ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-16068/17 от 21.08.2018 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-36159/2018

г. Казань Дело № А72-16068/2017

24 августа 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,

при участии представителя:

Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области – ФИО1, доверенность от 09.01.2018 № 09,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.02.2018 (судья Коннова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)

по делу № А72-16068/2017

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» по Ульяновской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр» (далее - заявитель, ФГБУ «Россельхозцентр») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по адресу: <...>, кадастровый номер 73:15:040102:108, выраженного в сообщении от 14.09.2017 № 73/001/303/2017-921, а также об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право ФГБУ «Россельхозцентр» на постоянное (бессрочное) пользование указанным земельным участком.

В порядке стать 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве и Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - третьи лица).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.02.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления Росреестра, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.03.1992 Старокулаткинской государственной семенной инспекции выдано свидетельство № 6 о праве собственности на земельный участок площадью 0,13 га для производственных нужд на основании решения Старокулаткинского поселкового совета от 25.02.1992 № 25.

Согласно приказу Минсельхоза России от 01.02.2002 № 77 Федеральное государственное учреждение «Государственная семенная инспекция по Ульяновской области» реорганизована путем присоединения к нему государственных семенных инспекций в качестве филиалов согласно приложению № 1, кроме того обеспечивается создание филиалов согласно приложению № 2, в том числе - Старокулаткинского районного филиала федерального государственного учреждения «Государственная семенная инспекция по Ульяновской области» по адресу: <...>. При этом указано, что реорганизованное Федеральное государственное учреждение «Государственная семенная инспекция по Ульяновской области» является правопреемником по всем обязательствам присоединяемых районных государственных семенных инспекций в соответствии с передаточным актом.

Во исполнение приказа от 01.02.2002 № 77 издан приказ от 06.06.2002 № 20 о реорганизации районных государственных семенных инспекций Ульяновской области в филиалы Федерального государственного учреждения «Государственная семенная инспекция по Ульяновской области», в том числе - Старокулаткинский районный филиал Федерального государственного учреждения «Государственная семенная инспекция по Ульяновской области» по адресу: <...>.

Сведения об этом филиале зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 18.06.2004.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ Старокулаткинская районная государственная семенная инспекция (ИНН <***>, учредитель - Федеральное государственное учреждение «Государственная семенная инспекция» Ульяновской области), зарегистрирована 27.01.2003, ликвидирована 14.10.2004 на основании приказа «О ликвидации районных государственных семенных инспекций Ульяновской области» № 46 от 28.09.2004.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 № 566-р реорганизованы в форме слияния федеральные государственные учреждения, в том числе Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Ульяновской области, г. Ульяновск, государственная семенная инспекция по Ульяновской области, г. Ульяновск, с образованием в ведении Минсельхоза России Федерального государственного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» с последующим созданием на основе реорганизуемых учреждений обособленных структурных подразделений (филиалов) в субъектах Российской Федерации.

Во исполнение указанного распоряжения издан приказ Минсельхоза России от 29.05.2007 № 288 «О реорганизации ФГУ федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и образовании Федерального государственного учреждения «Россельхозцентр» (далее - ФГУ «Россельхозцентр»). Согласно пункту 4 названного приказа ФГУ «Россельхозцентр» является правопреемником федеральных государственных учреждений в соответствии с передаточными актами. В приложении № 1 к этому приказу (перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минсельхоза России и реорганизуемых в форме слияния) под номером 138 значится государственная семенная инспекция по Ульяновской области.

02 ноября 2007 года в ЕГРЮЛ зарегистрированы сведения о прекращении деятельности Федерального государственного учреждения «Государственная семенная инспекция по Ульяновской области» путем реорганизации в форме слияния, правопреемником является Россельхозцентр.

В соответствии с актами от 01.09.2007 № 20, 21 Федеральное государственное учреждение «Государственная семенная инспекция по Ульяновской области» передало правопреемнику - ФГУ «Россельхозцентр» здание и гараж по адресу: <...>.

Приказом от 09.01.2008 № 40-П ФГУ «Россельхозцентр» для осуществления деятельности его филиала по Ульяновской области созданы районные отделы, в том числе Старокулаткинский районный отдел филиала ФГУ «Россельхозцентр» по Ульяновской области по адресу: <...>.

Согласно справке главы администрации муниципального образования «Старокулаткинское городское поселение» от 11.11.2008 № 302 Старокулаткинскому районному отделу филиала ФГУ «Россельхозцентр» по Ульяновской области принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <...>, на основании свидетельства на право собственности на землю от 04.09.1992 № 6, выданного на основании решения от 25.02.1992 № 25.

Приказом от 24.05.2011 № 135 Минсельхоза России ФГУ «Россельхозцентр» переименован в ФГБУ «Россельхозцентр», который согласно уставу имеет филиалы, в том числе по Ульяновской области.

Вышеуказанные здание и гараж внесены в реестр федерального имущества (выписки от 27.04.2012 № 4109/480, 4109/477).

На основании вышеуказанных распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 № 566-р, приказа Минсельхоза России от 29.05.2007 № 288, а также передаточного акта (ГСИ) по Ульяновской области от 01.09.2007, актов от 01.09.2007 № 20, 21 о приеме?передаче здания (сооружения) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право оперативного управления ФГБУ «Россельхозцентр» на нежилое здание и гараж по адресу: <...>, о чем 17.05.2013 выданы свидетельства № 73 АА 586684 и 73 АА 586672; за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на вышеуказанные объекты, о чем в ЕГРП 14.02.2014 сделаны записи и выданы свидетельства № 73 АА 718145 и 73АА 718143.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 12.04.2017 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 73:15:040102:108, расположенного по адресу: <...>, площадью 1275+/-12 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных нужд, являлась Старокулаткинская государственная семенная инспекция (вид права: постоянное бессрочное пользование, документ-основание - свидетельство о праве собственности на землю от 10.03.1992 № 6 на площадь 1300 кв. м).

ФГБУ «Россельхозцентр» обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении этого земельного участка.

09 июня 2017 года государственная регистрация заявленного права была приостановлена на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), о чем вынесено уведомление № 73/001/303/2017-921.

Сообщением от 14.09.2017 № 73/001/303/2017-921 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного земельного участка на основании статьи 27 Закона о регистрации сославшись на то, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, поскольку согласно свидетельству на право собственности на землю от 10.03.1992 № 6 и распоряжению главы Старокулаткинского района Ульяновской области от 11.08.2003 № 498р указанный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Старокулаткинской районной государственной семенной инспекции (ИНН <***>), которая согласно выписке из ЕГРЮЛ ликвидирована 14.10.2004, что свидетельствует об отсутствии правопреемства между ней и ФГБУ «Россельхозцентр», право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица прекратилось с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации.

Постановлением от 10.10.2017 № 285 администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области уточнен адрес спорного земельного участка: Российская Федерация, Ульяновская область, Старокулаткинский район, муниципальное образование «Старокулаткинское городское поселение», <...> (ранее Комсомольская, 3).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.11.2017, представленной заявителем, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 73:15:040102:108, расположенного по адресу: <...>, площадью 1275+/-12 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных нужд, является Российская Федерация (вид права: собственность, документы-основания - распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 № 566?р, приказ Минсельхоза России от 29.05.2007 № 288, передаточный акт (ГСИ) по Ульяновской обл. от 01.09.2007, акты о приеме-передаче здания (сооружения) от 01.09.2007 № 20, 21).

Заявитель пояснил, что с момента предоставления в 1992 году (с учетом владения объектами недвижимости правопредшественниками) он владеет и пользуется спорным объектом недвижимости, несет бремя его содержания, используя объект по назначению (на земельном участке находится административное здание и гараж районного отдела Ульяновского филиала Россельхозцентра).

Заявитель также указал на регистрацию прав по аналогичным основаниям при наличии сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации Тереньгульской районной государственной семенной инспекции, Николаевской районной государственной семенной инспекции, Сурской районной государственной семенной инспекции.

Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, ФГБУ «Россельхозцентр» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФГБУ «Россельхозцентр» надлежащим образом осуществило все требуемые от него действия и представило на государственную регистрацию все необходимые для совершения регистрационных действий документы.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать отказ в государственной регистрации прав посредством подачи заявления в суд (пункт 12 статьи 29 Закона о регистрации, часть 1 статьи 198 АПК РФ).

Бремя доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, по делам данной категории в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, чей акт (действие, бездействие) обжалуется.

Согласно статье 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

К заявлению государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (подпункт 2 пункта 4 статьи 18 Закона о регистрации).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 Закона о регистрации).

Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Закона о регистрации).

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (подпункт 3 пункта 1 статьи 26 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

В силу статьи 27 Закона о регистрации в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права на объекты недвижимости (права собственности, права оперативного управления, права хозяйственного ведения) подлежат государственной регистрации.

В пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение права у истца.

В силу пункта 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Пунктом 1 статьи 264 ГК РФ предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно статье 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.

Статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).

Аналогичные положения содержались в прежней редакции статьи 268 ГК РФ (до введения в действие Федерального закона от 23.06.2014 № 171?ФЗ).

Статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации (до вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ) было предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Согласно пункту 3 статьи 268 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

В силу статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленного требования.

Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.02.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 по делу № А72-16068/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина

Судьи В.А. Карпова

С.Ю. Муравьев