ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-16068/17 от 21.08.2018 АС Поволжского округа

128/2018-33294(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-36159/2018

г. Казань Дело № А72-16068/2017  24 августа 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В., 

судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:

Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и  картографии по Ульяновской области – ФИО1, доверенность  от 09.01.2018 № 09, 

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных  надлежащим образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и  картографии по Ульяновской области 

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.02.2018 (судья  Коннова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного 


апелляционного суда от 15.05.2018 (председательствующий судья  Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.) 

по делу № А72-16068/2017

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения  «Российский сельскохозяйственный центр» (ИНН <***>,  ОГРН <***>) в лице филиала Федерального государственного  бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» по  Ульяновской области к Управлению Федеральной службы  государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской  области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании  незаконным отказа, третьи лица: Территориальное управление  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  городе Москве, Межрегиональное территориальное Управление  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  Республике Татарстан и Ульяновской области, 

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский  сельскохозяйственный центр» (далее - заявитель,  ФГБУ «Россельхозцентр») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской  области с заявлением о признании незаконным отказа Управления  Федеральной службы государственной регистрации кадастра и  картографии по Ульяновской области (далее - заинтересованное лицо,  Управление Росреестра) в государственной регистрации права  постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по адресу:  <...>, кадастровый номер 73:15:040102:108,  выраженного в сообщении от 14.09.2017 № 73/001/303/2017-921, а также  об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право  ФГБУ «Россельхозцентр» на постоянное (бессрочное) пользование  указанным земельным участком. 


В порядке стать 51 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве  третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно  предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального  агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве и  Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства  по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и  Ульяновской области (далее - третьи лица). 

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.02.2018,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 15.05.2018, заявленные требования  удовлетворены. 

Не согласившись с решением суда первой и постановлением  апелляционной инстанций, Управление Росреестра обратилось в  Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой  просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый  судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований,  ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и  нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие  выводов судов фактическим обстоятельствам дела. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке,  предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в  кассационной жалобе. 

Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления  Росреестра, проверив обоснованность доводов, изложенных в  кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции  считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без  изменения по следующим основаниям. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.03.1992  Старокулаткинской государственной семенной инспекции выдано 


свидетельство № 6 о праве собственности на земельный участок площадью  0,13 га для производственных нужд на основании решения  Старокулаткинского поселкового совета от 25.02.1992 № 25. 

Согласно приказу Минсельхоза России от 01.02.2002 № 77  Федеральное государственное учреждение «Государственная семенная  инспекция по Ульяновской области» реорганизована путем присоединения  к нему государственных семенных инспекций в качестве филиалов  согласно приложению № 1, кроме того обеспечивается создание филиалов  согласно приложению № 2, в том числе - Старокулаткинского районного  филиала федерального государственного учреждения «Государственная  семенная инспекция по Ульяновской области» по адресу: <...>. При этом указано, что реорганизованное  Федеральное государственное учреждение «Государственная семенная  инспекция по Ульяновской области» является правопреемником по всем  обязательствам присоединяемых районных государственных семенных  инспекций в соответствии с передаточным актом. 

Во исполнение приказа от 01.02.2002 № 77 издан приказ  от 06.06.2002 № 20 о реорганизации районных государственных семенных  инспекций Ульяновской области в филиалы Федерального  государственного учреждения «Государственная семенная инспекция по  Ульяновской области», в том числе - Старокулаткинский районный  филиал Федерального государственного учреждения «Государственная  семенная инспекция по Ульяновской области» по адресу: <...>. 

Сведения об этом филиале зарегистрированы в Едином  государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 18.06.2004. 

Согласно сведениям ЕГРЮЛ Старокулаткинская районная  государственная семенная инспекция (ИНН <***>, учредитель - 


Федеральное государственное учреждение «Государственная семенная  инспекция» Ульяновской области), зарегистрирована 27.01.2003,  ликвидирована 14.10.2004 на основании приказа «О ликвидации районных  государственных семенных инспекций Ульяновской области» № 46  от 28.09.2004. 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007   № 566-р реорганизованы в форме слияния федеральные государственные  учреждения, в том числе Федеральная государственная территориальная  станция защиты растений в Ульяновской области, г. Ульяновск,  государственная семенная инспекция по Ульяновской области,  г. Ульяновск, с образованием в ведении Минсельхоза России  Федерального государственного учреждения «Российский  сельскохозяйственный центр» с последующим созданием на основе  реорганизуемых учреждений обособленных структурных подразделений  (филиалов) в субъектах Российской Федерации. 

Во исполнение указанного распоряжения издан приказ Минсельхоза  России от 29.05.2007 № 288 «О реорганизации ФГУ федеральных  государственных территориальных станций защиты растений,  государственных семенных инспекций и образовании Федерального  государственного учреждения «Россельхозцентр» (далее -  ФГУ «Россельхозцентр»). Согласно пункту 4 названного приказа  ФГУ «Россельхозцентр» является правопреемником федеральных  государственных учреждений в соответствии с передаточными актами. В  приложении № 1 к этому приказу (перечень федеральных государственных  учреждений, находящихся в ведении Минсельхоза России и  реорганизуемых в форме слияния) под номером 138 значится  государственная семенная инспекция по Ульяновской области. 


реорганизации в форме слияния, правопреемником является  Россельхозцентр. 

В соответствии с актами от 01.09.2007 № 20, 21 Федеральное  государственное учреждение «Государственная семенная инспекция по  Ульяновской области» передало правопреемнику -  ФГУ «Россельхозцентр» здание и гараж по адресу: <...>- Комсомольская, 3. 

Приказом от 09.01.2008 № 40-П ФГУ «Россельхозцентр» для  осуществления деятельности его филиала по Ульяновской области созданы  районные отделы, в том числе Старокулаткинский районный отдел  филиала ФГУ «Россельхозцентр» по Ульяновской области по адресу:  <...>. 

Согласно справке главы администрации муниципального  образования «Старокулаткинское городское поселение» от 11.11.2008   № 302 Старокулаткинскому районному отделу филиала  ФГУ «Россельхозцентр» по Ульяновской области принадлежит земельный  участок, расположенный по адресу: <...>- Комсомольская, 3, на основании свидетельства на право собственности на  землю от 04.09.1992 № 6, выданного на основании решения от 25.02.1992   № 25. 

Приказом от 24.05.2011 № 135 Минсельхоза России  ФГУ «Россельхозцентр» переименован в ФГБУ «Россельхозцентр»,  который согласно уставу имеет филиалы, в том числе по Ульяновской  области. 

Вышеуказанные здание и гараж внесены в реестр федерального  имущества (выписки от 27.04.2012 № 4109/480, 4109/477). 


На основании вышеуказанных распоряжения Правительства  Российской Федерации от 05.05.2007 № 566-р, приказа Минсельхоза  России от 29.05.2007 № 288, а также передаточного акта (ГСИ) по  Ульяновской области от 01.09.2007, актов от 01.09.2007 № 20, 21 о  приеме-передаче здания (сооружения) в Едином государственном реестре  прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП)  зарегистрировано право оперативного управления  ФГБУ «Россельхозцентр» на нежилое здание и гараж по адресу:  Ульяновская область, Старокулаткинский район, р.п. Старая Кулатка,  ул. Верхне-Комсомольская, 3, о чем 17.05.2013 выданы свидетельства   № 73 АА 586684 и 73 АА 586672; за Российской Федерацией  зарегистрировано право собственности на вышеуказанные объекты, о чем  в ЕГРП 14.02.2014 сделаны записи и выданы свидетельства № 73  АА 718145 и 73АА 718143. 

Согласно сведениям из Единого государственного реестра  недвижимости от 12.04.2017 правообладателем земельного участка с  кадастровым номером 73:15:040102:108, расположенного по адресу:  <...>, площадью 1275+/-12 кв. м, категория земель: земли  населенных пунктов, вид разрешенного использования: для  производственных нужд, являлась Старокулаткинская государственная  семенная инспекция (вид права: постоянное бессрочное пользование,  документ-основание - свидетельство о праве собственности на землю  от 10.03.1992 № 6 на площадь 1300 кв. м). 

ФГБУ «Россельхозцентр» обратилось в Управление Росреестра с  заявлением о государственной регистрации права постоянного  (бессрочного) пользования в отношении этого земельного участка. 


регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), о чем вынесено  уведомление № 73/001/303/2017-921. 

Сообщением от 14.09.2017 № 73/001/303/2017-921 Управление  Росреестра отказало в государственной регистрации права постоянного  (бессрочного) пользования в отношении спорного земельного участка на  основании статьи 27 Закона о регистрации сославшись на то, что  заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления  государственной регистрации права, поскольку согласно свидетельству на  право собственности на землю от 10.03.1992 № 6 и распоряжению главы  Старокулаткинского района Ульяновской области от 11.08.2003 № 498р  указанный земельный участок предоставлен на праве постоянного  (бессрочного) пользования Старокулаткинской районной государственной  семенной инспекции (ИНН <***>), которая согласно выписке из  ЕГРЮЛ ликвидирована 14.10.2004, что свидетельствует об отсутствии  правопреемства между ней и ФГБУ «Россельхозцентр», право постоянного  (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица  прекратилось с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации. 

Постановлением от 10.10.2017 № 285 администрации  муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской  области уточнен адрес спорного земельного участка: Российская  Федерация, Ульяновская область, Старокулаткинский район,  муниципальное образование «Старокулаткинское городское поселение»,  <...> (ранее Комсомольская,  3). 

Согласно выписке из Единого государственного реестра  недвижимости от 23.11.2017, представленной заявителем,  правообладателем земельного участка с кадастровым номером  73:15:040102:108, расположенного по адресу: <...>,  площадью 1275+/-12 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, 


вид разрешенного использования: для производственных нужд, является  Российская Федерация (вид права: собственность, документы-основания -  распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.05.2007   № 566-р, приказ Минсельхоза России от 29.05.2007 № 288, передаточный  акт (ГСИ) по Ульяновской обл. от 01.09.2007, акты о приеме-передаче  здания (сооружения) от 01.09.2007 № 20, 21). 

Заявитель пояснил, что с момента предоставления в 1992 году (с  учетом владения объектами недвижимости правопредшественниками) он  владеет и пользуется спорным объектом недвижимости, несет бремя его  содержания, используя объект по назначению (на земельном участке  находится административное здание и гараж районного отдела  Ульяновского филиала Россельхозцентра). 

Заявитель также указал на регистрацию прав по аналогичным  основаниям при наличии сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации  Тереньгульской районной государственной семенной инспекции,  Николаевской районной государственной семенной инспекции, Сурской  районной государственной семенной инспекции. 

Полагая, что отказ в государственной регистрации является  незаконным, нарушает его права и законные интересы,  ФГБУ «Россельхозцентр» обратилось с настоящим заявлением в  арбитражный суд. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции  исходил из того, что ФГБУ «Россельхозцентр» надлежащим образом  осуществило все требуемые от него действия и представило на  государственную регистрацию все необходимые для совершения  регистрационных действий документы. 

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с  выводами судов. 


В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ  и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской  Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением  части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для  удовлетворения требований о признании недействительными  ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий  (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух  обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному  правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. 

Заинтересованное лицо вправе обжаловать отказ в государственной  регистрации прав посредством подачи заявления в суд (пункт 12 статьи 29  Закона о регистрации, часть 1 статьи 198 АПК РФ). 

Бремя доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение  для разрешения спора, по делам данной категории в силу части 5  статьи 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, чей акт (действие,  бездействие) обжалуется. 

Согласно статье 1 Закона о регистрации государственная  регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания  и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права  определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого  права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная  регистрация прав). 

Государственная регистрация прав осуществляется посредством  внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о  котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации  государственная регистрация прав осуществляются на основании  заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным 


законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в  установленном настоящим Федеральным законом порядке. 

К заявлению государственной регистрации прав прилагаются  документы, являющиеся основанием для осуществления государственной  регистрации прав (подпункт 2 пункта 4 статьи 18 Закона о регистрации). 

Не допускается истребование у заявителя дополнительных  документов, если представленные им документы отвечают требованиям  статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в  соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых  актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не  установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными  законами (пункт 5 статьи 18 Закона о регистрации). 

Государственная регистрация прав включает в себя проведение  правовой экспертизы документов, представленных для осуществления  государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия  установленных настоящим Законом оснований для приостановления  государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении  государственной регистрации прав (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Закона  о регистрации). 

Осуществление государственной регистрации прав  приостанавливается по решению государственного регистратора прав в  случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже  зарегистрированными правами (подпункт 3 пункта 1 статьи 26 Закона  от 13.07.2015 № 218-ФЗ). 

В силу статьи 27 Закона о регистрации в осуществлении  государственной регистрации прав отказывается по решению  государственного регистратора прав в случае, если в течение срока  приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации  прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. 


Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее – ГК РФ) права на объекты недвижимости (права  собственности, права оперативного управления, права хозяйственного  ведения) подлежат государственной регистрации. 

В пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в  судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права  собственности и других вещных прав» разъяснено, что доказательством  права собственности на недвижимое имущество является выписка из  ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности  доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным  законодательством доказательств, подтверждающих возникновение права  у истца. 

В силу пункта 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для  осуществления государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав являются акты, изданные органами  государственной власти или органами местного самоуправления в рамках  их компетенции и в порядке, который установлен законодательством,  действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и  устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права  или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты  (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные  уполномоченными органами государственной власти в порядке,  установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких  актов на момент их издания. 

В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в  государственной собственности, закрепляется за государственными  предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение  в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). 


Пунктом 1 статьи 264 ГК РФ предусмотрено, что земельные участки  могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в  порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным  законодательством. 

Согласно статье 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного)  пользования земельным участком, находящимся в государственной или  муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в  Земельном кодексе Российской Федерации. 

Статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации  установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в  государственной или муниципальной собственности, в постоянное  (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения  уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в  государственной или муниципальной собственности, предоставляются в  постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным  учреждениям (бюджетным, казенным, автономным). 

Аналогичные положения содержались в прежней редакции  статьи 268 ГК РФ (до введения в действие Федерального закона  от 23.06.2014 № 171-ФЗ). 

Статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации (до  вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)  было предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование  земельные участки предоставляются государственным и муниципальным  учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия  президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих  полномочий, а также органам государственной власти и органам местного  самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования  находящимися в государственной или муниципальной собственности  земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до  введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. 


Согласно пункту 3 статьи 268 ГК РФ в случае реорганизации  юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного)  пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства. 

В силу статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право  оперативного управления имуществом, в отношении которого  собственником принято решение о закреплении за унитарным  предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или  учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено  законом и иными правовыми актами или решением собственника. 

Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении  в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что  право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в  государственной или муниципальной собственности земельными  участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в  действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. 

Государственные акты, свидетельства и другие документы,  удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим  лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют  равную юридическую силу с записями в ЕГРП. 

Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном  статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические  обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к  правомерному выводу об удовлетворении заявленного требования. 

Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной  коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным  правовым нормам и не опровергают выводов судов, дают иную правовую  оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к  переоценке доказательств. Переоценка доказательств и установленных  судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 


статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной  инстанции. 

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и  апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам  дела и основаны на правильном применении норм материального и  процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых  судебных актов не имеется. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.02.2018 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 15.05.2018 по делу № А72-16068/2017 оставить без изменения,  кассационную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом. 

Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина

Судьи В.А. Карпова 

 С.Ю. Муравьев