, не установлено.
Кроме того, исходя из представленного ситуационного плана и пояснений заявителя, земельный участок с кадастровым номером 73:16:030101:25 частично расположен в границах населенного пункта с.Большая Кандала Старомайнского района.
В дополнениях на отзыв ответчик также ссылается на подпункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ как основание отказа - обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лицом, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Условиями реализации права на приобретение земельного участка земель сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленного в пожизненное наследуемое владения, исходя из вышеприведенных требований п.2 ст.39.3 ЗК РФ, ст.10 Закона №101 -ФЗ являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка - сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляющие соответствующую деятельность; использование земельного участка по назначению.
Также материалами дела подтверждается, что ФИО1 зарегистрирован в качестве Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства 18.12.2012. Основным видом деятельности, согласно общедоступным сведения ЕГРЮЛ является выращивание зернобобовых культур (код ОКВЭД-01.11.2).
30.03.2016 ФИО1 выдано свидетельство №73-73/007-73/001/003/2016-538/2 о государственной регистрации права на пожизненное наследуемое владение земельного участка с кадастровым номером 73:16:030101:25
Из материалов дела следует, что Глава КФХ ФИО1 в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности использует земельный участок с кадастровым номером 73:16:030101:25: суду представлены статистические сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур по состоянию на 1 октября, 1 ноября (20 ноября) 2021 года по форме №2-фермер, согласно которым КФХ ФИО1 в 2021 осуществлял посев зерновых и зернобобовых культур - а именно, рожь озимая - на посевной площади 43 га (что соответствует 430 000 кв.м площади испрашиваемого земельного участка).
Таким образом, факт осуществления заявителем сельскохозяйственного производства и использования названного земельного участка по целевому назначению материалами дела подтверждается и ответчиком по существу не опровергается.
Ограничений, установленных в соответствии с законодательством, для предоставления испрашиваемого участка в собственность за плату без проведения торгов в рассматриваемом случае не имеется.
«Обзором судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) предусмотрено, что действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах (пункт 1 статьи 39.3 ЗК РФ, пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
При этом предусмотрены случаи, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов (в частности, подпункты 12, 17, 31 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, статья 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ).
Таким образом, право на предоставление используемого на праве пожизненного наследуемого владения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность за плату без проведения торгов может быть реализовано Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Учитывая вышеизложенное, как верно указано судом первой инстанции, отказ в предоставлении земельного участка по изложенным в нем основаниям не соответствует приведенным положениям действующего законодательства РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции, в целях восстановления прав и законных интересов заявителя, обоснованно возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем организации продажи земельного участка с кадастровым номером 73:16:030101:25, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для организации крестьянского хозяйства, общая площадь 430 000 кв.м., адрес (местонахождение) Ульяновская область, Старомайнский район, Старомайнский лесхоз за плату без проведения торгов главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.
Таким образом, суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, пришел к правильному выводу, что заявленные Главой КФХ ФИО1 требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 декабря 2021 года по делу №А72-15603/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Сергеева
Судьи В.А. Корастелев
И.С. Драгоценнова